Лайфхак от «Метриум Групп»: Как вычислить неблагонадежного застройщика
Эксперты компании «Метриум Групп» составили пошаговую инструкцию по выявлению ненадежного застройщика
Одним из главных покупательских страхов на рынке недвижимости сегодня по-прежнему остается долгострой, возникновение которого обычно связано с несостоятельностью застройщика. Как среди десятков девелоперов выбрать самого надежного и не наткнуться на недобросовестного игрока рынка? Эксперты компании «Метриум Групп» составили пошаговую инструкцию по выявлению ненадежного застройщика, которая поможет избежать попадания в число обманутых дольщиков.
«Закон о долевом строительстве непрерывно совершенствуется, а контроль властей за ситуацией на рынке новостроек усиливается, – говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп. – Тем не менее, сегодня никто не может дать стопроцентной гарантии того, что дольщик не ошибется с выбором проекта и застройщика. В условиях, когда экономическая ситуация остается непростой, а законодательство в отношении девелоперских компаний ужесточается, любой застройщик может не справиться со взятыми на себя обязательствами».
По данным Минстроя, сегодня в России насчитывается 38 тыс. обманутых дольщиков и 745 долгостроев в 65 субъектах РФ. Несмотря на то, что масштаб ущерба от деятельности ненадежных застройщиков постепенно сокращается, каждой обманутой семье от этого не легче. В связи с этим, прежде чем приобретать квартиру в понравившемся проекте необходимо провести собственный анализ застройщика жилого комплекса. Такой покупательский «андеррайтинг» потребует немало сил и времени, но позволит свести к минимуму вероятность неудачного вложения денег.
Совет №1: изучите официальные сайты проекта и девелопера
Прежде всего, необходимо изучить официальные сайты проекта новостройки и самого застройщика. Уверенный в себе девелопер не стесняется своего имени, поэтому если у компании положительная репутация и большой авторитет на рынке, то вы без труда найдете ее наименование на главной странице сайта проекта. А убедиться в том, что громкое имя девелопера – не пустой звук, можно на сайте самой строительной фирмы. Если у девелопера есть успешно реализованные проекты, то все подробности о них будут опубликованы «на видном месте», ведь это главный репутационный ресурс.
Тем не менее, не стоит спешить с выводами, если вас заинтересовал проект компании с небольшим багажом успешно реализованных проектов. Нередко молодые фирмы возглавляют очень опытные профессионалы строительного бизнеса, поэтому не следует пренебрегать изучением биографии конкретных руководящих персоналий.
Наконец, следует обратить внимание на сам сайт и его информативность: много ли информации о ходе строительства (фото или веб-трансляции)? Опубликована ли разрешительная документация? Как часто обновляются новости? Сайт – это визитная карточка проекта, поэтому официальный портал надежного объекта и застройщика должен выглядеть презентабельно.
Совет №2: изучите сайты органов власти
Власти Москвы и Московской области самым тщательным образом отслеживают ситуацию на рынке, поэтому информация о проблемных объектах долевого строительства и застройщиках регулярно публикуется и обновляется на официальных сайтах. В частности, Минстрой Московской области ведет на своей страничке реестр застройщиков, которые срывают сроки реализации проектов, а Москомстройинвест регулярно обновляет «белый» список девелоперов, предоставляющих квартальную отчетность московским властям. Кроме того, на сайте градостроительной политики Москвы можно найти перечень столичных долгостроев. Наконец, скоро появится новый, но уже общефедеральный список застройщиков, соответствующих требованиям 214-ФЗ.
Совет №3: посетите форумы и неофициальные группы в соцестях
Если первичные источники информации (сайты застройщика) не вызвали у вас сомнений, то следует изучить группы в социальных сетях и форумы. Помните, что официальные форумы и группы в соцсетях, как правило, модерируются в интересах застройщика, поэтому за правдой нужно идти на неофициальные площадки для общения. Как правило, покупатели квартир делятся информацией и соображениями на таких ресурсах. Соответственно, потенциальный клиент может найти там много интересного: как идет стройка, какой уровень сервиса, каково качество уже сданных в эксплуатацию корпусов и т.д. Проще говоря, на выбранный проект можно взглянуть глазами человека, уже решившегося на покупку.
Вместе с тем не стоит забывать об одной важной особенности человеческой психологии – мы жалуемся чаще, чем хвалим, потому что считаем все хорошее нормой. Поэтому даже если пользователи соцсетей что-то бурно осуждают в деятельности застройщика, это следует воспринимать с определенной долей критики.
Совет №4: наведите справки в интернет-поисковиках
Иногда не будет лишним изучить прошлое компании застройщика и ее первых лиц при помощи поиска новостей об их деятельности. Не исключено, что интернет скрывает большое число старых информационных сообщений о неудачных проектах, затягивании сроков сдачи объектов, большом числе судебных разбирательств и подобных негативных ситуаций. В то же время, возможно, вы найдете и позитивные сообщения, к примеру, о получении кредитов от надежных банков, о сотрудничестве с властями в реализации социальных проектов, а также вести о досрочной сдаче объектов.
Совет №5: проанализируйте проектные документы
Если предварительная интернет-разведка дала позитивные результаты, клиенту стоит более глубоко изучить проект и начать с проектной документации. Главные документы любой стройки – это проектная декларация, разрешение на строительство и права на землю. Без них застройщик не имеет права привлекать деньги на строительство. Из этих документов вы узнаете основные параметры проекта (технологию строительства (панель или монолит), сроки сдачи, себестоимость строительства) и данные о застройщике (реквизиты, учредители, текущее финансовое состояние, заключенные договоры со страховщиками и банками и т.п.).
Кроме того, есть и другие документы, которые содержат немало полезной информации. В частности, это заключение экспертизы проектной документации, из которого вы узнаете массу технических подробностей, к примеру, материалы межквартирных и межкомнатных стен. В договоре со страховой компанией вы найдете сведения о страховщике. Следует проверить, есть ли он в списке страховых организаций, которым Центральный Банк разрешил страховать долевое строительство.
Совет №6: съездите на стройплощадку
Финальный этап покупательского расследования – это личная инспекция объекта или хотя бы его визуальная оценка. Если вы увидите, что на стройплощадке много рабочих и техники, краны и бетономешалки приведены в движение – значит строительство идет. Не будет лишним поговорить с местными жителями: если они не жалуются, то дело плохо, потому что активная стройка должна шуметь.
Попросите предоставить график производства работ – убедитесь, что строительство не отстает от графика, при этом учитывайте, что 2-3 месяца отставания, как правило, не является признаком задержки стройки. Строительство дома – сложный процесс и иногда некоторые этапы требуют больше времени, но и нагоняют строители такие задержки без труда. А вот если вам категорически отказывают в ознакомлении с графиком – это повод насторожиться. Оцените не только сам объект, но и окружающее его пространство, ведь зачастую в рекламных материалах жилой комплекс находится среди лесов и рек, что может не соответствовать действительности.
«Отмечу, что особенно важно анализировать деятельность застройщика покупателям за пределами московского региона, – отмечает Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп». – В регионах контроль за деятельностью строительных фирм менее жесткий, а рынок открыт практически для любого девелопера. В связи с этим проблема дольщиков в последние годы приобрела преимущественно региональный характер. Между тем московские власти активно борются с недобросовестными девелоперами, поэтому в столице практически не осталось жилых домов среди проблемных строек. Большинство из остающихся в столице долгостроев – это коммерческие, социальные или технические объекты».
Источник:
http://www.metrium.ru/