Система саморегулирования – реформа на низком старте
25 октября 2016 на площадке Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» прошел круглый стол на тему «Законодательные новеллы в строительной отрасли: игра по новым правилам», посвященный крайне актуальному на сегодняшний день вопросу изменения законодательства по саморегулируемым организациям.
25 октября 2016 на площадке Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» прошел круглый стол на тему «Законодательные новеллы в строительной отрасли: игра по новым правилам», посвященный крайне актуальному на сегодняшний день вопросу изменения законодательства по саморегулируемым организациям. В соответствии с Федеральным Законом №372 от 3 июля 2016 г. вводятся существенные изменения в практику саморегулирования в России. В первую очередь, речь идет о новой системе формирования и управления компенсационными фондами, а также о принципе регионализации деятельности СРО.
Для обсуждения проблемных точек нового закона и нюансов его практической реализации на мероприятии собрались представители девелоперского сообщества, подрядных и саморегулируемых организаций. Позицию законодателя в дискуссии представляли директор Правового департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олег Сперанский, исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) Виктор Прядеин и начальник отдела судебно-претензионной работы Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Андрей Гаврилов.
Модерировали круглый стол член Президиума Генсовета «Деловой России», генеральный директор компании «Эталон-Инвест» Даниил Селедчик и заместитель генерального директора компании Coalco, профессор РАНХиГС при Президенте РФ Михаил Викторов.
В своем выступлении директор Правового департамента Минстроя РФ Олег Сперанский отметил, что «изменения в законодательстве преследовали определенные цели, основная из которых – произвести реформу саморегулирования для того, чтобы саморегулирование таковым стало». Существующие проблемы, по мнению О.В. Сперанского, проистекают из того, что с введением института саморегулирования вместо лицензирования, по факту, появились «чиновники от бизнеса», занимающиеся сбором средств со строителей, а не развитием института саморегулирования.
Кроме того, и сами строительные организации не стремились принимать активное участие в жизни СРО. Многие из них только сейчас узнали, что «являются членами какого-то СРО, что они заплатили в него деньги, и что на данный момент этих денег нет». Таким образом, изменения в законодательстве сложились из нескольких составляющих - попытки освободить представителей малого и среднего бизнеса от участия в саморегулировании, введения системы экономической ответственности членов СРО, а также выведения из системы саморегулирования субподрядчиков. Еще один важный этап – введение системы двух компенсационных фондов.
При этом, как заметил Олег Сперанский, «созданная система, безусловно, не идеальна, и сейчас, работая с застройщиками и представителями межрегиональных организаций, мы видим, что какие-то точечные корректировки Градостроительного кодекса потребуются. Кроме того, до конца весны Правительство и Минстрой отрегулируют и примут все необходимые во исполнение 372 закона нормативно-правовые акты, чтобы запустить всю эту систему в полном объеме».
В свою очередь, Михаил Викторов напомнил собравшимся о том, что на недавнем юбилейном съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» президент РФ Владимир Путин заметил, что «наш ответ санкциям – дать больше свободы бизнесу». Саморегулирование – это как раз передача всех контрольных функций именно бизнесу. Позицию бизнеса по вопросу нововведений в части СРО выразил член Президиума Генсовета «Деловой России», генеральный директор компании «Эталон-Инвест» Даниил Селедчик, который подчеркнул, что все происходящее сегодня – это последний шанс для системы саморегулирования, которая «создавалась для определения и регулирования деятельности строительной отрасли. На практике же появилось очень много платных СРО, у которых можно было, по сути, купить необходимые допуски. Такая ситуация не может устраивать государство, поскольку строительный рынок серьезный и связан с определенными рисками. И соответственно сегодняшний шанс для самоочищения - последний. Если область не очистится, то будут новые виды лицензий».
