Эффективность внедрения компьютерных тренажеров для подготовки квалифицированного технологического п
Успехи информационных технологий создают уникальную возможность обучать студентов и сотрудников фирм и предприятий в соответствии с требованиями времени.
Постоянное увеличение объема высокотехнологичного оборудования, усложнение технологических процессов, появление новых информационных систем управления ставит задачу подготовки высококвалифицированного персонала, готового к технологическим переменам, способного быстро и эффективно достигать поставленных целей. Успехи информационных технологий создали уникальную возможность обучать студентов и сотрудников фирм и предприятий в соответствии с требованиями времени. Создание и использование компьютерных тренажеров как эффективной технологии тренинга персонала – трендовая тенденция последних лет.
Компьютерный тренажер представляет собой программу, запускаемую на персональном компьютере и предназначенную для выработки у обучающегося устойчивых навыков ведения технологического процесса на конкретном агрегате. Цель применения тренажеров – формирование навыков осознанного управления технологическим процессом на конкретном рабочем месте. С помощью тренажера пользователь может решать многие задачи:
- изучать устройство оборудования, теорию технологического процесса и формировать навык работы с пультами управления;
- анализировать возможные причины возникновения дефектов в результате действий на конкретном рабочем месте и осваивать способы их предупреждения;
- рассматривать сценарии аварийных ситуаций и отрабатывать алгоритм действий во время таких ситуаций.
Применение компьютерных тренажеров имеет ряд преимуществ экономического, технологического, социального и др. планов. Прежде всего, использование тренажеров позволяет снизить стоимость обучения, поскольку работа на нем может проводиться без отрыва от производства в удобное для сотрудника время. Обучающийся может познакомиться с особенностями технологического оборудования без выхода на рабочую площадку, что очень удобно, если место работы, например, удалено на значительное расстояние либо потенциально опасно. Еще одним плюсом тренажера, позволяющим уменьшить затраты, является способность моделировать в соответствии с индивидуальными запросами время протекания производственных процессов. Многие технологические операции растянуты на часы и дни, поэтому их изучение в реальном времени очень затратно. «Сжатие» времени делает длительные процессы доступными для быстрого изучения.
Велика информационная эффективность включения компьютерного тренажера в процесс обучения персонала. Она связана с приобретением теоретических профессиональных знаний о предмете и выработкой практических навыков работы с ним, усвоением регламента выполнения технологических операций на соответствующем оборудовании. Учебно-технологические задания, программно реализующиеся компьютером в рамках имитационной модели объекта, дают возможность пользователю стать «участником» производственной деятельности, приучают следить за временем и строго соблюдать порядок действий, показывают отклонения от регламента. На компьютерном тренажере можно довести до автоматизма проведение технологических операций, что не только сделает сотрудника высококвалифицированным специалистом, но и позволит избежать ошибок в действиях. Компьютерные тренажеры традиционно содержат средства контроля и оценки действий обучаемых, ведения персональных журналов прохождения учебного процесса, формирования протокола обучения. Возможность быстро ознакомиться с результатами обучения значительно упрощает мониторинг уровня профессиональной квалификации персонала.
Компьютерный тренажер, имея в основе современные IT-методики и технологии, может максимально точно имитировать технологический объект и среду его функционирования. Обучающая система обычно включает:
- 3D модели агрегатов с несколькими уровнями детализации;
- подробное описание каждого элемента агрегата, его назначение, особенности и технические характеристики;
- видеоматериалы и анимационные ролики, демонстрирующие работу агрегата, а также обслуживание и настройку оборудования;
- полный набор документации, необходимый для работы с оборудованием, в том числе технические и технологические инструкции, чертежи, схемы.
Соответствие виртуального рабочего места реальному способствует успешной работе механизмов восприятия и расшифровки информации, получаемой человеком от технической системы, а также переработки этой информации в процессе принятия решений. Задействуя практически все органы чувств человека, компьютерный тренажер вырабатывает в его сознании устойчивые навыки поведения в штатных и нештатных ситуациях.
Неоценимые результаты дает компьютерный тренажер и в социальном плане: он повышает промышленную и экологическую безопасность. Современные промышленные предприятия, особенно те из них, которые характеризуются повышенной опасностью, предъявляют особые требования к системе подготовки своего оперативного персонала. Специалисты должны быстро и адекватно реагировать на сигналы, поступающие от системы автоматизации, и быть готовыми к возникновению и ликвидации последствий нештатных ситуаций. Выработать правильную стратегию поведения во время аварии возможно при помощи компьютерного тренажера, поскольку в их программном обеспечении используются базы знаний, сформированные в ходе анализа успешного опыта преодоления аварийных ситуаций оперативным персоналом.
На сегодняшний день компьютерные тренажеры превосходят по эффективности все известные формы обучения, поскольку дают возможность полноценного тренинга с целью выработки профессиональных навыков поведения в штатных и нештатных ситуациях. Изучая технологический процесс при помощи компьютерного тренажера, сотрудник достигнет следующих результатов:
- сформирует навыки работы в различных ситуациях реального производства;
- отработает алгоритм действий, предполагаемый реальными производственными условиями;
- проанализирует самостоятельно или совместно с преподавателем возможные «виртуальные» ошибки, чтобы в дальнейшей производственной деятельности уметь предотвращать реальные аварийные ситуации.
