Почему собственники сносимых самостроев не получат обещанной Москвой компенсации
Москву накрыла очередная волна сноса самостроя. 107 незаконных построек общей площадью 30,5 тыс. кв. метров было демонтировано в столице в ночь на 29 августа.Правомерность действий московских властей уже подтвердили суды нескольких инстанций – сначала Московский городской, а затем и Верховный суд РФ.
Почему собственники сносимых самостроев не получат обещанной Москвой компенсации
Москву накрыла очередная волна сноса самостроя. 107 незаконных построек общей площадью 30,5 тыс. кв. метров было демонтировано в столице в ночь на 29 августа.
Правомерность действий московских властей уже подтвердили суды нескольких инстанций – сначала Московский городской, а затем и Верховный суд РФ. Формально чиновники действуют, опираясь на постановление № 829-ПП, где прописан порядок сноса, а также на статью 222 Гражданского кодекса, которая с 2015 года фактически расширила полномочия мэрии по сносу самостроя, разрешив самостоятельно, без участия суда принимать решения о ликвидации таких построек. Для этого московской власти, как собственнику земельных участков, достаточно локальным решением признать, что статус и категория земель, на котором размещен объект, не соответствует характеру его деятельности, или вовсе не предназначен для строительства и находится, например, на особо охраняемой природной территории.
Продолжая политику расчистки захламленных несанкционированной торговлей территорий, чиновники озвучивают дальнейшие планы по сносу объектов. По официальным данным Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, в общей сложности список объектов самовольного строительства насчитывает порядка 4,7 тысячи строений. Их Москва официально признает незаконно размещенными на своих территориях. На сегодняшний день демонтировано уже 2039 объектов или 43% от общего количества. Остальные 2657 объектов проходят так называемую хозяйственную ревизию – на наличие инженерных коммуникаций и определения статуса земель, на которых они расположены.
И, кажется, теперь владельцы и арендаторы торговых объектов воспринимают такую дискриминацию гораздо терпимее, чем еще полгода назад, без шума и бунтов освобождают помещения и даже идут навстречу властям, соглашаясь добровольно демонтировать павильоны. По официальной статистике, более 60 % объектов самостроя владельцы снесли добровольно, рассчитывая на обещанную от государства компенсацию.
Тем не менее, уловки муниципальных властей, объявивших денежную компенсацию за добровольный снос – не более, чем попытка облегчить себе работу, вынести урок из прошлого сноса и усилить роль переговорного процесса с недовольными предпринимателями. Сумма в 55 тысяч рублей за квадратный метр – именно столько власти предлагают собственникам торговых объектов за добровольный снос, - внушительная компенсация, если учесть, что площадь отдельных объектов может достигать сотен квадратов.
В неправдоподобности таких возмещений нас убеждает и закон. Достаточно посмотреть, что декларирует нам Гражданский кодекс и как эти нормы трактуют суды. А их позиция в том, что лицо, осуществившее самовольную постройку, по закону не наделено имущественными правами, а значит, фактически не может считаться собственником самостроя, который, в свою очередь, вообще не наделен правовым статусом, то есть не может являться объектом чьих-то прав. Соответственно, нет прав, значит, они и не могут быть нарушены. Другими словами, закон не признает убытками ущерб и упущенную выгоду владельцу снесенного помещения, поскольку его права не нарушены, а скорее наоборот, сам владелец в данном случае является нарушителем.
Другой вопрос, что любое возмещение убытков, если это касается недвижимого имущества, производится из расчета его стоимости, но вот какой именно в данном случае - кадастровой или рыночной? Постановление московского правительства предполагает выплату компенсаций, но в нем ни слова о методике расчета и применяемых коэффициентах. То есть 55 тысяч рублей – сумма озвученная, но нигде не прописанная. При этом мэрия естественно заинтересована в том, чтобы снизить бюджетные риски и вероятность больших трат из казны сведет к нулю, поэтому, скорее всего, будет рассчитывать по минимуму. Таким образом, стоимость объекта по разным оценкам может быть занижена в несколько десятков раз, и в итоге компенсация составит ничтожно малые суммы, так что не будет никакой мотивации браться за оформление этих выплат.
Получается, что предприниматели на самом деле гарантированно не защищены от невыплат компенсаций и никакой суд не признает право на это возмещение. Судебная практика такова, что уже после первой волны демонтажа в начале 2016 года суды повально отказывали пострадавшим предпринимателям-заявителям в возмещении убытков, причиненных вследствие безжалостного истребления московскими властями источника дохода малого бизнеса.