В продолжение дискуссии исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) Виктор Прядеин еще раз обратил внимание собравшихся на то, что ключевая аудитория, ради которой реформа и проводится, это не СРО, а строительные компании. Также В.В. Прядеин призвал строителей крайне внимательно относиться к письмам и уведомлениям от СРО, в которых они на сегодняшний день состоят. «Вы можете стать объектом проверки, в результате которой при выявлении нарушений вас могут по решению органов управления этой СРО из нее исключить. Нужно внимательно реагировать на все эти запросы и предоставлять максимум информации, - подчеркнул исполнительный директор НОСТРОЙ. «Если раньше система саморегулирования работала на то, чтобы как можно больше членов в себя вовлечь, то сегодня, в переходный период и в связи с обострением вопроса компенсационных фондов, имеют место массовые проверки, в результате которых часто происходят исключения. Это важный вызов сегодняшнего времени».
Также Виктор Прядеин акцентировал внимание строительных организаций на том, что одним из ключевых нововведений саморегулирования в строительной части было введение регионального принципа действия СРО: «По факту к 1 июля 2017 мы должны прийти к ситуации, когда все члены СРО должны быть зарегистрированы в том же самом субъекте Российской Федерации, что и СРО, членами которой они являются. Обращаю ваше внимание, что некоторые СРО для прекращения членства придумывают сложную процедуру, которая законом не предусмотрена». Для перехода достаточно подать и зарегистрировать уведомление о прекращении членства в СРО с целью последующего перехода в СРО в том субъекте РФ, где зарегистрирована строительная организация. С даты, указанной в уведомлении, членство прекращается.
О недостаточном внимании к деятельности СРО со стороны самих строительных компаний сказал и начальник отдела судебно-претензионной работы Правового управления Ростехнадзора Андрей Гаврилов: «На наш взгляд, существующие проблемы связаны с некой пассивностью самих строителей, потому что как происходило в большинстве случаев: заплатили взнос в комфонд, выдали доверенность на участие в общем собрании и забыли о своем членстве в этом СРО. И вспомнили только после того, когда оказалось, что допуск уже не действует».
В завершении мероприятия все спикеры призвали участников строительной отрасли внимательно следить за новостями и публикациями по соответствующей теме на порталах Минстроя РФ, НОСТРОЯ и Ростехнадзора, т.к. временной период, в течение которого строительным компаниям необходимо определиться с саморегулируемой организацией, очень ограниченный - с 1 ноября по 1 декабря 2016.
Для обсуждения проблемных точек нового закона и нюансов его практической реализации на мероприятии собрались представители девелоперского сообщества, подрядных и саморегулируемых организаций. Позицию законодателя в дискуссии представляли директор Правового департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олег Сперанский, исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) Виктор Прядеин и начальник отдела судебно-претензионной работы Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Андрей Гаврилов.
Модерировали круглый стол член Президиума Генсовета «Деловой России», генеральный директор компании «Эталон-Инвест» Даниил Селедчик и заместитель генерального директора компании Coalco, профессор РАНХиГС при Президенте РФ Михаил Викторов.
В своем выступлении директор Правового департамента Минстроя РФ Олег Сперанский отметил, что «изменения в законодательстве преследовали определенные цели, основная из которых – произвести реформу саморегулирования для того, чтобы саморегулирование таковым стало». Существующие проблемы, по мнению О.В. Сперанского, проистекают из того, что с введением института саморегулирования вместо лицензирования, по факту, появились «чиновники от бизнеса», занимающиеся сбором средств со строителей, а не развитием института саморегулирования.
Кроме того, и сами строительные организации не стремились принимать активное участие в жизни СРО. Многие из них только сейчас узнали, что «являются членами какого-то СРО, что они заплатили в него деньги, и что на данный момент этих денег нет». Таким образом, изменения в законодательстве сложились из нескольких составляющих - попытки освободить представителей малого и среднего бизнеса от участия в саморегулировании, введения системы экономической ответственности членов СРО, а также выведения из системы саморегулирования субподрядчиков. Еще один важный этап – введение системы двух компенсационных фондов.
