Тендеры соединили Россию с Украиной на века
Российские специалисты проанализировали государственные закупки Украины
Российские специалисты проанализировали государственные закупки Украины.
По сообщению Ассоциации Участников Закупок, с 2015 года в Украине действуют новые правила государственных закупок, основой которых стала система мониторинга электронных закупок под названием ProZorro. По оценке специалистов, система очень напоминает российскую, и даже расположение рабочих элементов на страницах станет узнаваемым для жителей соседнего государства.
«При изучении действующих и завершившихся торгов, вывода статистических данных, испытываешь дежавю. - делится впечатлениями руководитель аналитического центра АУЗ Владимир Ястребов, - Не оставляет чувство, что видел эту площадку ранее». При этом специалист отмечает, что выискивать причины копирования российского государственного портала не имеет смысла, ведь в данном случае идет речь об удобстве бизнесменов двух стран, которые принимают участие в закупках соседних государств и поставляют свои товары и услуги на зарубежные рынки.
Делают они это либо напрямую, либо через посредников в виде «компаний-прослоек». «Такие схемы на российском и украинском рынке государственных закупок далеко не редкость, ведь деньги оказываются сильнее любых политических амбиций», – уверяет аналитик. По его мнению, переписать страну происхождения товара в тендерной документации не составит труда, особенно в случае с коммерческими заказами, когда бизнесмены готовы закрывать глаза на любые нарушения друг друга ради осуществления выгодной сделки. Некоторые такие сделки можно характеризовать как нарушающие российское и украинское законодательство, а некоторые проводятся под грифом «секретно» и считаются вполне допустимыми.
Например, по сообщению российского Центра Заключения Контрактов, который осуществляет полный мониторинг всех электронных закупок России и ближайшего зарубежья, в его системе обнаруживается с начала года 6500 тендеров Украины, объявленных в статусе «Международный спрос». Различные украинские организации закупают бытовую технику, электронику, товары для дома и т.п. Среди заказчиков также присутствуют украинские войсковые организации. Препятствием для участия в таких сделках могут стать только амбиции конкретных чиновников или пробелы в знаниях законодательства двух стран, считают специалисты ЦЗК.
Особенности госзакупок незалижной
Для Украины систему электронных торгов ProZorro можно считать революционной, ведь благодаря ей часть функций госзаказа, традиционно принадлежавших государству, перешла в сферу рыночных механизмов. Система считается работоспособной примерно с февраля 2015 года, когда в нескольких украинских городах стартовал пилотный проект госзакупок. Инициатива пришлась по душе предпринимателям и государственным заказчикам, с апреля в ней зарегистрировалось около 2000 участников. Только за полтора года 82 тысячи тендеров в рамках ProZorro сэкономили 1,3 млрд гривен. А всего оборот аукционов превысил отметку 16 млрд гривен. К началу лета 2017 года число аккредитованных площадок увеличилось до 15 вместо традиционно одной государственной.
Государство пошло навстречу новой системе госзакупок был разработан и принят Верховной Радой закон «О публичных закупках» (декабрь 2015 года). В законе прописан важный момент, чтобы к апрелю 2016 года в украинскую систему госзакупок вошли более 500 целевых заказчиков из числа госпредприятий и ветвей исполнительной власти. В их числе, например, Минобороны, «Энергоатом», Киевская горадминистрации, Минфин, «Укргазвыдобування» и пр. К августу этого же года, помимо означенных заказчиков, в системе зарегистрировались коммунальные предприятия и другие организации. Закон обязал проводить госзакупки, начиная с суммы лота от 50 тыс. гривен ($2000).
Украинская система электронных закупок получила признание международных экспертов. В 2016 году она удостоилась престижной премии World Procurement Awards.
Ключевые особенности системы электронных торгов по госзаказу ProZorro
В отличие от традиционных систем электронных торгов по госзаказу, ProZorro можно назвать систематизированной базой данных, в состав которой входят частные электронные площадки. Данные о тендерах автоматически доступны каждому участнику, что упрощает мониторинг и накопление статистики о торгах. Коммерческие частные площадки выступают полноправными субъектами, заинтересованными в самостоятельном поиске ключевых заказчиков. Сильная сторона ProZorro – в неограниченном количестве электронных площадок, действующих по одним и тем же механизмам проведения торгов и в условиях свободной конкуренции. Эту черту отметил Самвел Акопян, один из разработчиков ProZorro и руководитель другого успешного проекта «Госзакупки онлайн».
