Как сделать публичное выступление максимально эффективным?
Коммуникативные навыки и умение выступать перед аудиторией является необходимым условием для карьерного роста специалиста. Если вы хотите получить повышение, то будьте готовы, что вам придется встать из-за стола и начать общаться с людьми! Больше 10 лет я занимаюсь публичными выступлениями. Я провожу в год более 100 тренингов, к каждому из которых я тщательно готовлюсь.Сегодня я раскрою свои секреты: как подготовиться к публичному выступлению и как заинтересовать аудиторию.
Коммуникативные навыки и умение выступать перед аудиторией является необходимым условием для карьерного роста специалиста. Если вы хотите получить повышение, то будьте готовы, что вам придется встать из-за стола и начать общаться с людьми! Больше 10 лет я занимаюсь публичными выступлениями. Я провожу в год более 100 тренингов, к каждому из которых я тщательно готовлюсь.
Сегодня я раскрою свои секреты: как подготовиться к публичному выступлению и как заинтересовать аудиторию.
Подготовка к публичному выступлению.
Эффективность публичного выступления во многом зависит от вашей подготовленности.
Первый этап – подготовительный.
Перед тем как приступить к написанию текста выступления, следует ответить на ряд вопросов:
1) ЧТО? О чем вы хотите рассказать своим слушателям? Что заинтересует их и убедит в вашей компетентности? Насколько сложной должна быть тема выступления и необходимо ли в нее углубляться? Насколько адекватно воспримет ваш текст аудитория? Эти вопросы помогут вам определить тему выступления. Она должна быть краткой, четкой и интригующей. Например, «7 секретов успешных ораторов», а не «Публичное выступление».
2) ЗАЧЕМ? С какой целью вы выступаете? Какой реакции от аудитории ожидаете? С помощью этих вопросов сформулируйте ключевую цель выступления и задачи, которые помогут ее достигнуть.
3) КАК? Как вы хотите донести информацию до аудитории? Как построите свою речь? Как будете себя вести во время выступления? Важно опираться на формат мероприятия, на котором вы выступаете.
4) ДЛЯ КОГО? Какова будет аудитория? Что ее интересует? Каков уровень профессионализма слушателей? Возраст? Социальный статус? Ваша задача взбудоражить слушателя, заставить его слушать вас и принимать участие в дискуссии, если это необходимо. Но, вызывая резонанс, будьте готовы к любой реакции аудитории. Подберите актуальные факты, высказывания авторитетных людей, которые сможете использовать в своем выступлении.
5) ГДЕ? Где вы будете выступать? Сколько человек будет находить в этом помещении? Какими техническими средствами необходимо оснастить студию? Вы должны быть готовы на все 100%. В обязанности оратора входит не только написание текста и выступление. Важная часть – организация выступления и техническое оснащение.
6) КОГДА? Когда вы будете выступать? В какое время? Будут ли другие ораторы до и после вас? Есть ли праздники в день, когда вы планируете выступать? Свяжите памятную дату с темой выступления и заинтересованность слушателей вам обеспечена.
7) КАК ДОЛГО? Сколько вам отведено времени? Сколько времени аудитория готова слушать? Определите оптимальное время выступления, но не увлекайтесь и не злоупотребляйте вниманием слушателей. Лучше выступить коротко и по теме, чем отойти от темы вообще или утомить аудиторию своей излишней дотошностью.
Второй этап – написание текста.
Ответив на все вышеперечисленные вопросы, приступайте к написанию текста, основываясь на своих ответах.
Третий этап – репетиция.
Не полагайтесь на удачу. Тщательно изучите текст выступления. Репетиции можно проводить перед зеркалом. Для максимально положительного эффекта запишите свою репетицию на видео. Это позволит вам заметить, в чем необходима тренировка: четкость речи, мимика, или жестикуляция.
Речь должна быть четкой и понятной. А темп средним, не слишком быстрым, не слишком медленным, иначе вы рискуете усыпить своих слушателей. Жесты помогают аудитории воспринимать ваши слова, но излишняя раскованность будет отвлекать ее от сути выступления.
