«Я не хочу смотреть на вашу скорбь»
Как в «Балтийской Жемчужине» группа недовольных поднимает соседей на борьбу с храмом-памятником жертвам авиакатастрофы над Синаем
Недавно прошла публикация в МК Питер
Год прошел после трагедии, произошедшей 31 октября в небе над Синаем. Тогда погибли 224 человека. Увековечить имена всех пассажиров и членов экипажа разбившегося лайнера решено в новом храме. Для него уже нашли место, спонсора, договорились с собственником земли, родственники погибших единодушно «за». Против оказалась горстка антирелигиозных квартирантов элитного жилого комплекса, которым «чужая скорбь» портит вид из окна и настроение.
«Хватает собственных проблем»
В Петербурге уже не первый раз вспыхивают скандалы из-за строительства храмов. Градозащитники и местные жители возмущаются (и порой небезосновательно), когда новые церкви пытаются возвести в парках, скверах, восстановить их в историческом центре. Но в этом случае все по-другому.
В Красносельском районе, на территории жилого комплекса «Балтийская жемчужина», там где сейчас унылый пустырь, хотят построить храм Дмитрия Солунского, а в нем повесить памятные таблички с именами всех жертв авикатасрофы над Синаем и регулярно поминать их во время богослужений.
Когда в прошлом году в Петербурге был объявлен траур по жертвам теракта, никто не посмел возмутиться. Тысячи людей приходили на Дворцовую площадь. Зажигали свечи, приносили цветы и игрушки. Но, оказывается, есть горожане, для которых это чужая трагедия, чужие смерть и скорбь.
«Продавайте футболки, значки и магниты, но не лезьте со своими корыстными намерениями к моему дому!» «Да, лучше поставить поликлинику, больницу, подстанцию скорой помощи, бизнес-центр, да даже торговый, ибо это рабочие места, храмов в округе великое множество, всегда можно помолиться за умерших абсолютно в любом. Да даже если кровь из носу нужен персональный, с каким-то определенным настоятелем, то логичнее возвести его в уединенном месте, а не в чужом дворе, вынуждая жильцов страдать, сожалеть, затем покидать свои жилища, перебираясь в другие районы».
«Люди живут там и будут вынуждены каждый день смотреть на Вашу, только Вашу память».
«Приобретается квартира в зеленом спальном районе, где можно отдохнуть после работы, погулять, покататься на велосипеде, просто посидеть у залива. Хватает собственных проблем, печалей, неурядиц, чтобы еще во время прогулок натыкаться взглядом на напоминание о трагедии». Так пишут петербуржцы, выступающие против строительства храма в «Балтийской жемчужине». Они расклеивают по району гневные листовки. Агитируют подписывать петицию против строительства. Пока что собрали около 700 подписей. При этом в квартале живет более 30 тысяч человек.. Но горстка протестующих развела бурную деятельность. Во многом из-за них 31 октября — в годовщину трагедии на месте будущего храма отменили памятные мероприятия.
У недовольных свои доводы. Якобы храм не вписывается в современный жилой комплекс. Будто бы он занимает место социальных объектов, которые там собирались построить — поликлинники, отдела полиции, спорткомплекса... Мамы возмущаются, что их детям придется смотреть на кресты, а любители поспать недовольны, что будут звонить колокола.
«Пострадает» только парковка
- Идея строительства храма великомучинника Дмитрия Солунского появилась летом 2015 года, еще до трагедии, - рассказывает инициатор создания этой базилики и настоятель будущего храма отец Сергий (Кубышкин), - Этот святой - покровитель всех славянских народов. А ведь на борту разбившегося самолета были не только россияне, но и украинцы, белорусы. После авиакатастрофы над Синаем у меня не было сомнений, что нужно увековечить память погибших. Я сам потерял тогда друга. Кроме того, на борту был сын моего учителя (Леонид Гордин — ред.). Я начал общаться с родственниками погибших, предложил им создать мемориальный храм. И все — я подчеркиваю все - согласились. Противники этой стройки говорят, что погибли и атеисты, и мусульмане, а не только православные. Но вот вам пример — семья Салахбековых — мусульмане, но они тоже согласны.