Автор - Адвокат Олег Сухов
Москву накрыла очередная волна сноса самостроя. 107 незаконных построек общей площадью 30,5 тыс. кв. метров было демонтировано в столице в ночь на 29 августа.
Правомерность действий московских властей уже подтвердили суды нескольких инстанций – сначала Московский городской, а затем и Верховный суд РФ. Формально чиновники действуют, опираясь на постановление № 829-ПП, где прописан порядок сноса, а также на статью 222 Гражданского кодекса, которая с 2015 года фактически расширила полномочия мэрии по сносу самостроя, разрешив самостоятельно, без участия суда принимать решения о ликвидации таких построек. Для этого московской власти, как собственнику земельных участков, достаточно локальным решением признать, что статус и категория земель, на котором размещен объект, не соответствует характеру его деятельности, или вовсе не предназначен для строительства и находится, например, на особо охраняемой природной территории.
Продолжая политику расчистки захламленных несанкционированной торговлей территорий, чиновники озвучивают дальнейшие планы по сносу объектов. По официальным данным Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, в общей сложности список объектов самовольного строительства насчитывает порядка 4,7 тысячи строений. Их Москва официально признает незаконно размещенными на своих территориях. На сегодняшний день демонтировано уже 2039 объектов или 43% от общего количества. Остальные 2657 объектов проходят так называемую хозяйственную ревизию – на наличие инженерных коммуникаций и определения статуса земель, на которых они расположены.
И, кажется, теперь владельцы и арендаторы торговых объектов воспринимают такую дискриминацию гораздо терпимее, чем еще полгода назад, без шума и бунтов освобождают помещения и даже идут навстречу властям, соглашаясь добровольно демонтировать павильоны. По официальной статистике, более 60 % объектов самостроя владельцы снесли добровольно, рассчитывая на обещанную от государства компенсацию.
Тем не менее, уловки муниципальных властей, объявивших денежную компенсацию за добровольный снос – не более, чем попытка облегчить себе работу, вынести урок из прошлого сноса и усилить роль переговорного процесса с недовольными предпринимателями. Сумма в 55 тысяч рублей за квадратный метр – именно столько власти предлагают собственникам торговых объектов за добровольный снос, - внушительная компенсация, если учесть, что площадь отдельных объектов может достигать сотен квадратов.
В неправдоподобности таких возмещений нас убеждает и закон. Достаточно посмотреть, что декларирует нам Гражданский кодекс и как эти нормы трактуют суды. А их позиция в том, что лицо, осуществившее самовольную постройку, по закону не наделено имущественными правами, а значит, фактически не может считаться собственником самостроя, который, в свою очередь, вообще не наделен правовым статусом, то есть не может являться объектом чьих-то прав. Соответственно, нет прав, значит, они и не могут быть нарушены. Другими словами, закон не признает убытками ущерб и упущенную выгоду владельцу снесенного помещения, поскольку его права не нарушены, а скорее наоборот, сам владелец в данном случае является нарушителем.
Другой вопрос, что любое возмещение убытков, если это касается недвижимого имущества, производится из расчета его стоимости, но вот какой именно в данном случае - кадастровой или рыночной? Постановление московского правительства предполагает выплату компенсаций, но в нем ни слова о методике расчета и применяемых коэффициентах. То есть 55 тысяч рублей – сумма озвученная, но нигде не прописанная. При этом мэрия естественно заинтересована в том, чтобы снизить бюджетные риски и вероятность больших трат из казны сведет к нулю, поэтому, скорее всего, будет рассчитывать по минимуму. Таким образом, стоимость объекта по разным оценкам может быть занижена в несколько десятков раз, и в итоге компенсация составит ничтожно малые суммы, так что не будет никакой мотивации браться за оформление этих выплат.
Получается, что предприниматели на самом деле гарантированно не защищены от невыплат компенсаций и никакой суд не признает право на это возмещение. Судебная практика такова, что уже после первой волны демонтажа в начале 2016 года суды повально отказывали пострадавшим предпринимателям-заявителям в возмещении убытков, причиненных вследствие безжалостного истребления московскими властями источника дохода малого бизнеса.
Автор - Адвокат Олег Сухов
Источник:
http://alepalg-masterpress.blogspot.ru/2016/09/blog-post_29.html