Дмитрий Костылев: «Мечтаю снова писать в Крыму!..»
Обычно искусствоведы трактуют картины художников, соревнуясь друг с другом в построении сложных исследовательских конструкций. Нередко интерпретаторы достигают таких высот, что их описания воспринимаются как отдельный вид литературы, но — увы! — при этом не имеют ничего общего с реальным замыслом живописца. Зрители это прекрасно понимают. Тем более им интересно узнать об истории произведения из первых рук. О некоторых своих работах, представленных на выставке «Крымские истории» очень поэтично рассказывает Дмитрий Костылев.
Дмитрий Костылев:
— Крым. Он раскрывался перед нашим взором постепенно. Друзья-иконописцы показывали видео из своих поездок: Фиолент, Херсонес, Чуфут-Кале, Крепость Судака — Все это поражало загадочным терпким ароматом, уходящим корнями глубоко в века... Византийцы, генуэзцы, караимы — их памятники, остатки древних городов, улиц, храмов, колея на каменной тропе от телег, проезжавших здесь несколько столетий назад, скальные монастыри. А, главное, сама природа: южная, разнообразная, где-то бурная, а где-то скудная — степная. Стоит проехать пару-тройку десятков километров и вот мы уже в другой климатической зоне, другие виды деревьев растут на склонах, изменился и рельеф гор — просто идеальная среда для живописи!
Я восторгался произведениями мастеров русской живописи, таких как Исаак Левитан, Федор Васильев, Лев Лагорио, Василий Поленов, и многих других, в частности тем, как они писали Крым. С какой любовью и тщанием! А какой колорит! Так возник цикл работ по Крыму: быстрые этюды, акварели и пейзажи, которые создавались за несколько сеансов.
Разумеется, мне хотелось более концентрированного выражения впечатлений. В результате возник триптих, включивший в себя картины «Священные руины Херсонеса», «Руины генуэзской крепости. Балаклава» и «Панорама Судака на закате», а также работа «У стен генуэзской крепости в Судаке». Два последних из перечисленных произведений были показаны на выставке «Крымские Истории» Творческого объединения «Новые передвижники».
Мне очень хотелось выразить мощь природы, величественный ландшафт и гармонично живущие в нем фрагменты древней архитектуры. Тончайшие нюансы погоды наводили на образы: хмурое свинцовое небо Балаклавы, через которое на горизонте пробивается луч Солнца, как луч Надежды. Либо это закат в Судаке, когда разворачивается многоплановая панорама, где дали практически только угадываются, а лучи заходящего Солнца пронизывают всю панораму, создавая романтический многоплановый ореол...
В картине «Священные руины Херсонеса» незабываемым крымским розово-лиловым светом заката освещены только верхушки колон и дали, а древние улицы погружаются в таинственные сумерки. Да, возможно, здесь, в этой базилике, крестился князь Владимир, а, возможно, и нет — историки спорят об этом, но мы чувствуем удивительную энергию, дух этого места.
«У стен крепости в Судаке» — день клонится уже к вечеру, мы стоим у стен и через толщу воздуха, нагретого Солнцем, видим гряды гор, тающие в дымке. У подножия виднеется поселок. Покой и тихая радость наполняли меня, когда я работал над этой картиной...
Я мечтаю снова писать в Крыму. Особенно тянет в горный Крым, в эти заповедные уединенные и благословенные места!
На иллюстрации: Дмитрий Костылев, «Панорама Судака на закате», 2005 г., холст, масло, 47×170 см, эстимейт — 150 тыс. руб.
Сайт художника: http://www.intart.ru/artistsgallery/kdg.shtml