В Москве завершается форум-выставка «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки»
В Москве сегодня завершит работу форум-выставка «ГОСЗАКАЗ - За честные закупки». На одной площадке в течение трех дней работали представители ОНФ, эксперты в сфере госзакупок, федеральные, региональные чиновники, журналисты.
Участие в форуме принимает активист регионального отделения Общероссийского Народного фронта в Мурманской области Алексей Дорофеев, а также представители мурманских СМИ.
«Важнейшим тезисом форума считаю определение о приоритетах госзаказа. Задача любого ведомства - не потратить деньги, а достигать конкретных результатов, реализовывать конкретные программы. Это единственный критерий эффективности, именно так должны отчитываться заказчики, именно это должно быть в обоснованиях госзакупок», - считает член регионального штаба ОНФ в Мурманской области Алексей Дорофеев.
Как отмечено на форуме, сегодня заказчики реже допускают промахи при совершении необоснованных закупок. При этом нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и способы их маскировки стали более профессиональными и изощренными. Чаще всего активисты сталкивались с «заточкой» закупки под конкретного поставщика через установление необоснованных ограничений или излишних требований (60% респондентов), на втором месте – закупка некачественных товаров, работ, услуг исключительно для освоения бюджетных средств (34%), примерно одинаковы по частоте упоминания о сговоре поставщиков с целью не допустить победы конкурентов и нечестной оценке заявки поставщика на этапе определения поставщика (28 и 27% соответственно). Такие данные показал всероссийский опрос, проведенный в 2015 г. активистами ОНФ и экспертами Высшей школы экономики. Результаты исследования, во время которого был изучен опыт борьбы активных граждан за честные закупки в 32 регионах России, стали одной из главных тем дискуссионной площадки «Госзаказ в новых экономических условиях», организованной рабочей группой ОНФ «Честная и эффективная экономика» совместно с экспертами Высшей школы экономики в рамках Всероссийского форума-выставки «Госзаказ – За честные закупки».
В 2014 г. по результатам подобного же исследования, проведенного ВШЭ, среди наиболее распространенных случаев недобросовестной конкуренции на торгах респонденты отмечали ограничение допуска поставщика к участию в торгах и сговор заказчика с поставщиком, а также нечестную оценку заявки поставщика на этапе определения поставщика и сговор поставщиков. Значит, проблема сговора заказчика и поставщика по-прежнему является ключевой для общественного контроля.
О закупках предметов роскоши в качестве наиболее распространенного вида нарушений упоминали только 20% активистов. Это, по словам экспертов ОНФ, свидетельствует о том, что тема приобретения люксовых автомобилей, роскошной мебели, а также дорогих подарков постепенно уходит с повестки дня, уступая место теме обеспечения конкуренции и равного участия в закупках.
Опрос общественников показал и тот факт, что большую заинтересованность в 2015 г. они проявляли к общественному обсуждению крупных закупок, которые осуществляет заказчик на уровне своего города (22% активистов), 13% – на уровне региона, и только 5% граждан интересовались закупками федеральных заказчиков.
Таким образом, по словам заместителя председателя думского комитета по экономической политике, члена рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Виктора Климова, людям становится ближе тематика «местных» закупок, которая позволяет непосредственно участвовать в решении проблем своего города или района. «Мы полагаем, что этот опыт необходимо использовать для перехода от практики обсуждения исключительно дорогих закупок в пользу расширения сферы обсуждения муниципальных закупок по так называемой народной номенклатуре объектов – коммунального благоустройства и инфраструктуры, услуг населению, обеспечения деятельности местных органов власти и т.п. – подчеркнул депутат. – При этом критериями вынесения тендера на общественное обсуждение должны стать не только стоимость закупки, но и ее социальная значимость, а также наличие соответствующего профессионального или местного сообщества, заинтересованного в обсуждении».
Учитывая, что более половины опрошенных посетовали на недостаток опыта и знаний в сфере изучения закупок, участники дискуссии подчеркнули необходимость проведения разъяснительной работы о реальных формах участия и способах общественного контроля в сфере контрактной системы, а фокус контроля за закупками с учетом результатов опроса предложили перенести на местный уровень и на объекты, имеющие актуальную социальную направленность в отдельно взятом регионе.
Кроме этого, эксперты ОНФ, основываясь на данных исследования, пришли к единому мнению, что необходимо вернуться к идее создания перечня заказчиков, уличенных по результатам общественного контроля и обсуждения закупок в расточительстве и недобросовестном расходовании бюджетных денег. Эксперты ОНФ считают, что это станет действенной мерой в рамках дальнейшего развития института общественного контроля госзакупок в нашей стране. За нее высказались 51% опрошенных активистов. 42% – высказались за введение обязанности заказчика оперативно и содержательно реагировать на предложения общественников по закупкам.
«Таким образом, мы видим, что, по мнению большинства опрошенных активистов, для повышения эффективности общественного контроля за закупками необходимо создание публичного антирейтинга заказчиков в контексте результатов проведенной общественниками работы и достигнутых результатов. Относительно низкая по сравнению с этим оценка привлекательности идеи обязательного реагирования заказчиков на обращения активистов связана с отражением субъективного опыта. А он, как показало наше исследование, достаточно негативный. Почти четверть опрошенных добровольцев не получили от заказчика объяснений на свой запрос по закупкам, замечания и предложения 18% контролеров в рамках общественного обсуждения закупки были полностью проигнорированы. Инициативы 15% контролеров заказчик рассмотрел, но в итоге не учел», – отметил первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин.
