Региональные бюджеты под угрозой дефолта. Доклад губернатора Кувшинникова в Совете Федерации РФ
Одним из центральных событий на минувшей рабочей неделе губернатора Олега Кувшинникова стало его выступление на парламентских слушаниях в Совете Федерации, где он жестко высказался в защиту региональных бюджетов и призвал не только не снижать регионам объемы бюджетных кредитов, но и реструктурировать их на 10 лет. Реакция на выступление Олега Кувшинникова в верхней палате парламента такова: предложения вологодского губернатора были поддержаны региональными властями Ульяновской, Тюменской областей и ряда других регионов.
Одним из центральных событий на минувшей рабочей неделе губернатора Олега Кувшинникова стало его выступление на парламентских слушаниях в Совете Федерации, где он жестко высказался в защиту региональных бюджетов и призвал не только не снижать регионам объемы бюджетных кредитов, но и реструктурировать их на 10 лет. Реакция на выступление Олега Кувшинникова в верхней палате парламента такова: предложения вологодского губернатора были поддержаны региональными властями Ульяновской, Тюменской областей и ряда других регионов.
Аудитория, перед которой выступил Олег Кувшинников на парламентских слушаниях, прошедших под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, была более чем солидной. Это и глава Минфина Антон Силуанов, и председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, а также руководители федеральных и региональных органов государственной власти, представители научного и экспертного сообщества.
Как подчеркнула Валентина Матвиенко, Совет Федерации уделяет исключительное внимание вопросам финансового положения регионов.
«Ситуация здесь непростая. Государственный долг субъектов Федерации растет. К концу года ожидается почти на уровне 2,5 триллиона рублей», - сказала спикер верхней палаты.
Выступая с докладом о межбюджетных отношениях, Олег Кувшинников напомнил о том, что в период экономического кризиса 2008 года Вологодчина попала в тяжелейшее положение. Прибыль предприятий сократилась в 4 раза, доходы бюджета упали вдвое. Для выполнения социальных обязательств регион был вынужден привлекать дорогостоящие, в том числе коммерческие кредиты. К 2012 году госдолг области практически приблизился к уровню собственных доходов. Ситуация, признался губернатор, была преддефолтной.
«Главной нашей задачей в посткризисный период стало обеспечение сбалансированности бюджета, и за последующие пять лет мы делали все возможное, чтобы остановить рост государственного долга и снизить его объем», - пояснил Олег Кувшинников.
Для достижения этих целей были отменены неэффективные региональные налоговые льготы, оптимизированы непервоочередные расходы бюджета, улучшено администрирование доходов, частично легализованы теневой оборот бизнеса и населения. За 5 лет бюджетный эффект от проводимой работы оценивается в 12 миллиардов рублей. Кардинально изменился и подход к бюджетным тратам: на Вологодчине оптимизированы неэффективные и непервоочередные расходы на 15,5 миллиарда рублей.
Фактически, начиная с 2012 года, регион был вынужден «заморозить» расходы на уровне 60 млрд. рублей. При этом оплата труда за эти годы выросла на 19%, объем дорожных фондов – в 6 раз, платежи неработающего населения в фонд ОМС – в 2 раза. Вологодчине удалось покинуть двадцатку субъектов РФ с наибольшим государственным долгом, а также выполнять условия соглашений с Министерством финансов по замещению коммерческих кредитов бюджетными и сокращению государственного долга.
«Вологодская область действительно оказалась в очень сложной ситуации. Тем не менее, за счет оптимизации, разумной экономии в бюджетной политике удалось удержать ситуацию, выполнить соглашение с Минфином. Такой опыт, коллеги, надо брать на вооружение», - обратилась к участникам парламентских слушаний спикер Совета Федерации.
Глава Вологодчины подчеркнул: одним из факторов, мешающих регионам выйти на сбалансированные бюджеты, является передача полномочий с федерального уровня на региональный. В том числе, предоставление жилья детям- сиротам, проведение государственной кадастровой оценки, соблюдение нормативов финансового по медицинской помощи, лесовосстановление и так далее.