Продажа активов онлайн
С февраля 2017 года запущен интересный проект ProZorro, ориентированный на реализацию банковских активов, чем ранее занимался Фонд гарантирования вкладов физических лиц. За четыре месяца доход системы составил почти 135 млн гривен, состоялось 122 аукциона, а повышение максимальной цены тендера колеблется в пределах 24 %, что является отличным показателем свободной конкуренции.
Руководители проекта ожидают, что в этом году все активы Фонда будут реализовываться через ProZorro. В системе действует такой важный механизм, как перевыставление лотов в автоматическом режиме в течение 10 дней от даты предыдущего аукциона. Режим значительно облегчил повторное выставление тендера, который по каким-либо причинам не состоялся. Раньше на это требовалось много времени, документов и согласований, в итоге получалось, что только 25% таких аукционов выставлялись повторно. А повторное выставление влечет за собой дисконт в 10% от стартовой цены за каждый факт перевыставления лота. Это контролируется в рамках системы. Проект безусловно востребованный, так как ранее имущество ликвидированных банков распродавалось на биржах, где невозможно было контролировать все продажи. К лету 2017 года подключено уже 28 площадок и эта динамика растет.
Допороговые и сверхпороговые электронные закупки
Эти термины введены на Украине законом «О публичных закупках». Допороговыми считаются тендеры от 3 тыс. до 200 тысяч грн. (на товары) и 1,5 млн грн. (на услуги). Все, что превышает, относят к сверхпороговым, в которых, кроме открытости аукционов, допустимы такие формы обсуждения условий тендера, как конкурентный диалог и переговоры заказчика с участниками.
Сетка тарифов внутри ProZorro направлена на стимулирование развития системы. Например, участник оплачивает свою заявку от 17 до 1700 грн. в зависимости от суммы лота. Также существуют отчисления площадки в виде регулярной оплаты за свое представительство в системе, а ProZorro выплачивает площадкам премию за успешные электронные закупки. Некоторые площадки пока работают себе в убыток, ожидая увеличения числа заказчиков. Однако «свет в конце туннеля» виден для них в виде консалтинга участников торгов и оказания сопроводительных услуг поставщикам в форме консультаций.
Преимущества системы
Некоторые представители бизнеса Украины считают, что ProZorro навсегда изменила сферу публичных закупок Украины. Она выделяется светлым пятном на темной карте коррупционных скандалов высшей власти, позволяя общественности следить за госзакупками в режиме онлайн и просматривать результаты торгов. Ранее это было невозможно.
Еще одним позитивным фактором можно назвать то, что Антимонопольный комитет (АМКУ), Коллегия по рассмотрению жалоб в госзакупках, целевые заказчики и исполнители работают сейчас в одном юридическом поле, пользуясь благами электронной открытой системы. Например, всеми типами регламентов, процедур, мониторинга и этапами аукционов. Это в корне отличается от практики европейских порталов по госзаказу, где этапы электронных закупок проходят в различных структурах. Все это уменьшает затраты на поддержание системы госзакупок.
Благодаря ProZorro Украина, как участник ВТО по госзакупкам, с 2016 года вышла на международный уровень осуществления электронных торгов (GPA). Эта система решила такую наболевшую проблему для стран СНГ и, особенно, России, как доступ МСП к государственным заказам и ускорение заявок.
По количественным показателям приведем некоторые цифры. К началу 2017 года (по сравнению с 2015-2016) прирост сумм контрактов вырос до 264 млрд гривен. При этом возрастание произошло за счет допороговых закупок, что свидетельствует о популярности системы у МСП и среднего бизнеса. Количество участников демонстрирует рост почти втрое (34 тыс.), вытесняя традиционно коррупционные сделки с одним поставщиком и ослабляя монополизацию государства в целевых заказах. В этом составе доля частного предпринимательства составила почти 42%. Количество заказчиков также увеличилось в 10 раз (!) – до 20 тысяч. Количество сделок с одним исполнителем снизилось до 5% от 11% в 2015 году, а стоимость закупок показывает снижение до 70%.