Участие в форуме принимает активист регионального отделения Общероссийского Народного фронта в Мурманской области Алексей Дорофеев, а также представители мурманских СМИ.
«Важнейшим тезисом форума считаю определение о приоритетах госзаказа. Задача любого ведомства - не потратить деньги, а достигать конкретных результатов, реализовывать конкретные программы. Это единственный критерий эффективности, именно так должны отчитываться заказчики, именно это должно быть в обоснованиях госзакупок», - считает член регионального штаба ОНФ в Мурманской области Алексей Дорофеев.
Как отмечено на форуме, сегодня заказчики реже допускают промахи при совершении необоснованных закупок. При этом нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и способы их маскировки стали более профессиональными и изощренными. Чаще всего активисты сталкивались с «заточкой» закупки под конкретного поставщика через установление необоснованных ограничений или излишних требований (60% респондентов), на втором месте – закупка некачественных товаров, работ, услуг исключительно для освоения бюджетных средств (34%), примерно одинаковы по частоте упоминания о сговоре поставщиков с целью не допустить победы конкурентов и нечестной оценке заявки поставщика на этапе определения поставщика (28 и 27% соответственно). Такие данные показал всероссийский опрос, проведенный в 2015 г. активистами ОНФ и экспертами Высшей школы экономики. Результаты исследования, во время которого был изучен опыт борьбы активных граждан за честные закупки в 32 регионах России, стали одной из главных тем дискуссионной площадки «Госзаказ в новых экономических условиях», организованной рабочей группой ОНФ «Честная и эффективная экономика» совместно с экспертами Высшей школы экономики в рамках Всероссийского форума-выставки «Госзаказ – За честные закупки».
В 2014 г. по результатам подобного же исследования, проведенного ВШЭ, среди наиболее распространенных случаев недобросовестной конкуренции на торгах респонденты отмечали ограничение допуска поставщика к участию в торгах и сговор заказчика с поставщиком, а также нечестную оценку заявки поставщика на этапе определения поставщика и сговор поставщиков. Значит, проблема сговора заказчика и поставщика по-прежнему является ключевой для общественного контроля.
О закупках предметов роскоши в качестве наиболее распространенного вида нарушений упоминали только 20% активистов. Это, по словам экспертов ОНФ, свидетельствует о том, что тема приобретения люксовых автомобилей, роскошной мебели, а также дорогих подарков постепенно уходит с повестки дня, уступая место теме обеспечения конкуренции и равного участия в закупках.
Опрос общественников показал и тот факт, что большую заинтересованность в 2015 г. они проявляли к общественному обсуждению крупных закупок, которые осуществляет заказчик на уровне своего города (22% активистов), 13% – на уровне региона, и только 5% граждан интересовались закупками федеральных заказчиков.
Таким образом, по словам заместителя председателя думского комитета по экономической политике, члена рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Виктора Климова, людям становится ближе тематика «местных» закупок, которая позволяет непосредственно участвовать в решении проблем своего города или района. «Мы полагаем, что этот опыт необходимо использовать для перехода от практики обсуждения исключительно дорогих закупок в пользу расширения сферы обсуждения муниципальных закупок по так называемой народной номенклатуре объектов – коммунального благоустройства и инфраструктуры, услуг населению, обеспечения деятельности местных органов власти и т.п. – подчеркнул депутат. – При этом критериями вынесения тендера на общественное обсуждение должны стать не только стоимость закупки, но и ее социальная значимость, а также наличие соответствующего профессионального или местного сообщества, заинтересованного в обсуждении».
Учитывая, что более половины опрошенных посетовали на недостаток опыта и знаний в сфере изучения закупок, участники дискуссии подчеркнули необходимость проведения разъяснительной работы о реальных формах участия и способах общественного контроля в сфере контрактной системы, а фокус контроля за закупками с учетом результатов опроса предложили перенести на местный уровень и на объекты, имеющие актуальную социальную направленность в отдельно взятом регионе.
Кроме этого, эксперты ОНФ, основываясь на данных исследования, пришли к единому мнению, что необходимо вернуться к идее создания перечня заказчиков, уличенных по результатам общественного контроля и обсуждения закупок в расточительстве и недобросовестном расходовании бюджетных денег. Эксперты ОНФ считают, что это станет действенной мерой в рамках дальнейшего развития института общественного контроля госзакупок в нашей стране. За нее высказались 51% опрошенных активистов. 42% – высказались за введение обязанности заказчика оперативно и содержательно реагировать на предложения общественников по закупкам.
«Таким образом, мы видим, что, по мнению большинства опрошенных активистов, для повышения эффективности общественного контроля за закупками необходимо создание публичного антирейтинга заказчиков в контексте результатов проведенной общественниками работы и достигнутых результатов. Относительно низкая по сравнению с этим оценка привлекательности идеи обязательного реагирования заказчиков на обращения активистов связана с отражением субъективного опыта. А он, как показало наше исследование, достаточно негативный. Почти четверть опрошенных добровольцев не получили от заказчика объяснений на свой запрос по закупкам, замечания и предложения 18% контролеров в рамках общественного обсуждения закупки были полностью проигнорированы. Инициативы 15% контролеров заказчик рассмотрел, но в итоге не учел», – отметил первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин.
Источник:
http://synergy.ru/