Развитие городов-спутников
Илья Шуравин, управляющий партнер ГК Rusland SP, рассказывает о городах-спутниках Москвы и Санкт-Петербурга.
Города-спутники образуют агломерации и формируются под влиянием разных факторов и стратегий, есть и наукограды (типичный пример - Дубна для Москвы), а также их отдельные нишевые сегменты, например, авиагородки (Жуковский для Москвы), энергограды (как Сосновый бор с атомной станцией ЛАЭС для Санкт-Петербурга), индустриальные города (как Колпино с "Ижорскими заводами" и соседствующим полигоном "Красный бор" для Санкт-Петербурга).
Также огромное влияние оказывают транспортные хабы. Зачастую выведенные за пределы мегаполиса аэропорты довольно быстро формируют вокруг себя сопутствующую инфраструктуру, а потребность в больших объемах рабочей силы делает целесообразным локальное освоение прилегающих территорий под проживание.
Фундаментальные экономические причины формирования городов-спутников напрямую связаны с потребностью в рабочей силе, и именно эти города формируют стержень для устойчивого развития агломерации.
Развитие социальной и коммерческой инфраструктуры каждого такого города-спутника с ростом транспортной доступности для жителей этого города напрямую влияет на привлекательность для новых жителей. И если отраслевой сегмент, на котором базируется город-спутник не сопряжен с какими-то экологическими ограничениями (понятно, что люди вряд ли будут мечтать жить рядом с атомной станцией), а всё же подразумевает некую косвенную возможность получать больше благ за меньшее количество денег, при этом находясь обычно всего в 5-30 км от окраины города, то город довольно быстро начинает расти в том числе и за счет рабочей силы, которая трудится в мегаполисе, а вечером возвращается в город-спутник.
Областных градостроителей зачастую занимает мечта сделать из какого-то города-спутника нечто большее, например, финансовый центр, который бы в перспективе потягался бы за звание международного финансового центра, и даже по выпускаемым ГПЗУ (на примере Новой Москвы) можно заметить, что власти подталкивают девелоперов на большие объемы строительства офисных зданий, однако основная проблема таких новых территорий - это ограниченная транспортная доступность и недостаточное количество специализированной рабочей силы. Наличие комфортных (и что очень важно, бюджетных) скоростных электричек, которые могли бы достигать города-спутника за 20-30 минут из центра города, возможно и смогло бы переломить ситуацию в перспективе, но учитывая практический российский опыт, идея финансового и бизнес-наукограда звучит утопично, и единственный живой претендент на подобный проект - это проект "Рублево-Архангельское" на Ново-Рижском направлении.
Порой старинные областные поселки делают прорыв с точки зрения локальных производств, как это было, например, с Одинцово, где развитие преимущественно предприятий стройкомплекса планомерно каждое десятилетие прибавляло локально проживающее население. Однако в каждом из этих случаев маятниковая миграция в итоге существенно перевешивает в сторону самого мегаполиса, дающего гораздо больше отраслевых возможностей для применения рабочей силы.
Гармоничное развитие городов-спутников лишь опосредованно зависит от соотношения людей, работающих или получающих высшее образование близко к месту жительству, и тех, кто уезжает каждый будний день в мегаполис. Скорее гармоничность складывается из соблюдения правил землепользования и застройки; готовности новых девелоперов создавать не просто метры, а именно городскую среду; понимания городскими властями тонкостей не только хозяйственной части управления городским хозяйством, но и строгий контроль за городским ландшафтом, формирование каких-то визуальных кодов, единых для всего города, а как следствие, из готовности горожан более активно участвовать в общественной жизни города. Не все города-спутники еще избавились от наследия 90-х, и порой бешеное количество бесконтрольных и неуместных вывесок даже на центральной улице какого-нибудь города-спутника, вызывающе ведущие себя люди может напрямую влиять на ускоренную маргинализацию менталитета населения. Поэтому создание отдельной специализации города-спутника на какой-то, пусть даже и высокодоходной нише - это еще не панацея для комфортного проживания там всех граждан.
http://www.ruslandsp.com/
Также огромное влияние оказывают транспортные хабы. Зачастую выведенные за пределы мегаполиса аэропорты довольно быстро формируют вокруг себя сопутствующую инфраструктуру, а потребность в больших объемах рабочей силы делает целесообразным локальное освоение прилегающих территорий под проживание.
Фундаментальные экономические причины формирования городов-спутников напрямую связаны с потребностью в рабочей силе, и именно эти города формируют стержень для устойчивого развития агломерации.
Развитие социальной и коммерческой инфраструктуры каждого такого города-спутника с ростом транспортной доступности для жителей этого города напрямую влияет на привлекательность для новых жителей. И если отраслевой сегмент, на котором базируется город-спутник не сопряжен с какими-то экологическими ограничениями (понятно, что люди вряд ли будут мечтать жить рядом с атомной станцией), а всё же подразумевает некую косвенную возможность получать больше благ за меньшее количество денег, при этом находясь обычно всего в 5-30 км от окраины города, то город довольно быстро начинает расти в том числе и за счет рабочей силы, которая трудится в мегаполисе, а вечером возвращается в город-спутник.
Областных градостроителей зачастую занимает мечта сделать из какого-то города-спутника нечто большее, например, финансовый центр, который бы в перспективе потягался бы за звание международного финансового центра, и даже по выпускаемым ГПЗУ (на примере Новой Москвы) можно заметить, что власти подталкивают девелоперов на большие объемы строительства офисных зданий, однако основная проблема таких новых территорий - это ограниченная транспортная доступность и недостаточное количество специализированной рабочей силы. Наличие комфортных (и что очень важно, бюджетных) скоростных электричек, которые могли бы достигать города-спутника за 20-30 минут из центра города, возможно и смогло бы переломить ситуацию в перспективе, но учитывая практический российский опыт, идея финансового и бизнес-наукограда звучит утопично, и единственный живой претендент на подобный проект - это проект "Рублево-Архангельское" на Ново-Рижском направлении.
Порой старинные областные поселки делают прорыв с точки зрения локальных производств, как это было, например, с Одинцово, где развитие преимущественно предприятий стройкомплекса планомерно каждое десятилетие прибавляло локально проживающее население. Однако в каждом из этих случаев маятниковая миграция в итоге существенно перевешивает в сторону самого мегаполиса, дающего гораздо больше отраслевых возможностей для применения рабочей силы.
Гармоничное развитие городов-спутников лишь опосредованно зависит от соотношения людей, работающих или получающих высшее образование близко к месту жительству, и тех, кто уезжает каждый будний день в мегаполис. Скорее гармоничность складывается из соблюдения правил землепользования и застройки; готовности новых девелоперов создавать не просто метры, а именно городскую среду; понимания городскими властями тонкостей не только хозяйственной части управления городским хозяйством, но и строгий контроль за городским ландшафтом, формирование каких-то визуальных кодов, единых для всего города, а как следствие, из готовности горожан более активно участвовать в общественной жизни города. Не все города-спутники еще избавились от наследия 90-х, и порой бешеное количество бесконтрольных и неуместных вывесок даже на центральной улице какого-нибудь города-спутника, вызывающе ведущие себя люди может напрямую влиять на ускоренную маргинализацию менталитета населения. Поэтому создание отдельной специализации города-спутника на какой-то, пусть даже и высокодоходной нише - это еще не панацея для комфортного проживания там всех граждан.
http://www.ruslandsp.com/
Источник:
http://www.ruslandsp.com/