Недоработки политики расчета цены тендера и умышленные коррупционные схемы
Вместе с тем, ProZorro несвободна для лазеек недобросовестных заказчиков. Среди основных уязвимостей системы эксперты называют следующие
• фиксация среднерыночных цен в долговременных методах расчета стоимости тендера;
• нет механизма учета рыночных рисков, слабо применяются финансовые инструменты (опционы, фьючерсы, свопы, деривативы и пр.) на нестойких рынках Украины;
• по данным независимой аналитической группы, почти у 79% электронных закупок до сих пор неудовлетворительное качество объявлений, 73% отмечены слабой конкуренцией. Около 14% закупок в сфере медикаментов и оборудования проводилось в 2016 году непрозрачно.
В части умышленного обхода популярна схема отказа от контракта с победителем, который предложил самую низкую цену лота. Ярким примером является тендер порта «Южный» на сумму 360 тыс. гривен. Несмотря на экономию почти в 57%, предложенную победителем, заказчик дисквалифицировал всех 12 участников торгов и заключил договор с компанией, которая даже не торговалась в ходе аукциона.
Вторая схема – завышенная начальная стоимость лота, стремительно уменьшаемая в ходе аукциона. Иногда снижение может составлять до 50 % от максимальной цены. Такие тендеры искусственно повышают положительную статистику экономии бюджетных средств, которой на деле нет вовсе.
Третий способ – усложнение тендерной документации в расчете на «своего» исполнителя. Но эта схема уходит в прошлое из-за открытости торгов и мгновенного мониторинга со стороны независимых аналитиков.
В системе украинских электронных закупок прекрасно осведомлены об этих теневых схемах и предпринимают усилия программным путем их уничтожить. К примеру, идет разработка звуковых звонков (риск-индикаторов) в прохождении процедур с нарушениями. Упрощена процедура обжалования контракта и усилена система публичного контроля. Любой участник вправе отправить автоматическую жалобу в АМКУ прямо из интерфейса системы, в том числе и для сверхпороговых лотов. Услуга платная, стоимостью 5 тысяч гривен, но подателю жалобы гарантировано рассмотрение антикоррупционным комитетом, который имеет право не только приостановить, но и отменить тендер. Жалобы по допороговым лотам обычно рассматривает комиссия, где работают юристы.
В дальнейшем организаторы системы ProZorro планируют ввести единый алгоритм прохождения жалоб вплоть до отправки пакета документов и выводов экспертов в прокуратуру, а также автоматического оповещения сторон конфликта.
По сообщению Ассоциации Участников Закупок, с 2015 года в Украине действуют новые правила государственных закупок, основой которых стала система мониторинга электронных закупок под названием ProZorro. По оценке специалистов, система очень напоминает российскую, и даже расположение рабочих элементов на страницах станет узнаваемым для жителей соседнего государства.
«При изучении действующих и завершившихся торгов, вывода статистических данных, испытываешь дежавю. - делится впечатлениями руководитель аналитического центра АУЗ Владимир Ястребов, - Не оставляет чувство, что видел эту площадку ранее». При этом специалист отмечает, что выискивать причины копирования российского государственного портала не имеет смысла, ведь в данном случае идет речь об удобстве бизнесменов двух стран, которые принимают участие в закупках соседних государств и поставляют свои товары и услуги на зарубежные рынки.
Делают они это либо напрямую, либо через посредников в виде «компаний-прослоек». «Такие схемы на российском и украинском рынке государственных закупок далеко не редкость, ведь деньги оказываются сильнее любых политических амбиций», – уверяет аналитик. По его мнению, переписать страну происхождения товара в тендерной документации не составит труда, особенно в случае с коммерческими заказами, когда бизнесмены готовы закрывать глаза на любые нарушения друг друга ради осуществления выгодной сделки. Некоторые такие сделки можно характеризовать как нарушающие российское и украинское законодательство, а некоторые проводятся под грифом «секретно» и считаются вполне допустимыми.
Например, по сообщению российского Центра Заключения Контрактов, который осуществляет полный мониторинг всех электронных закупок России и ближайшего зарубежья, в его системе обнаруживается с начала года 6500 тендеров Украины, объявленных в статусе «Международный спрос». Различные украинские организации закупают бытовую технику, электронику, товары для дома и т.п. Среди заказчиков также присутствуют украинские войсковые организации. Препятствием для участия в таких сделках могут стать только амбиции конкретных чиновников или пробелы в знаниях законодательства двух стран, считают специалисты ЦЗК.
