Что применять для смазывания оборудования при сильных морозах

Обслуживание оборудования, работающего в самых различных условиях эксплуатации, требует применения специальных материалов. Их свойства и характеристики должны полностью удовлетворять определенным требованиям. Несоответствие смазочного материала этим требованиям приводит к нарушению смазочного слоя между поверхностями терния и сокращению ресурса оборудования.
Наличие в России сразу нескольких климатических поясов накладывает дополнительные условия, которые допускают использование той или иной смазки. Так, в зимний период в средней полосе России, а также для Крайнего Севера характерны частые сильные морозы. Температура окружающего воздуха нередко опускается до -40 °С и ниже. Однако подавляющее большинство пластичных смазок рассчитаны на работу при температурах не ниже -20…-30 °С. Если столбик термометра опускается ниже, то такие материалы перестают выполнять свои смазочные функции.

Для промышленных применений также часто возникает потребность в смазочных материалах, способных работать при низких и экстремально низких температурах. В морозильных установках, камерах шоковой заморозки, рабочие температуры часто не превышают -40 °С.

С одной стороны, современный рынок насыщен большим количеством смазок, которые предназначены для работы в таких условиях. С другой – у каждого материала свой набор различных свойств и характеристик. Цены на такие материалы также сильно отличаются друг от друга, порой в несколько раз. Какие же смазки целесообразно использовать для морозов?

Давайте попробуем разобраться с нелегкой задачей подбора, проанализировав для примера свойства трех пластичных смазок различных производителей.

ЦИАТИМ-221. Пожалуй, это первое, что придет в голову любому российскому механику, при необходимости обслуживания техники при низких температурах. За много лет эта недорогая российская смазка стала одной из самых популярных благодаря своей невысокой стоимости и отличным набором эксплуатационных свойств. Нижняя граница ее рабочих температур составляет -60 °С, что обеспечивает возможность ее применения в любых климатических условиях.

Molykote EM-60L. Это очень качественная и надежная специальная смазка премиум-класса для промышленных применений. Она производится именитой американской корпорацией Dow Corning. Ее стоимость на порядок выше, чем у ЦИАТИМ-221. Она также способна работать при температурах до -60°С.

И, наконец, третья морозоустойчивая смазка EFELE SG-311, тоже российского производства. Она разработана совсем недавно, но уже стала достаточно популярной в России. Цена ее сопоставима с ЦИАТИМ-221.

Цвет. Для смазок Molykote® и EFELE заявлен определенный цвет. Для смазки ЦИАТИМ заявлено, ее цвет может быть разным. Вообще говоря, различающийся цвет смазки говорит о том, что параметры технологического процесса изготовления или состав смазки может варьироваться в определенных пределах. Соответственно и параметры ЦИАТИМ-221, хоть и будут лежать в пределах требований нормативных документов, но также могут незначительно варьироваться от партии к партии или от производителя к производителю.

Состав. Все три рассматриваемых материала изготовлены на основе синтетических масел: EFELE и Molykote® – полиальфаолефиновых, ЦИАТИМ – силиконового, и его не стоит применять по соседству с поверхностями, предназначенными для дальнейшей окраски. Из практики известно, что силиконовые масла обеспечивают нагрузочную способность, гораздо ниже, чем полиальфаолефиновые. По этому показателю однозначно преимущества имеют EFELE SG-311 и Molykote® EM-60L. Однако наличие в составе последней смазки добавок в виде твердых смазочных веществ придает ей возможность работать при еще более высоких нагрузках.

Рабочие температуры. Все три смазки могут работать при температурах до -60 °С, то есть для работы в условиях низких температур пригодны. Верхняя граница рабочих температур у смазки ЦИАТИМ-221 выше. Это делает ее в целом универсальнее, однако для эксплуатации на Крайнем Севере этот параметр не предоставляет никаких преимуществ.

Скоростные показатели. Фактор скорости, по которому можно точно сказать, возможно ли применение смазки в подшипнике определенных размеров при заданных скоростях вращения, производитель приводит только для смазки EFELE SG-311. Это важный показатель, величина которого зависит не только от скорости вращения подшипника, но и от его диаметра. В самом деле, условия работы смазки, например, в маленьком приборном подшипнике и в большом подшипнике в тяжелой дорожной технике будут совершенно различными. Для ЦИАТИМ-221 непонятно, для подшипника каких размеров приведена указанная скорость вращения. Для Molykote® этот показатель также не приводится, хотя, скорее всего, производитель просто скромничает.

Цена. Цены на ЦИАТИМ-221 сильно варьируются в зависимости от многочисленных производителей. По состоянию на ноябрь 2016 года средняя цена на EFELE SG-311 и ЦИАТИМ-221 сопоставима, Molykote® EM-60L – на порядок дороже.

Таким образом, суммируя результаты проведенного анализа, для эксплуатации в условиях низких и экстремально низких температур можно смело использовать все три приведенных в статье смазки, с учетом нескольких замечаний.
• Molykote® EM-60L и EFELE SG-311 – можно применять в высоконагруженных узлах, ЦИАТИМ-221 – только в узлах с небольшой нагрузкой.
• Molykote® EM-60L – существенно дороже российских аналогов.
• Для EFELE SG-311 можно точно рассчитать максимальную скорость для вращения подшипника определенного диаметра.
• В современных геополитических условиях при выборе смазки совершенно нелишним будет подумать также об импортозамещении.

Однако при выборе смазки для низких температур необходимо ориентироваться не только на приведенные параметры. Лучшим критерием правильного выбора смогут стать только результаты испытаний.
Источник:
http://www.mosremont.org
16:04
322
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X