Роман Давидович Селин: Децентрализация логистики позволит сэкономить до 2-3 трлн рублей в год
Ограничение движения большегрузного транспорта по МКАД выгодно региональным логистическим компаниям и владельцам региональных складских комплексов.
Ограничение движения большегрузного транспорта по МКАД выгодно региональным логистическим компаниям и владельцам региональных складских комплексов. В перспективе они могут оттянуть часть товаропотоков из Московского региона и обострить конкуренцию на рынке логистических услуг. Аналитики Группы компаний «Бизнес Сити» прогнозируют, что в перспективе в значительном удалении от Москвы могут сформироваться крупные децентрализованные логистические узлы, а доля логистических издержек в стоимости продукции заметно снизится.
В последние годы Московский регион стал глобальным логистическим центром, пунктом консолидации товарных потоков. При этом значительные объемы грузов по его территории перевозились автомобильным транспортом. По разным оценкам, ежедневно в пределы МКАД въезжало от 1 до 1,5 млн грузовых автомобилей. В конце концов, избыточные грузопотоки перегрузили дорожную сеть и привели к транспортному коллапсу. Из-за низкой скорости доставки грузов высокой стоимости их хранения и обработки сложились заоблачные логистические издержки. Затраты на логистику в России достигают 30-40%, в то время, как в большинстве европейских стран логистические издержки не превышают 10%.
Введение московскими властями ограничения на движение грузовиков по МКАД, с одной стороны, может привести к дальнейшему раздуванию логистических расходов из-за роста цен на склады в ближнем Подмосковье, появления новых затрат, связанных с необходимостью пересмотра структуры цепей поставок. Но, с другой стороны, возникает реальная предпосылка для ускорения процесса децентрализации спроса на склады с его плавным смещением в регионы. Во-первых, в соседние с Московской областью губернии: Нижегородскую, Калужскую, Смоленскую, Владимирскую и пр. Во-вторых, в города-миллионники, расположенные в узловых точках логистических маршрутов (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Ростов-на-Дону и пр.).
В авангарде процесса децентрализации складского рынка уже готовы выступить крупные российские компании федерального уровня, а также западные корпорации (прежде всего те из них, в технологические цепочки которых вплетены значительные объемы грузоперевозок). Многие из них еще с прошлого года активно расширяют региональные складские мощности: арендуют новые площади, либо планируют строительство новых дистрибуторских комплексов (в том числе, в привязке к региональным производственным площадкам). «Отражением процесса децентрализации является рост спроса на услуги по автоматизации логистических комплексов на базе систем управления складом. Спрос на такие системы в регионах ежегодно растет на 20%», - замечает руководитель Группы компаний "Бизнес Сити" Роман Давидович Селин.
Стимулировать региональную экспансию намерены власти. Так, в частности, обсуждаются схемы государственного участия в создании и финансировании инфраструктуры логистических парков, а также налоговые льготы и прочие преференции для инвесторов. Разрабатываются проекты создания в крупных транспортных узлах (прежде всего, вдоль федеральных трасс и железных дорог) мультимодальных терминальных комплексов и транспортно-логистических центров.
По мнению руководителя Группы компаний «Бизнес Сити» Романа Давидовича Селина, в краткосрочном периоде смещение спроса на логистику может привести к дефициту предложения складов: в некоторых регионах логистические комплексы класса А можно пересчитать по пальцам. На долю качественных площадей в совокупном объеме предложения зачастую приходится менее 15-20% рынка. Однако в среднесрочной перспективе децентрализация позволит товаропроводящим компаниям снизить долю логистических издержек в общей структуре затрат с 30-40% до 25-27%. Кроме того, в регионах сформируется полноценный рынок комплексного логистического сервиса: пока же большинство складских операторов специализируются на оказании примитивных транспортно-экспедиционных услуг (96% оборота).