Салахбековы потеряли троих близких. В Египет летали отдыхать 14-летний Даниял и 9-летняя Диана с бабушкой Светланой.
Подобрать место для нового храма в Петербурге не просто, хотя бы из-за протестов градозащитников и атеистов. Но в этот раз до последнего момента все складывалось как нельзя удачно. Нашелся меценат - предприниматель, готовый выделить средства на строительство. Свое имя он просит не называть. Известно только, что тоже живет «Балтийской жемчужине». И его пожеланием было возведение храма именно на территории жилого комплекса. Смольный оказался не против. Лично главный архитектор города Владимир Григорьев предложил место в створе Матисова канала. Компания застройщик «Балтийская жемчужина» согласилась выделить участок (по словам отца Сергия среди сотрудников фирмы также есть человек, потерявший в авиакатастрофе родственников).
- Храм планируется возвести в зоне общественно-деловой застройки. По генплану на этом месте был бизнес-центр и парковка. Они там и будут, только поменьше. Поликлиника, полицейский участок и подстанция скорой помощи останутся на месте. Вокруг храма мы разобьем сквер, сделаем детскую площадку, сохраним выход к набережной канала.
Иными словами не о каком «храме вместо соцобъектов», как настаивают протестующие, речи не идет. «Пострадает» разве что парковка, где машины бы оставляли вовсе не жители «Жемчужины», а работники очередного бизнесс-центра. «...Кто захочет инвестировать в торговый центр рядом с церковью в память об авиакатастрофе?... Инвестор теряет намного больше денег, чем стоимость участка», - возмущаются невольные громче самого инвестора, который, судя по всему, не видит проблемы.
- А еще мы продвигаем идею деятельной памяти. У нас будет не просто храм, а духовно-просветительский центр с воскресной школой, изостудией, центром иностранных языков. Есть задумка создать службу психологической помощи жителям квартала и жертвам терактов, их родственникам, - объясняет отец Сергий.
Духовно-просветительский центр займет первый этаж здания, собственно храм расположится на втором. Там будут размещены таблички с именами погибших в авиакатастрофе (что-то похожее, только в большем масштабе можно увидеть в Кронштадтском соборе, где на стенах записаны имена погибших моряков) и повешены 224 лампады - по числу жертв теракта.
Общество вечного развлечения
Изначально планировалось захоронить в храме Дмитрия Солунского неопознанные останки погибших. Однако в последствии от этой идеи отказались. Родственники и настоятель сошлись во мнении, что делать братскую могилу в жилом квартале действительно не стоит.
- В Петербурге это будет не единственный мемориальный храм. У нас уже есть Спас-на-Крови на месте покушения на императора Александра II, храм Успения Божией Матери, посвященный памяти блокадников, храм Георгия Победоносца — памяти афганцев, - перечисляет отец Сергий.
В этот же ряд можно добавить и светские мемориальные сооружения, например, на месте последней дуэли Пушкина, на набережной Смоленки в память о человеке, ценою своей жизни спасшем тонувших детей. А сколько у нас памятников погибшим в Блокаду и защитникам города. «МК» в Питере» спросил у одной из протестующих — не трудно ли ей ходить мимо этих мест.
- В них я вижу исключительно историческую ценность, а не памятники погибшим. Да и эти места не предстают перед моим взором каждый день. Мать одного из пассажиров, разбившегося лайнера, не может смотреть на самолеты, переключает телевизионный канал, когда видит самолет. А мы? Чем мы заслужили каждый день смотреть на смерть? К сожалению, жителей «Балтийской жемчужины» не спросили, как они относятся к смерти перед глазами, - возмущается Александра Федотова, - Полагаю, не столь важно, сколько именно человек против. Неужели справедливо, что в угоду кому-то будет страдать даже один человек? Лично я не намерена наблюдать перед собой каждый день храм, смерть, отпевания.