Опыт применения компьютерных тренажеров в процессе обучения показывает несомненное преимущество в уровне подготовки персонала при незначительных затратах.
Компьютерный тренажер представляет собой программу, запускаемую на персональном компьютере и предназначенную для выработки у обучающегося устойчивых навыков ведения технологического процесса на конкретном агрегате. Цель применения тренажеров – формирование навыков осознанного управления технологическим процессом на конкретном рабочем месте. С помощью тренажера пользователь может решать многие задачи:
- изучать устройство оборудования, теорию технологического процесса и формировать навык работы с пультами управления;
- анализировать возможные причины возникновения дефектов в результате действий на конкретном рабочем месте и осваивать способы их предупреждения;
- рассматривать сценарии аварийных ситуаций и отрабатывать алгоритм действий во время таких ситуаций.
Применение компьютерных тренажеров имеет ряд преимуществ экономического, технологического, социального и др. планов. Прежде всего, использование тренажеров позволяет снизить стоимость обучения, поскольку работа на нем может проводиться без отрыва от производства в удобное для сотрудника время. Обучающийся может познакомиться с особенностями технологического оборудования без выхода на рабочую площадку, что очень удобно, если место работы, например, удалено на значительное расстояние либо потенциально опасно. Еще одним плюсом тренажера, позволяющим уменьшить затраты, является способность моделировать в соответствии с индивидуальными запросами время протекания производственных процессов. Многие технологические операции растянуты на часы и дни, поэтому их изучение в реальном времени очень затратно. «Сжатие» времени делает длительные процессы доступными для быстрого изучения.
Велика информационная эффективность включения компьютерного тренажера в процесс обучения персонала. Она связана с приобретением теоретических профессиональных знаний о предмете и выработкой практических навыков работы с ним, усвоением регламента выполнения технологических операций на соответствующем оборудовании. Учебно-технологические задания, программно реализующиеся компьютером в рамках имитационной модели объекта, дают возможность пользователю стать «участником» производственной деятельности, приучают следить за временем и строго соблюдать порядок действий, показывают отклонения от регламента. На компьютерном тренажере можно довести до автоматизма проведение технологических операций, что не только сделает сотрудника высококвалифицированным специалистом, но и позволит избежать ошибок в действиях. Компьютерные тренажеры традиционно содержат средства контроля и оценки действий обучаемых, ведения персональных журналов прохождения учебного процесса, формирования протокола обучения. Возможность быстро ознакомиться с результатами обучения значительно упрощает мониторинг уровня профессиональной квалификации персонала.
Компьютерный тренажер, имея в основе современные IT-методики и технологии, может максимально точно имитировать технологический объект и среду его функционирования. Обучающая система обычно включает:
- 3D модели агрегатов с несколькими уровнями детализации;
- подробное описание каждого элемента агрегата, его назначение, особенности и технические характеристики;
- видеоматериалы и анимационные ролики, демонстрирующие работу агрегата, а также обслуживание и настройку оборудования;
- полный набор документации, необходимый для работы с оборудованием, в том числе технические и технологические инструкции, чертежи, схемы.
Соответствие виртуального рабочего места реальному способствует успешной работе механизмов восприятия и расшифровки информации, получаемой человеком от технической системы, а также переработки этой информации в процессе принятия решений. Задействуя практически все органы чувств человека, компьютерный тренажер вырабатывает в его сознании устойчивые навыки поведения в штатных и нештатных ситуациях.
Неоценимые результаты дает компьютерный тренажер и в социальном плане: он повышает промышленную и экологическую безопасность. Современные промышленные предприятия, особенно те из них, которые характеризуются повышенной опасностью, предъявляют особые требования к системе подготовки своего оперативного персонала. Специалисты должны быстро и адекватно реагировать на сигналы, поступающие от системы автоматизации, и быть готовыми к возникновению и ликвидации последствий нештатных ситуаций. Выработать правильную стратегию поведения во время аварии возможно при помощи компьютерного тренажера, поскольку в их программном обеспечении используются базы знаний, сформированные в ходе анализа успешного опыта преодоления аварийных ситуаций оперативным персоналом.
На сегодняшний день компьютерные тренажеры превосходят по эффективности все известные формы обучения, поскольку дают возможность полноценного тренинга с целью выработки профессиональных навыков поведения в штатных и нештатных ситуациях. Изучая технологический процесс при помощи компьютерного тренажера, сотрудник достигнет следующих результатов:
- сформирует навыки работы в различных ситуациях реального производства;
- отработает алгоритм действий, предполагаемый реальными производственными условиями;
- проанализирует самостоятельно или совместно с преподавателем возможные «виртуальные» ошибки, чтобы в дальнейшей производственной деятельности уметь предотвращать реальные аварийные ситуации.
Опыт применения компьютерных тренажеров в процессе обучения показывает несомненное преимущество в уровне подготовки персонала при незначительных затратах.
Источник:
http://sike.ru/articles/effektivnost-vnedreniya-kompyuternykh-trenazherov-dlya-podgotovki-kvalifitsirovannogo-tekhn