«Интенсивное развитие опорной региональной логистической инфраструктуры является обязательным условием реализации транзитного потенциала страны и повышения скорости обработки грузопотоков. Время, как известно – деньги. ВВП страны в прошлом году составил около 62,3 трлн рублей. То есть, текущие логистические издержки в денежном выражении можно оценить примерно в 18,7 трлн рублей. Снижение затрат на 3-5% даст экономию в объеме до 2-3 трлн рублей», - резюмирует Селин Роман Давидович.
В последние годы Московский регион стал глобальным логистическим центром, пунктом консолидации товарных потоков. При этом значительные объемы грузов по его территории перевозились автомобильным транспортом. По разным оценкам, ежедневно в пределы МКАД въезжало от 1 до 1,5 млн грузовых автомобилей. В конце концов, избыточные грузопотоки перегрузили дорожную сеть и привели к транспортному коллапсу. Из-за низкой скорости доставки грузов высокой стоимости их хранения и обработки сложились заоблачные логистические издержки. Затраты на логистику в России достигают 30-40%, в то время, как в большинстве европейских стран логистические издержки не превышают 10%.
Введение московскими властями ограничения на движение грузовиков по МКАД, с одной стороны, может привести к дальнейшему раздуванию логистических расходов из-за роста цен на склады в ближнем Подмосковье, появления новых затрат, связанных с необходимостью пересмотра структуры цепей поставок. Но, с другой стороны, возникает реальная предпосылка для ускорения процесса децентрализации спроса на склады с его плавным смещением в регионы. Во-первых, в соседние с Московской областью губернии: Нижегородскую, Калужскую, Смоленскую, Владимирскую и пр. Во-вторых, в города-миллионники, расположенные в узловых точках логистических маршрутов (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Ростов-на-Дону и пр.).
В авангарде процесса децентрализации складского рынка уже готовы выступить крупные российские компании федерального уровня, а также западные корпорации (прежде всего те из них, в технологические цепочки которых вплетены значительные объемы грузоперевозок). Многие из них еще с прошлого года активно расширяют региональные складские мощности: арендуют новые площади, либо планируют строительство новых дистрибуторских комплексов (в том числе, в привязке к региональным производственным площадкам). «Отражением процесса децентрализации является рост спроса на услуги по автоматизации логистических комплексов на базе систем управления складом. Спрос на такие системы в регионах ежегодно растет на 20%», - замечает руководитель Группы компаний "Бизнес Сити" Роман Давидович Селин.
Стимулировать региональную экспансию намерены власти. Так, в частности, обсуждаются схемы государственного участия в создании и финансировании инфраструктуры логистических парков, а также налоговые льготы и прочие преференции для инвесторов. Разрабатываются проекты создания в крупных транспортных узлах (прежде всего, вдоль федеральных трасс и железных дорог) мультимодальных терминальных комплексов и транспортно-логистических центров.
По мнению руководителя Группы компаний «Бизнес Сити» Романа Давидовича Селина, в краткосрочном периоде смещение спроса на логистику может привести к дефициту предложения складов: в некоторых регионах логистические комплексы класса А можно пересчитать по пальцам. На долю качественных площадей в совокупном объеме предложения зачастую приходится менее 15-20% рынка. Однако в среднесрочной перспективе децентрализация позволит товаропроводящим компаниям снизить долю логистических издержек в общей структуре затрат с 30-40% до 25-27%. Кроме того, в регионах сформируется полноценный рынок комплексного логистического сервиса: пока же большинство складских операторов специализируются на оказании примитивных транспортно-экспедиционных услуг (96% оборота).
«Интенсивное развитие опорной региональной логистической инфраструктуры является обязательным условием реализации транзитного потенциала страны и повышения скорости обработки грузопотоков. Время, как известно – деньги. ВВП страны в прошлом году составил около 62,3 трлн рублей. То есть, текущие логистические издержки в денежном выражении можно оценить примерно в 18,7 трлн рублей. Снижение затрат на 3-5% даст экономию в объеме до 2-3 трлн рублей», - резюмирует Селин Роман Давидович.
Источник:
http://iveco.ru