Особенности госзакупок незалижной
Для Украины систему электронных торгов ProZorro можно считать революционной, ведь благодаря ей часть функций госзаказа, традиционно принадлежавших государству, перешла в сферу рыночных механизмов. Система считается работоспособной примерно с февраля 2015 года, когда в нескольких украинских городах стартовал пилотный проект госзакупок. Инициатива пришлась по душе предпринимателям и государственным заказчикам, с апреля в ней зарегистрировалось около 2000 участников. Только за полтора года 82 тысячи тендеров в рамках ProZorro сэкономили 1,3 млрд гривен. А всего оборот аукционов превысил отметку 16 млрд гривен. К началу лета 2017 года число аккредитованных площадок увеличилось до 15 вместо традиционно одной государственной.
Государство пошло навстречу новой системе госзакупок был разработан и принят Верховной Радой закон «О публичных закупках» (декабрь 2015 года). В законе прописан важный момент, чтобы к апрелю 2016 года в украинскую систему госзакупок вошли более 500 целевых заказчиков из числа госпредприятий и ветвей исполнительной власти. В их числе, например, Минобороны, «Энергоатом», Киевская горадминистрации, Минфин, «Укргазвыдобування» и пр. К августу этого же года, помимо означенных заказчиков, в системе зарегистрировались коммунальные предприятия и другие организации. Закон обязал проводить госзакупки, начиная с суммы лота от 50 тыс. гривен ($2000).
Украинская система электронных закупок получила признание международных экспертов. В 2016 году она удостоилась престижной премии World Procurement Awards.
Ключевые особенности системы электронных торгов по госзаказу ProZorro
В отличие от традиционных систем электронных торгов по госзаказу, ProZorro можно назвать систематизированной базой данных, в состав которой входят частные электронные площадки. Данные о тендерах автоматически доступны каждому участнику, что упрощает мониторинг и накопление статистики о торгах. Коммерческие частные площадки выступают полноправными субъектами, заинтересованными в самостоятельном поиске ключевых заказчиков. Сильная сторона ProZorro – в неограниченном количестве электронных площадок, действующих по одним и тем же механизмам проведения торгов и в условиях свободной конкуренции. Эту черту отметил Самвел Акопян, один из разработчиков ProZorro и руководитель другого успешного проекта «Госзакупки онлайн».
Продажа активов онлайн
С февраля 2017 года запущен интересный проект ProZorro, ориентированный на реализацию банковских активов, чем ранее занимался Фонд гарантирования вкладов физических лиц. За четыре месяца доход системы составил почти 135 млн гривен, состоялось 122 аукциона, а повышение максимальной цены тендера колеблется в пределах 24 %, что является отличным показателем свободной конкуренции.
Руководители проекта ожидают, что в этом году все активы Фонда будут реализовываться через ProZorro. В системе действует такой важный механизм, как перевыставление лотов в автоматическом режиме в течение 10 дней от даты предыдущего аукциона. Режим значительно облегчил повторное выставление тендера, который по каким-либо причинам не состоялся. Раньше на это требовалось много времени, документов и согласований, в итоге получалось, что только 25% таких аукционов выставлялись повторно. А повторное выставление влечет за собой дисконт в 10% от стартовой цены за каждый факт перевыставления лота. Это контролируется в рамках системы. Проект безусловно востребованный, так как ранее имущество ликвидированных банков распродавалось на биржах, где невозможно было контролировать все продажи. К лету 2017 года подключено уже 28 площадок и эта динамика растет.
Допороговые и сверхпороговые электронные закупки
Эти термины введены на Украине законом «О публичных закупках». Допороговыми считаются тендеры от 3 тыс. до 200 тысяч грн. (на товары) и 1,5 млн грн. (на услуги). Все, что превышает, относят к сверхпороговым, в которых, кроме открытости аукционов, допустимы такие формы обсуждения условий тендера, как конкурентный диалог и переговоры заказчика с участниками.
Сетка тарифов внутри ProZorro направлена на стимулирование развития системы. Например, участник оплачивает свою заявку от 17 до 1700 грн. в зависимости от суммы лота. Также существуют отчисления площадки в виде регулярной оплаты за свое представительство в системе, а ProZorro выплачивает площадкам премию за успешные электронные закупки. Некоторые площадки пока работают себе в убыток, ожидая увеличения числа заказчиков. Однако «свет в конце туннеля» виден для них в виде консалтинга участников торгов и оказания сопроводительных услуг поставщикам в форме консультаций.
