Доставку грузов в России будут осуществлять дроны
Станет ли беспилотная доставка заменой традиционным курьерским службам?
На днях руководитель Минтранса России Максим Соколов издал распоряжение о формировании рабочей группы «Развитие беспилотных технологий в транспортном комплексе РФ». Речь в документе идет сразу обо всех видах беспилотников: не только о летающих, но и плавающих по воде, и ползающих по твердыне. До недавних пор подобные технологии в мире использовались, в основном, для военных целей. Но вот уже ими стали всерьез интересоваться вполне мирные интернет-магазины и курьерские компании. Насколько близка «дроновая революция» в экспресс-доставке — сравним мнения авторитетных экспертов.
«У нас есть понимание, что мы должны развивать не беспилотные транспортные средства, а беспилотные транспортные системы», — говорит глава рабочей группы при Минтрансе Алексей Семенов. — В первую очередь нами должны быть отрегулированы вопросы по регистрации беспилотников, ведению их реестра и реестра их владельцев. Могу сказать, что сейчас в Минтрансе готовится целый блок нормативных документов, дополняющих обновленную редакцию Воздушного кодекса, который легализовал использование беспилотников в России«.
То, что во всем мире, и Россия — не исключение, «атака дронов» началась именно с воздуха, — понятно. Так просто быстрее, а значит, лучше во всех отношениях: не зря же классическая авиация обгоняет автомобили, пароходы и паровозы. Поэтому и для бизнеса в области доставки малых грузов такой «рабочий инструмент», как самолет-беспилотник — весьма привлекательное средство передвижения.
Первооткрывателем в сфере использования дрона для доставки товаров, как известно, стала компания Amazon. В конце 2015 года она представила беспилотник Prime Air, предназначенный именно для работы «почтальоном». «Это гибрид вертолета и самолета: такая конструкция позволит дрону совершать перелеты на дальние расстояния, при этом осуществляя вертикальные взлет и посадку, что необходимо для доставки товаров во дворы и на крыши. — писали «Ведомости». — Дальность полета нового беспилотника составляет около 24 км, он способен «ощущать» препятствия в воздухе и на земле и «избегать» их, утверждает ритейлер.
Amazon впервые объявила о планах выполнять доставку с помощью беспилотников в 2013 г. Компания до сих пор не сообщила, когда надеется реализовать этот проект на практике, но отметила на своем сайте, что это будет зависеть от поддержки со стороны регуляторов. Весной Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выдало Amazon лицензию на тестирование беспилотников, но они должны летать не выше 400 футов (около 122 м), не быстрее 100 миль в час (161 км/ч) и избегать «густонаселенных районов».
«Маркетинговый трюк» Amazon, конечно, не сразил наповал отечественных участников и регуляторов почтового рынка, однако, похоже, заставил задуматься (не отсюда ли распоряжение Минтранса!?) над перспективами «дроных технологий» в почтовом сервисе. Так, похоже, например, с точки зрения «Почты России», заявления Amazon об использовании дронов для доставки обычных покупок больше похожи на рекламный ход. Все очень просто — дело в цене. «Сейчас можно доставлять дроном посылки весом 5 кг, но тогда в них должно находиться что-то сверхважное, например, лекарства, но речь точно не идет о доставке писем или обычных бандеролей», — считает заместитель генерального директора «Почты России» по логистике Алексей Скатин.
Использование дронов, по словам топ-менеджера, «Почте России» интересно, ведь примерно 10% территории страны недоступны для обычных видов доставки. «Но нам интересен беспилотный аппарат, который бы брал посылку весом
Менеджеры небольших курьерских компаний пока также склонны рассматривать беспилотники исключительно в контексте маркетинга.
— Россия — уникальная страна с точки зрения географии, и это не пустой пафос, — прокомментировал ситуацию генеральный директор Курьерской службы «Фокс-Экспресс» Всеволод Беркин. — Необозримые территории, разные климатические и часовые пояса, вообще, труднодоступные места, куда невозможно добраться без помощи беспилотников. Вот, собственно, и залог востребованности беспилотных средств доставки грузов. Другое дело, что пока это, действительно, слишком дорогое удовольствие. Но лиха беда начало! Пока можно, скажем, начать с того, чтобы доставлять таким образом грузы в целях специальных операций, например, спасательных, требующих использования нестандартных приемов в логистике.
— Решились бы мы использовать дрон на доставке прямо сейчас? — продолжает г-н Беркин. — Думаю да, почему бы нет. Отличный рекламный ход: представляете, сколько репортёров сбежится посмотреть на процесс получения этой посылки? Но с клиентом, как вы понимаете, придется сразу договариваться обо всех непредвиденных обстоятельствах, — смеется директор «Фокс-Экспресса». — И, кстати, не подскажете страховую компанию, которая возьмется застраховать этот груз?..
В целом же опрошенные руководители курьерских компаний сходятся в том, что перспективы развития беспилотной доставки зависит от двух ключевых факторов: законодательной базы, регламентирующей использование дронов, и технологической инфраструктуры, обеспечивающей как безопасность массовых полетов таких аппаратов, так и сохранность грузов.
На формирование этих факторов могут уйти десятилетия. А могут и считанные годы. Всё зависит от того, насколько бизнес и государство поверят в беспилотные технологии, насколько серьезно к ним отнесутся. Судя по тому, что проблемой уже озадачился Минтранс, вера в дронов крепнет.
Алексей КОРОБОВ