Смерть — это действительно очень печально. Гораздо приятнее жить в уютной квартирке в новом доме, гулять по паркам, сидеть в кафе, смотреть в кинотеатрах только комедии и не замечать, как падают самолеты с людьми. Это уже не просто общество потребления, а общество развлечения, сплошного позитива и эгоизма. К слову - «Балтийская жемчужина» построена на месте, где во время войны проходила линия фронта. Об этом недовольные храмом, наверное, предпочитают не думать? Нельзя же вспоминать о таком, гуляя по торговому центру.
Елена Михина
МК-мнение
Они порочат градозащитников и разжигают рознь
Градозащитницу Анну Дудникову не раз видели «на баррикадах» - против сноса и возведения разных объектов. Протестовала она против храма в парке Малиновка и в Рождественском сквере.
- Но тут ситуация абсурдная. Люди, выступающие против храма Дмитрия Солунского, порочат имя градозащиников. У нас есть ряд причин, когда мы выступаем с протестами: когда новый объект нужен только застройщику для извлечения прибыли, когда уничтожаются зеленые зоны ( в Петербурге их и так мало), когда строят слишком близко к домам…. Но в «Балтийской жемчужине» ничего такого нет. Храм планируют возвести на пустыре, в сотнях (!) метров от домов, ничего не уничтожая. Протестующие пишут, что эта стройка повлияет на инфраструктуру, якобы потеряв деньги из-за уменьшения бизнес-центра, застройщик отыграется на соцобъектах. Но это не правда. Во-первых, бизнес-центры сейчас и так стоят полупустые по всему городу, и инвестор это понимает. Во-вторых, застройщик создаст столько дорог, детских площадок или поликлиник, сколько оговорено в контракте с городом. Так что в данном случае протесты уже начинают напоминать просто разжигание розни.
Год прошел после трагедии, произошедшей 31 октября в небе над Синаем. Тогда погибли 224 человека. Увековечить имена всех пассажиров и членов экипажа разбившегося лайнера решено в новом храме. Для него уже нашли место, спонсора, договорились с собственником земли, родственники погибших единодушно «за». Против оказалась горстка антирелигиозных квартирантов элитного жилого комплекса, которым «чужая скорбь» портит вид из окна и настроение.
«Хватает собственных проблем»
В Петербурге уже не первый раз вспыхивают скандалы из-за строительства храмов. Градозащитники и местные жители возмущаются (и порой небезосновательно), когда новые церкви пытаются возвести в парках, скверах, восстановить их в историческом центре. Но в этом случае все по-другому.
В Красносельском районе, на территории жилого комплекса «Балтийская жемчужина», там где сейчас унылый пустырь, хотят построить храм Дмитрия Солунского, а в нем повесить памятные таблички с именами всех жертв авикатасрофы над Синаем и регулярно поминать их во время богослужений.
Когда в прошлом году в Петербурге был объявлен траур по жертвам теракта, никто не посмел возмутиться. Тысячи людей приходили на Дворцовую площадь. Зажигали свечи, приносили цветы и игрушки. Но, оказывается, есть горожане, для которых это чужая трагедия, чужие смерть и скорбь.
«Продавайте футболки, значки и магниты, но не лезьте со своими корыстными намерениями к моему дому!» «Да, лучше поставить поликлинику, больницу, подстанцию скорой помощи, бизнес-центр, да даже торговый, ибо это рабочие места, храмов в округе великое множество, всегда можно помолиться за умерших абсолютно в любом. Да даже если кровь из носу нужен персональный, с каким-то определенным настоятелем, то логичнее возвести его в уединенном месте, а не в чужом дворе, вынуждая жильцов страдать, сожалеть, затем покидать свои жилища, перебираясь в другие районы».
