Семинар для учителей Республики Татарстан провел в КФУ автор популярного учебника по физике
Лев Генденштейн рассказал педагогам, как научить школьников решать задачи.
Лев Генденштейн рассказал педагогам, как научить школьников решать задачи.
Во время проходившего в Институте физики трехчасового семинара «Метод исследования ключевых ситуаций – реализация учебно-исследовательской деятельности на уроках физики» учителя, методисты Республики Татарстан, а также студенты-педагоги КФУ общались в режиме диалога с ведущим российским методистом, автором многочисленных учебников и задачников по физике Львом Генденштейном.
Успешность сдачи ЕГЭ и ОГЭ по физике сегодня напрямую зависит от умения школьника решать задачи, то есть применять полученные знания на практике, считает Лев Элевич. По мнению Генденштейна, все существующие в мире задачи можно разбить на несколько десятков, в зависимости от ключевых ситуаций, описанных в них.
«Раньше для того, чтобы получить «четверку» на школьном экзамене по физике, достаточно было выучить формулировки и определения, - заметил Лев Элевич. - А сейчас невозможно хорошо сдать экзамен, не продемонстрировав свое умение решать задачи. Чтобы щелкать их, как орехи, надо понимать, что происходит, уметь находить причинно-следственные связи».
Методика Генденштейна основывается на всестороннем исследовании объекта. «Лев Элевич учит решать не конкретную задачу, а сразу сотни задач, которые могут быть поставлены по данной ситуации. Например, объектом исследования является тело, лежащее на наклонной плоскости. Для того чтобы решить любую из задач по этой теме, нужно понимать, что происходит в рассматриваемой системе, например, какие силы действуют на тело, в какой системе оно находится и многое другое», - объясняет профессор кафедры общей физики КФУ Александр Фишман.
Сделанное Александром Израиловичем во время семинара сообщение о том, что в настоящее время он вместе с Львом Генденштейном (издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний", Москва) и доцентом кафедры общей физики КФУ Андреем Скворцовым активно работает над созданием мультимедийных учебных пособий «Физика 10» и «Физика 11», вызвало большой интерес у собравшихся.
«Главное – нужно научить детей думать, размышлять, искать закономерности и взаимосвязи, это очень пригодится в жизни. К сожалению, освоение школьных дисциплин, как правило, предполагает простое заучивание. Как ни парадоксально это звучит, физика - самый трудный предмет потому, что она изучает самые простые явления, простые ситуации. Чтобы ее освоить, просто нужно научиться играть по правилам», - уверен Генденштейн.
Учебники по физике, написанные Львом Элевичем в соавторстве с другими учеными и педагогами, пользуются популярностью у московских школьников, а в Татарстане, где существуют проблемы со сдачей ЕГЭ по этому предмету, о новых учебниках мало кто знает. В школах они почти не используются. Учителя физики выразили надежду, что в ближайшие годы в школах республики появится новый, переработанный и дополненный в 2016 году учебник, написанный коллективом авторов под руководством Л.Генденштейна, и новое мультимедийное пособие к нему.
Во время проходившего в Институте физики трехчасового семинара «Метод исследования ключевых ситуаций – реализация учебно-исследовательской деятельности на уроках физики» учителя, методисты Республики Татарстан, а также студенты-педагоги КФУ общались в режиме диалога с ведущим российским методистом, автором многочисленных учебников и задачников по физике Львом Генденштейном.
Успешность сдачи ЕГЭ и ОГЭ по физике сегодня напрямую зависит от умения школьника решать задачи, то есть применять полученные знания на практике, считает Лев Элевич. По мнению Генденштейна, все существующие в мире задачи можно разбить на несколько десятков, в зависимости от ключевых ситуаций, описанных в них.
«Раньше для того, чтобы получить «четверку» на школьном экзамене по физике, достаточно было выучить формулировки и определения, - заметил Лев Элевич. - А сейчас невозможно хорошо сдать экзамен, не продемонстрировав свое умение решать задачи. Чтобы щелкать их, как орехи, надо понимать, что происходит, уметь находить причинно-следственные связи».
Методика Генденштейна основывается на всестороннем исследовании объекта. «Лев Элевич учит решать не конкретную задачу, а сразу сотни задач, которые могут быть поставлены по данной ситуации. Например, объектом исследования является тело, лежащее на наклонной плоскости. Для того чтобы решить любую из задач по этой теме, нужно понимать, что происходит в рассматриваемой системе, например, какие силы действуют на тело, в какой системе оно находится и многое другое», - объясняет профессор кафедры общей физики КФУ Александр Фишман.
Сделанное Александром Израиловичем во время семинара сообщение о том, что в настоящее время он вместе с Львом Генденштейном (издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний", Москва) и доцентом кафедры общей физики КФУ Андреем Скворцовым активно работает над созданием мультимедийных учебных пособий «Физика 10» и «Физика 11», вызвало большой интерес у собравшихся.
«Главное – нужно научить детей думать, размышлять, искать закономерности и взаимосвязи, это очень пригодится в жизни. К сожалению, освоение школьных дисциплин, как правило, предполагает простое заучивание. Как ни парадоксально это звучит, физика - самый трудный предмет потому, что она изучает самые простые явления, простые ситуации. Чтобы ее освоить, просто нужно научиться играть по правилам», - уверен Генденштейн.
Учебники по физике, написанные Львом Элевичем в соавторстве с другими учеными и педагогами, пользуются популярностью у московских школьников, а в Татарстане, где существуют проблемы со сдачей ЕГЭ по этому предмету, о новых учебниках мало кто знает. В школах они почти не используются. Учителя физики выразили надежду, что в ближайшие годы в школах республики появится новый, переработанный и дополненный в 2016 году учебник, написанный коллективом авторов под руководством Л.Генденштейна, и новое мультимедийное пособие к нему.
Источник:
https://media.kpfu.ru/news/seminar-dla-ucitelei-respubliki-tatarstan-provel-v-kfu-avtor-popularnogo-ucebnika-po-fizike