При этом, как заметил Олег Сперанский, «созданная система, безусловно, не идеальна, и сейчас, работая с застройщиками и представителями межрегиональных организаций, мы видим, что какие-то точечные корректировки Градостроительного кодекса потребуются. Кроме того, до конца весны Правительство и Минстрой отрегулируют и примут все необходимые во исполнение 372 закона нормативно-правовые акты, чтобы запустить всю эту систему в полном объеме».
В свою очередь, Михаил Викторов напомнил собравшимся о том, что на недавнем юбилейном съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» президент РФ Владимир Путин заметил, что «наш ответ санкциям – дать больше свободы бизнесу». Саморегулирование – это как раз передача всех контрольных функций именно бизнесу. Позицию бизнеса по вопросу нововведений в части СРО выразил член Президиума Генсовета «Деловой России», генеральный директор компании «Эталон-Инвест» Даниил Селедчик, который подчеркнул, что все происходящее сегодня – это последний шанс для системы саморегулирования, которая «создавалась для определения и регулирования деятельности строительной отрасли. На практике же появилось очень много платных СРО, у которых можно было, по сути, купить необходимые допуски. Такая ситуация не может устраивать государство, поскольку строительный рынок серьезный и связан с определенными рисками. И соответственно сегодняшний шанс для самоочищения - последний. Если область не очистится, то будут новые виды лицензий».
В продолжение дискуссии исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) Виктор Прядеин еще раз обратил внимание собравшихся на то, что ключевая аудитория, ради которой реформа и проводится, это не СРО, а строительные компании. Также В.В. Прядеин призвал строителей крайне внимательно относиться к письмам и уведомлениям от СРО, в которых они на сегодняшний день состоят. «Вы можете стать объектом проверки, в результате которой при выявлении нарушений вас могут по решению органов управления этой СРО из нее исключить. Нужно внимательно реагировать на все эти запросы и предоставлять максимум информации, - подчеркнул исполнительный директор НОСТРОЙ. «Если раньше система саморегулирования работала на то, чтобы как можно больше членов в себя вовлечь, то сегодня, в переходный период и в связи с обострением вопроса компенсационных фондов, имеют место массовые проверки, в результате которых часто происходят исключения. Это важный вызов сегодняшнего времени».
Также Виктор Прядеин акцентировал внимание строительных организаций на том, что одним из ключевых нововведений саморегулирования в строительной части было введение регионального принципа действия СРО: «По факту к 1 июля 2017 мы должны прийти к ситуации, когда все члены СРО должны быть зарегистрированы в том же самом субъекте Российской Федерации, что и СРО, членами которой они являются. Обращаю ваше внимание, что некоторые СРО для прекращения членства придумывают сложную процедуру, которая законом не предусмотрена». Для перехода достаточно подать и зарегистрировать уведомление о прекращении членства в СРО с целью последующего перехода в СРО в том субъекте РФ, где зарегистрирована строительная организация. С даты, указанной в уведомлении, членство прекращается.
О недостаточном внимании к деятельности СРО со стороны самих строительных компаний сказал и начальник отдела судебно-претензионной работы Правового управления Ростехнадзора Андрей Гаврилов: «На наш взгляд, существующие проблемы связаны с некой пассивностью самих строителей, потому что как происходило в большинстве случаев: заплатили взнос в комфонд, выдали доверенность на участие в общем собрании и забыли о своем членстве в этом СРО. И вспомнили только после того, когда оказалось, что допуск уже не действует».
В завершении мероприятия все спикеры призвали участников строительной отрасли внимательно следить за новостями и публикациями по соответствующей теме на порталах Минстроя РФ, НОСТРОЯ и Ростехнадзора, т.к. временной период, в течение которого строительным компаниям необходимо определиться с саморегулируемой организацией, очень ограниченный - с 1 ноября по 1 декабря 2016.
Источник:
http://www.gazeta.bn.ru/news/2016/10/13/234067.html