«Это происходит, как правило, без передачи доходных источников. За период с 2005 года количество полномочий субъектов Российской Федерации увеличилось в 2,5 раза с 49 до 105, объем делегированных полномочий в 10 раз - с 11 до 117. Сбалансировать бюджет в таких условиях крайне сложно. Необходимо срочно провести инвентаризацию расходных полномочий и передать доходные источники с федерального на региональный уровень», - считает Олег Кувшинников.
По мнению губернатора, решения по перераспределению доходных источников, которые принимаются в настоящее время на федеральном уровне, могут привести к дальнейшему ухудшению финансового положения регионов и увеличению объемов их госдолга. В результате снижения с 18% до 17% ставки для зачисления налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации за 2017-2019 годы только Вологодская область потеряет 1,9 миллиарда рублей. Плюс к этому уменьшение нормативов отчислений акцизов на нефтепродукты с 88% до 61,7% в 2017 году, а также изменение порядка начисления акцизов на алкоголи приведет к выпадающим доходам в объеме почти 5 миллиардов и 100 миллионов рублей соответственно. Еще почти 10 миллиардов рублей может недосчитаться Вологодская область в связи с предоставлением на федеральном уровне льгот и преференций компаниям и государственным монополиям.
Для укрепления доходного потенциала регионов Олег Кувшинников предложил сохранить действующие нормативы зачисления акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ, оставить ставки налога на прибыль на уровне 18%, а прирост по этим платежам также направлять в региональную казну. А, кроме того, по мнению губернатора, необходимо ввести мораторий на установление новых федеральных льгот по доходным источникам, поступающим в бюджеты регионов России.
Для повышения финансовой устойчивости региональных бюджетов и снижения долговой нагрузки Олег Кувшинников предложил оставить объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для каждого российского субъекта на уровне не ниже нынешнего года, увеличить регионам сроки объемов бюджетных кредитов на замещение долговых сроком на 5 лет. И, более того, рассмотреть возможность реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам на 10 лет.
«Предложения, которые изложили вы, Олег Александрович, касаются всех присутствующих здесь губернаторов. Уверена, они их поддержат. Мы обязательно отразим их в итоговом документе наших парламентских слушаний», - резюмировала Валентина Матвиенко.
И действительно, часть регионов уже высказалась в поддержку предложений вологодского губернатора.
«Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников заявил о том, что доходная часть бюджета территории упала в два раза, однако регион с ситуацией справился. Нам надо изучить, что там было сделано, и подумать, что можно реально применить в Тюменской области», - так прокомментировал в СМИ итоги слушаний председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов.
Добавим, что меры, предложенные Олегом Кувшинниковым, уже решили взять на вооружение не только в Тюменской, но и в Ульяновской области, а также в нескольких других регионах.
Аудитория, перед которой выступил Олег Кувшинников на парламентских слушаниях, прошедших под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, была более чем солидной. Это и глава Минфина Антон Силуанов, и председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, а также руководители федеральных и региональных органов государственной власти, представители научного и экспертного сообщества.
Как подчеркнула Валентина Матвиенко, Совет Федерации уделяет исключительное внимание вопросам финансового положения регионов.
«Ситуация здесь непростая. Государственный долг субъектов Федерации растет. К концу года ожидается почти на уровне 2,5 триллиона рублей», - сказала спикер верхней палаты.
Выступая с докладом о межбюджетных отношениях, Олег Кувшинников напомнил о том, что в период экономического кризиса 2008 года Вологодчина попала в тяжелейшее положение. Прибыль предприятий сократилась в 4 раза, доходы бюджета упали вдвое. Для выполнения социальных обязательств регион был вынужден привлекать дорогостоящие, в том числе коммерческие кредиты. К 2012 году госдолг области практически приблизился к уровню собственных доходов. Ситуация, признался губернатор, была преддефолтной.
«Главной нашей задачей в посткризисный период стало обеспечение сбалансированности бюджета, и за последующие пять лет мы делали все возможное, чтобы остановить рост государственного долга и снизить его объем», - пояснил Олег Кувшинников.
Для достижения этих целей были отменены неэффективные региональные налоговые льготы, оптимизированы непервоочередные расходы бюджета, улучшено администрирование доходов, частично легализованы теневой оборот бизнеса и населения. За 5 лет бюджетный эффект от проводимой работы оценивается в 12 миллиардов рублей. Кардинально изменился и подход к бюджетным тратам: на Вологодчине оптимизированы неэффективные и непервоочередные расходы на 15,5 миллиарда рублей.