«Люди живут там и будут вынуждены каждый день смотреть на Вашу, только Вашу память».
«Приобретается квартира в зеленом спальном районе, где можно отдохнуть после работы, погулять, покататься на велосипеде, просто посидеть у залива. Хватает собственных проблем, печалей, неурядиц, чтобы еще во время прогулок натыкаться взглядом на напоминание о трагедии». Так пишут петербуржцы, выступающие против строительства храма в «Балтийской жемчужине». Они расклеивают по району гневные листовки. Агитируют подписывать петицию против строительства. Пока что собрали около 700 подписей. При этом в квартале живет более 30 тысяч человек.. Но горстка протестующих развела бурную деятельность. Во многом из-за них 31 октября — в годовщину трагедии на месте будущего храма отменили памятные мероприятия.
У недовольных свои доводы. Якобы храм не вписывается в современный жилой комплекс. Будто бы он занимает место социальных объектов, которые там собирались построить — поликлинники, отдела полиции, спорткомплекса... Мамы возмущаются, что их детям придется смотреть на кресты, а любители поспать недовольны, что будут звонить колокола.
«Пострадает» только парковка
- Идея строительства храма великомучинника Дмитрия Солунского появилась летом 2015 года, еще до трагедии, - рассказывает инициатор создания этой базилики и настоятель будущего храма отец Сергий (Кубышкин), - Этот святой - покровитель всех славянских народов. А ведь на борту разбившегося самолета были не только россияне, но и украинцы, белорусы. После авиакатастрофы над Синаем у меня не было сомнений, что нужно увековечить память погибших. Я сам потерял тогда друга. Кроме того, на борту был сын моего учителя (Леонид Гордин — ред.). Я начал общаться с родственниками погибших, предложил им создать мемориальный храм. И все — я подчеркиваю все - согласились. Противники этой стройки говорят, что погибли и атеисты, и мусульмане, а не только православные. Но вот вам пример — семья Салахбековых — мусульмане, но они тоже согласны.
Салахбековы потеряли троих близких. В Египет летали отдыхать 14-летний Даниял и 9-летняя Диана с бабушкой Светланой.
Подобрать место для нового храма в Петербурге не просто, хотя бы из-за протестов градозащитников и атеистов. Но в этот раз до последнего момента все складывалось как нельзя удачно. Нашелся меценат - предприниматель, готовый выделить средства на строительство. Свое имя он просит не называть. Известно только, что тоже живет «Балтийской жемчужине». И его пожеланием было возведение храма именно на территории жилого комплекса. Смольный оказался не против. Лично главный архитектор города Владимир Григорьев предложил место в створе Матисова канала. Компания застройщик «Балтийская жемчужина» согласилась выделить участок (по словам отца Сергия среди сотрудников фирмы также есть человек, потерявший в авиакатастрофе родственников).
- Храм планируется возвести в зоне общественно-деловой застройки. По генплану на этом месте был бизнес-центр и парковка. Они там и будут, только поменьше. Поликлиника, полицейский участок и подстанция скорой помощи останутся на месте. Вокруг храма мы разобьем сквер, сделаем детскую площадку, сохраним выход к набережной канала.
Иными словами не о каком «храме вместо соцобъектов», как настаивают протестующие, речи не идет. «Пострадает» разве что парковка, где машины бы оставляли вовсе не жители «Жемчужины», а работники очередного бизнесс-центра. «...Кто захочет инвестировать в торговый центр рядом с церковью в память об авиакатастрофе?... Инвестор теряет намного больше денег, чем стоимость участка», - возмущаются невольные громче самого инвестора, который, судя по всему, не видит проблемы.
- А еще мы продвигаем идею деятельной памяти. У нас будет не просто храм, а духовно-просветительский центр с воскресной школой, изостудией, центром иностранных языков. Есть задумка создать службу психологической помощи жителям квартала и жертвам терактов, их родственникам, - объясняет отец Сергий.