Четвертый этап – внешний вид.
Публичное выступление, независимо от того, где и для кого оно проводится, предъявляет ряд требований к оратору: хороший костюм, опрятность, чистые ботинки, свежая стрижка. Вы должны продумать все мелочи, и только тогда ваше выступление будет успешным.
Для более глубокого понимания публичных выступлений начинающим тренерам советую изучить учебник риторики, написанный Х. Леммерманом. Книга была написана более 50 лет назад, но по-прежнему является актуальной.
Когда я только начинал карьеру бизнес-тренера, я тренировался по его методике. Упражнения для речи помогут вам быть более выразительным и презентабельным. И помните, умение говорить совсем не означает говорить без умолку…
Билль о правах слушателя
Билль о правах слушателя был составлен Джином Желязны, директором по визуальным коммуникациям McKinsey & Company. Когда у него появилась идея создать список прав слушателя, он опросил своих коллег и партнеров со всего мира, что сделало этот Билль весьма исчерпывающим. Мне, как человеку, который регулярно проводит публичные выступления, добавить нечего, поскольку Джин Желязны охватил все аспекты выступлений.
Представляю вашему вниманию Билль о правах слушателя:
1. О целях презентации
Слушатель имеет право:
- знать, какие действия или выводы от него ожидаются в результате презентации;
- причины, по которым его пригласили на ваше выступание;
- получить что-то ценное взамен времени, потраченного на посещение презентации.
2. Об уважении
Слушатель имеет право:
- принимать интеллектуальное участие в презентации и ее результатах;
- на время для размышлений и гарантию, что его не будут вынуждать принять решение немедленно;
- на то, чтобы к нему обращались не снисходительно и не подобострастно, а с уважением к его опыту, уму и знаниям;
- на честность, если вы не можете ответить на его вопросы;
- «проголосовать ногами» и уйти с плохо подготовленной презентации.
3. О времени
Слушатель имеет право:
- знать заранее, сколько времени будет продолжаться презентация;
- на пунктуальность: презентация должна вовремя начаться и закончиться, чтобы не нарушать его плотный график;
- на небольшие перерывы во время презентации.
4. О содержании
Слушатель имеет право:
- знать тему и план презентации;
- знать, какие решения стоят на повестке дня, на чем основана ваша позиция и какие факты ее подтверждают;
- узнать важную информацию вначале, а не в конце (как это бывает в художественной литературе).
5. О слайдах
Слушатель имеет право:
- требовать качественного изображения на слайдах, чтобы, не прибегая к использованию театрального бинокля, иметь возможность прочитать любое слово на любом слайде;
- получить объяснение сложных диаграмм и графиков.
6. О гибкости
Слушатель имеет право:
- остановить презентацию для обсуждения, чтобы помочь группе достигнуть общего понимания;
- в любой момент задавать вопросы и своевременно получать ответы на них вместо того, чтобы довольствоваться фразой «об этом будет рассказано далее».
7. О поведении докладчика
Слушатель имеет право:
- на возможность слышать вас из самого дальнего конца зала;
- на то, чтобы его не отвлекали от сути презентации бурной жестикуляцией;
- видеть ваше лицо, а не затылок, не обращайте лицо к экрану в надежде, что ваша основная идея ударится об экран и рикошетом отскочит в аудиторию;
- на ваше чувство юмора, если оно помогает доказать какой-то тезис, снять напряжение или достичь взаимопонимания.
8. О концовках
Слушатель имеет право:
- получить четкое представление об итогах презентации: о достигнутых договоренностях и о том, что будет происходить дальше;
- рассчитывать на значимость и результативность презентации, адекватные потраченному времени.
К сожалению, многие мои коллеги не всегда помнят обо всех правах аудитории, не говоря уже о новичках в ораторском деле. Поймите аудиторию, и она поймет вас!
Какие еще методы, по-вашему, делают публичное выступление эффективным?
Источник:
http://vladimiryakuba.ru/