Фактически, начиная с 2012 года, регион был вынужден «заморозить» расходы на уровне 60 млрд. рублей. При этом оплата труда за эти годы выросла на 19%, объем дорожных фондов – в 6 раз, платежи неработающего населения в фонд ОМС – в 2 раза. Вологодчине удалось покинуть двадцатку субъектов РФ с наибольшим государственным долгом, а также выполнять условия соглашений с Министерством финансов по замещению коммерческих кредитов бюджетными и сокращению государственного долга.
«Вологодская область действительно оказалась в очень сложной ситуации. Тем не менее, за счет оптимизации, разумной экономии в бюджетной политике удалось удержать ситуацию, выполнить соглашение с Минфином. Такой опыт, коллеги, надо брать на вооружение», - обратилась к участникам парламентских слушаний спикер Совета Федерации.
Глава Вологодчины подчеркнул: одним из факторов, мешающих регионам выйти на сбалансированные бюджеты, является передача полномочий с федерального уровня на региональный. В том числе, предоставление жилья детям- сиротам, проведение государственной кадастровой оценки, соблюдение нормативов финансового по медицинской помощи, лесовосстановление и так далее.
«Это происходит, как правило, без передачи доходных источников. За период с 2005 года количество полномочий субъектов Российской Федерации увеличилось в 2,5 раза с 49 до 105, объем делегированных полномочий в 10 раз - с 11 до 117. Сбалансировать бюджет в таких условиях крайне сложно. Необходимо срочно провести инвентаризацию расходных полномочий и передать доходные источники с федерального на региональный уровень», - считает Олег Кувшинников.
По мнению губернатора, решения по перераспределению доходных источников, которые принимаются в настоящее время на федеральном уровне, могут привести к дальнейшему ухудшению финансового положения регионов и увеличению объемов их госдолга. В результате снижения с 18% до 17% ставки для зачисления налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации за 2017-2019 годы только Вологодская область потеряет 1,9 миллиарда рублей. Плюс к этому уменьшение нормативов отчислений акцизов на нефтепродукты с 88% до 61,7% в 2017 году, а также изменение порядка начисления акцизов на алкоголи приведет к выпадающим доходам в объеме почти 5 миллиардов и 100 миллионов рублей соответственно. Еще почти 10 миллиардов рублей может недосчитаться Вологодская область в связи с предоставлением на федеральном уровне льгот и преференций компаниям и государственным монополиям.
Для укрепления доходного потенциала регионов Олег Кувшинников предложил сохранить действующие нормативы зачисления акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ, оставить ставки налога на прибыль на уровне 18%, а прирост по этим платежам также направлять в региональную казну. А, кроме того, по мнению губернатора, необходимо ввести мораторий на установление новых федеральных льгот по доходным источникам, поступающим в бюджеты регионов России.
Для повышения финансовой устойчивости региональных бюджетов и снижения долговой нагрузки Олег Кувшинников предложил оставить объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для каждого российского субъекта на уровне не ниже нынешнего года, увеличить регионам сроки объемов бюджетных кредитов на замещение долговых сроком на 5 лет. И, более того, рассмотреть возможность реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам на 10 лет.
«Предложения, которые изложили вы, Олег Александрович, касаются всех присутствующих здесь губернаторов. Уверена, они их поддержат. Мы обязательно отразим их в итоговом документе наших парламентских слушаний», - резюмировала Валентина Матвиенко.
И действительно, часть регионов уже высказалась в поддержку предложений вологодского губернатора.
«Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников заявил о том, что доходная часть бюджета территории упала в два раза, однако регион с ситуацией справился. Нам надо изучить, что там было сделано, и подумать, что можно реально применить в Тюменской области», - так прокомментировал в СМИ итоги слушаний председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов.
Добавим, что меры, предложенные Олегом Кувшинниковым, уже решили взять на вооружение не только в Тюменской, но и в Ульяновской области, а также в нескольких других регионах.
Источник:
http://onf.ru/2016/10/27/v-perechen-porucheniy-prezidenta-po-itogam-poezdki-v-orenburg-voshli-predlozheniya/