Духовно-просветительский центр займет первый этаж здания, собственно храм расположится на втором. Там будут размещены таблички с именами погибших в авиакатастрофе (что-то похожее, только в большем масштабе можно увидеть в Кронштадтском соборе, где на стенах записаны имена погибших моряков) и повешены 224 лампады - по числу жертв теракта.
Общество вечного развлечения
Изначально планировалось захоронить в храме Дмитрия Солунского неопознанные останки погибших. Однако в последствии от этой идеи отказались. Родственники и настоятель сошлись во мнении, что делать братскую могилу в жилом квартале действительно не стоит.
- В Петербурге это будет не единственный мемориальный храм. У нас уже есть Спас-на-Крови на месте покушения на императора Александра II, храм Успения Божией Матери, посвященный памяти блокадников, храм Георгия Победоносца — памяти афганцев, - перечисляет отец Сергий.
В этот же ряд можно добавить и светские мемориальные сооружения, например, на месте последней дуэли Пушкина, на набережной Смоленки в память о человеке, ценою своей жизни спасшем тонувших детей. А сколько у нас памятников погибшим в Блокаду и защитникам города. «МК» в Питере» спросил у одной из протестующих — не трудно ли ей ходить мимо этих мест.
- В них я вижу исключительно историческую ценность, а не памятники погибшим. Да и эти места не предстают перед моим взором каждый день. Мать одного из пассажиров, разбившегося лайнера, не может смотреть на самолеты, переключает телевизионный канал, когда видит самолет. А мы? Чем мы заслужили каждый день смотреть на смерть? К сожалению, жителей «Балтийской жемчужины» не спросили, как они относятся к смерти перед глазами, - возмущается Александра Федотова, - Полагаю, не столь важно, сколько именно человек против. Неужели справедливо, что в угоду кому-то будет страдать даже один человек? Лично я не намерена наблюдать перед собой каждый день храм, смерть, отпевания.
Смерть — это действительно очень печально. Гораздо приятнее жить в уютной квартирке в новом доме, гулять по паркам, сидеть в кафе, смотреть в кинотеатрах только комедии и не замечать, как падают самолеты с людьми. Это уже не просто общество потребления, а общество развлечения, сплошного позитива и эгоизма. К слову - «Балтийская жемчужина» построена на месте, где во время войны проходила линия фронта. Об этом недовольные храмом, наверное, предпочитают не думать? Нельзя же вспоминать о таком, гуляя по торговому центру.
Елена Михина
МК-мнение
Они порочат градозащитников и разжигают рознь
Градозащитницу Анну Дудникову не раз видели «на баррикадах» - против сноса и возведения разных объектов. Протестовала она против храма в парке Малиновка и в Рождественском сквере.
- Но тут ситуация абсурдная. Люди, выступающие против храма Дмитрия Солунского, порочат имя градозащиников. У нас есть ряд причин, когда мы выступаем с протестами: когда новый объект нужен только застройщику для извлечения прибыли, когда уничтожаются зеленые зоны ( в Петербурге их и так мало), когда строят слишком близко к домам…. Но в «Балтийской жемчужине» ничего такого нет. Храм планируют возвести на пустыре, в сотнях (!) метров от домов, ничего не уничтожая. Протестующие пишут, что эта стройка повлияет на инфраструктуру, якобы потеряв деньги из-за уменьшения бизнес-центра, застройщик отыграется на соцобъектах. Но это не правда. Во-первых, бизнес-центры сейчас и так стоят полупустые по всему городу, и инвестор это понимает. Во-вторых, застройщик создаст столько дорог, детских площадок или поликлиник, сколько оговорено в контракте с городом. Так что в данном случае протесты уже начинают напоминать просто разжигание розни.
Источник:
http://planeta-knig.ru/shop/1553/desc/barkhat-chjornykh-glaz