Аудиторская тайна
Разговоры о том, чтобы предоставить доступ сотрудникам налоговых органов к аудиторской тайне, ведутся очень давно. Не случайно и то, что долгое время эти изменения не принимались – данное нововведение может очень сильно ударить по бизнесу.
Разговоры о том, чтобы предоставить доступ сотрудникам налоговых органов к аудиторской тайне, ведутся очень давно. Не случайно и то, что долгое время эти изменения не принимались – данное нововведение может очень сильно ударить по бизнесу.
Закон, фактически уничтожающий аудиторскую тайну, внесен Правительством в Госдуму и принят к рассмотрению комитетом по налогам и сборам. Если поправки примут, то налоговые органы смогут получать доступ к любым сведениям, полученным аудиторами от организаций. Для получения доступа должны будут быть выполнены всего два условия – отказ налогоплательщика самому предоставить информацию и согласие вышестоящего руководителя.
На данный момент Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» к понятию аудиторской тайны относит любые сведения и документы, полученные при оказании услуг. Исключение составляют только сведения, разглашенные самим лицом, и сведения о заключенном договоре на оказание услуг. Законопроект же предлагает не просто определить условия доступа к аудиторской тайне, а по сути убрать такое понятие из законодательства.
Если закон будет принят, то о принципе доверия между аудиторами и их клиентами можно забыть. Значение аудиторской деятельности в том, что любая фирма может заказать анализ своей деятельности, не опасаясь, что полученные в результате данные будут переданы третьим лицам. Закон «Об аудиторской деятельности» как раз и отвечает этим требованиям – положения об аудиторской тайне и ответственности за ее разглашение служат охраной конфиденциальности отношений аудиторов и их клиентов, которые имеют на это полное право.
На данный момент ведутся споры о том, насколько широкие полномочия получат налоговые органы. Дело в том, что в предлагаемом законопроекте речь идет о документах либо информации, которые служат основаниями исчисления и уплаты налогов и сборов. Однако на деле это ограничение мнимое – под это определение можно подвести практически любые документы компании. Некоторые высказывают мысль, что налоговики получат доступ только к первичным бухгалтерским документам, однако есть большие сомнения, что на практике налоговые органы ограничатся таким толкованием.
Многие сравнивают аудиторскую тайну с адвокатской, однако надо понимать, что такое сравнение все же не корректно. Адвокатская тайна тесно связана с конституционными правами лица, подвергаемого уголовному преследованию, и во многом определяется именно этим. К тому же к ней относятся любые сведения, включая факт обращения лица за юридической помощью. Однако что-то в этом сравнении все же есть – если лицо вправе обратиться за консультацией к адвокату и рассчитывать на конфиденциальность, то не понятно, почему такого права лишаются представители бизнеса, которые хотят получить консультацию в своей сфере.
Вопрос об аудиторской тайне вызывает так много споров, потому что в нем остро сталкиваются интересы бизнеса и государства. С одной стороны, если люди идут в предпринимательство, то они обязаны осуществлять налоговые выплаты, предусмотренные законом, а значит, получение налоговыми органами доступа к документам, которые являются основаниями для этого, не должно вызывать сопротивления. С другой стороны, бизнес требует определенной доли независимости, и предприниматели должны иметь право на обращение к аудитору, не боясь, что полученные им данные станут достоянием государственных органов.
Выходом из этой ситуации могло бы быть внесение таких поправок в законодательство, где бы четко были прописаны те данные, которые могут запросить налоговые органы у аудиторов. Список должен быть исчерпывающим и касаться только первичных документов и никак не затрагивать налоговое консультирование. Также должны быть четко прописаны действия аудитора, сталкивающегося с фактами правонарушений, чтобы мог быть соблюден баланс интересов их клиентов и государства.
Только в этом случае будет шанс на то, что аудиторские услуги сохранят ту независимость, которая должна быть основой этой деятельности согласно мировой практике и самой сути аудита.
Руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе
Закон, фактически уничтожающий аудиторскую тайну, внесен Правительством в Госдуму и принят к рассмотрению комитетом по налогам и сборам. Если поправки примут, то налоговые органы смогут получать доступ к любым сведениям, полученным аудиторами от организаций. Для получения доступа должны будут быть выполнены всего два условия – отказ налогоплательщика самому предоставить информацию и согласие вышестоящего руководителя.
На данный момент Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» к понятию аудиторской тайны относит любые сведения и документы, полученные при оказании услуг. Исключение составляют только сведения, разглашенные самим лицом, и сведения о заключенном договоре на оказание услуг. Законопроект же предлагает не просто определить условия доступа к аудиторской тайне, а по сути убрать такое понятие из законодательства.
Если закон будет принят, то о принципе доверия между аудиторами и их клиентами можно забыть. Значение аудиторской деятельности в том, что любая фирма может заказать анализ своей деятельности, не опасаясь, что полученные в результате данные будут переданы третьим лицам. Закон «Об аудиторской деятельности» как раз и отвечает этим требованиям – положения об аудиторской тайне и ответственности за ее разглашение служат охраной конфиденциальности отношений аудиторов и их клиентов, которые имеют на это полное право.
На данный момент ведутся споры о том, насколько широкие полномочия получат налоговые органы. Дело в том, что в предлагаемом законопроекте речь идет о документах либо информации, которые служат основаниями исчисления и уплаты налогов и сборов. Однако на деле это ограничение мнимое – под это определение можно подвести практически любые документы компании. Некоторые высказывают мысль, что налоговики получат доступ только к первичным бухгалтерским документам, однако есть большие сомнения, что на практике налоговые органы ограничатся таким толкованием.
Многие сравнивают аудиторскую тайну с адвокатской, однако надо понимать, что такое сравнение все же не корректно. Адвокатская тайна тесно связана с конституционными правами лица, подвергаемого уголовному преследованию, и во многом определяется именно этим. К тому же к ней относятся любые сведения, включая факт обращения лица за юридической помощью. Однако что-то в этом сравнении все же есть – если лицо вправе обратиться за консультацией к адвокату и рассчитывать на конфиденциальность, то не понятно, почему такого права лишаются представители бизнеса, которые хотят получить консультацию в своей сфере.
Вопрос об аудиторской тайне вызывает так много споров, потому что в нем остро сталкиваются интересы бизнеса и государства. С одной стороны, если люди идут в предпринимательство, то они обязаны осуществлять налоговые выплаты, предусмотренные законом, а значит, получение налоговыми органами доступа к документам, которые являются основаниями для этого, не должно вызывать сопротивления. С другой стороны, бизнес требует определенной доли независимости, и предприниматели должны иметь право на обращение к аудитору, не боясь, что полученные им данные станут достоянием государственных органов.
Выходом из этой ситуации могло бы быть внесение таких поправок в законодательство, где бы четко были прописаны те данные, которые могут запросить налоговые органы у аудиторов. Список должен быть исчерпывающим и касаться только первичных документов и никак не затрагивать налоговое консультирование. Также должны быть четко прописаны действия аудитора, сталкивающегося с фактами правонарушений, чтобы мог быть соблюден баланс интересов их клиентов и государства.
Только в этом случае будет шанс на то, что аудиторские услуги сохранят ту независимость, которая должна быть основой этой деятельности согласно мировой практике и самой сути аудита.
Руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе
Источник:
http://www.homecredit.ru/