Преимущества системы
Некоторые представители бизнеса Украины считают, что ProZorro навсегда изменила сферу публичных закупок Украины. Она выделяется светлым пятном на темной карте коррупционных скандалов высшей власти, позволяя общественности следить за госзакупками в режиме онлайн и просматривать результаты торгов. Ранее это было невозможно.
Еще одним позитивным фактором можно назвать то, что Антимонопольный комитет (АМКУ), Коллегия по рассмотрению жалоб в госзакупках, целевые заказчики и исполнители работают сейчас в одном юридическом поле, пользуясь благами электронной открытой системы. Например, всеми типами регламентов, процедур, мониторинга и этапами аукционов. Это в корне отличается от практики европейских порталов по госзаказу, где этапы электронных закупок проходят в различных структурах. Все это уменьшает затраты на поддержание системы госзакупок.
Благодаря ProZorro Украина, как участник ВТО по госзакупкам, с 2016 года вышла на международный уровень осуществления электронных торгов (GPA). Эта система решила такую наболевшую проблему для стран СНГ и, особенно, России, как доступ МСП к государственным заказам и ускорение заявок.
По количественным показателям приведем некоторые цифры. К началу 2017 года (по сравнению с 2015-2016) прирост сумм контрактов вырос до 264 млрд гривен. При этом возрастание произошло за счет допороговых закупок, что свидетельствует о популярности системы у МСП и среднего бизнеса. Количество участников демонстрирует рост почти втрое (34 тыс.), вытесняя традиционно коррупционные сделки с одним поставщиком и ослабляя монополизацию государства в целевых заказах. В этом составе доля частного предпринимательства составила почти 42%. Количество заказчиков также увеличилось в 10 раз (!) – до 20 тысяч. Количество сделок с одним исполнителем снизилось до 5% от 11% в 2015 году, а стоимость закупок показывает снижение до 70%.
Недоработки политики расчета цены тендера и умышленные коррупционные схемы
Вместе с тем, ProZorro несвободна для лазеек недобросовестных заказчиков. Среди основных уязвимостей системы эксперты называют следующие
• фиксация среднерыночных цен в долговременных методах расчета стоимости тендера;
• нет механизма учета рыночных рисков, слабо применяются финансовые инструменты (опционы, фьючерсы, свопы, деривативы и пр.) на нестойких рынках Украины;
• по данным независимой аналитической группы, почти у 79% электронных закупок до сих пор неудовлетворительное качество объявлений, 73% отмечены слабой конкуренцией. Около 14% закупок в сфере медикаментов и оборудования проводилось в 2016 году непрозрачно.
В части умышленного обхода популярна схема отказа от контракта с победителем, который предложил самую низкую цену лота. Ярким примером является тендер порта «Южный» на сумму 360 тыс. гривен. Несмотря на экономию почти в 57%, предложенную победителем, заказчик дисквалифицировал всех 12 участников торгов и заключил договор с компанией, которая даже не торговалась в ходе аукциона.
Вторая схема – завышенная начальная стоимость лота, стремительно уменьшаемая в ходе аукциона. Иногда снижение может составлять до 50 % от максимальной цены. Такие тендеры искусственно повышают положительную статистику экономии бюджетных средств, которой на деле нет вовсе.
Третий способ – усложнение тендерной документации в расчете на «своего» исполнителя. Но эта схема уходит в прошлое из-за открытости торгов и мгновенного мониторинга со стороны независимых аналитиков.
В системе украинских электронных закупок прекрасно осведомлены об этих теневых схемах и предпринимают усилия программным путем их уничтожить. К примеру, идет разработка звуковых звонков (риск-индикаторов) в прохождении процедур с нарушениями. Упрощена процедура обжалования контракта и усилена система публичного контроля. Любой участник вправе отправить автоматическую жалобу в АМКУ прямо из интерфейса системы, в том числе и для сверхпороговых лотов. Услуга платная, стоимостью 5 тысяч гривен, но подателю жалобы гарантировано рассмотрение антикоррупционным комитетом, который имеет право не только приостановить, но и отменить тендер. Жалобы по допороговым лотам обычно рассматривает комиссия, где работают юристы.
В дальнейшем организаторы системы ProZorro планируют ввести единый алгоритм прохождения жалоб вплоть до отправки пакета документов и выводов экспертов в прокуратуру, а также автоматического оповещения сторон конфликта.
Источник:
https://baltlease.ru/press/news/8128-avtofavorit/