Рейтинг девелоперов жилой и коммерческой недвижимости Москвы
Аналитики «Метриум Групп» и CBRE составили рейтинг девелоперов с диверсифицированным портфелем.
Сегменты жилой и коммерческой недвижимости, несмотря на объединяющее их понятие «недвижимость», имеют огромное количество отличий. По сути, это два разных бизнес-направления, со своими особенностями менеджмента, разными целевыми аудиториями и конечным продуктом. Поэтому далеко не каждая компания способна работать в обеих областях. По оценке экспертов, только треть активных девелоперов жилья в Москве имеют в своих портфелях коммерческие проекты. Аналитики «Метриум Групп» и CBRE составили рейтинг девелоперов с диверсифицированным портфелем.
В сегменте жилой недвижимости аналитики «Метриум Групп», участника партнерской сети CBRE, учитывали проекты, в которых велись первичные продажи по состоянию на конец 2017 года. При этом в зачет шли только площади квартир и апартаментов в строящихся и реализуемых корпусах, а не по всему комплексу целиком.
Для коммерческой недвижимости эксперты CBRE посчитали арендопригодную площадь полностью построенных – как введенных в эксплуатацию, так и готовящихся к сдаче – качественных объектов (классов А и В), в том числе офисные комплексы, торговые центры, складские и логистические центры, индустриальные парки, гостиницы. Все объекты должны быть расположены на территории Москвы. При составлении рейтинга был сделан акцент на тех девелоперов, которые имеют собственные реализованные, а не приобретенные активы. А строящиеся объекты коммерческой недвижимости были исключены в связи с тем, что в непростой для сегмента период сроки их реализации могут сильно растянуться во времени. Кроме того, высоки риски полной заморозки проектов.
В общей сложности в Москве аналитики насчитали 31 компанию, портфели которых включают жилые и коммерческие объекты в активной стадии реализации. Их совокупная площадь составляет 9,17 млн кв. м, а суммарное число проектов приближается к 300. При этом эксперты не выявили какого-либо серьезного перевеса в пользу жилья или «коммерции». Так, в количественном выражении превалируют объекты коммерческой недвижимости – их 55,6%. А по площади ситуация почти полностью противоположная: «побеждают» жилые и апартаментные комплексы – 55% против 45% у коммерческих объектов.
За первое место в рейтинге девелоперов с диверсифицированным портфелем в столице борются сразу две компании – MR Group и Capital Group. На двоих у них более 2,6 млн «квадратов» и свыше 60 проектов. По количеству проектов лидирует Capital Group. Однако по площади пальма первенства у MR Group: в общей сложности портфель текущих проектов этого девелопера насчитывает 1,33 млн кв. м. Среди них 12 жилых и апартаментных комплексов, 11 бизнес-центров и 4 торговых объекта.
У Capital Group общая площадь составляет 1,3 млн кв. м, этот объем распределятся между девятью жилыми и апартаментными комплексами, 25 бизнес-центрами и шестью торговыми центрами. Ни один из других девелоперов не смог преодолеть отметку в 1 млн кв. м.
На третьей позиции идет группа компаний «Ташир». Суммарная площадь проектов в портфеле составляет 771,6 тыс. кв. м. Среди них 2 жилых комплекса, 1 апартаментный, 4 бизнес-центра, 11 торговых центров, 1 логистический комплекс и 2 гостиницы.
Четвертое место у группы компаний «МонАрх», в активе которой насчитывается три ЖК, два офисных здания, два торговых центра, одна гостиница и один складской комплекс. Общая площадь – 663,7 тыс. кв. м.
Замыкает первую пятерку рейтинга Группа ПСН с показателем 576,2 тыс. кв. м. Сегодня компания возводит 7 жилых и апартаментных комплексов, а также сдает в аренду площади в трех бизнес-центрах.
В топ-10 рейтинга также вошли компании Plaza Development (529,3 тыс. кв. м), «Галс-Девелопмент» (529,3 тыс. кв. м), AEON Corporation (472,9 тыс. кв. м), AFI Development (348,3 тыс. кв. м) и KR Properties (303,5 тыс. кв. м).
«Одновременное управление проектами в жилой и коммерческой недвижимости требует от девелопера высочайшего профессионализма, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», участник партнерской сети CBRE. – И далеко не каждый застройщик готов брать на себя такой уровень ответственности, большинство предпочитают сосредоточиться на каком-то одном направлении. Те же, кто решают диверсифицировать свой портфель, получают возможность построить более устойчивую финансовую модель за счет нескольких источников дохода, возможности перенаправления денежных потоков и меньшей зависимости от заемных средств. К примеру, лидер рейтинга – компания MR Group – хоть и открывает под каждый свой проект кредитную линию в банке, использует ее не полностью, финансируя стройку из разных источников».
«Лидеры нашего рейтинга – крупные компании, прошедшие большой путь на российском рынке, – говорит Владимир Пинаев, генеральный директор CBRE. – Многопрофильность выбранной ими стратегии развития была обусловлена конъюнктурой рынка и его потребностями в различных продуктах сегмента недвижимости, особенно это касается ранних этапов формирования российского рынка, когда появлялись первые проекты бизнес-центров, торговых комплексов и логистических парков. Безусловно, одного наличия спроса для этого недостаточно. Компаниям, выбравшим для себя стратегию диверсификации, необходимо было выделять дополнительные ресурсы на новые для себя направления и принимать определенные риски, связанные с работой по различным направлениям на рынке. На сегодняшний день можно смело сказать, что ставка себя оправдала – участники этого рейтинга обладают огромной экспертизой как в жилой, так и в коммерческой недвижимости, что безусловно даёт их бизнесу большую гибкость и позволяет меньше зависеть от локальных трендов того или иного сегмента».
В сегменте жилой недвижимости аналитики «Метриум Групп», участника партнерской сети CBRE, учитывали проекты, в которых велись первичные продажи по состоянию на конец 2017 года. При этом в зачет шли только площади квартир и апартаментов в строящихся и реализуемых корпусах, а не по всему комплексу целиком.
Для коммерческой недвижимости эксперты CBRE посчитали арендопригодную площадь полностью построенных – как введенных в эксплуатацию, так и готовящихся к сдаче – качественных объектов (классов А и В), в том числе офисные комплексы, торговые центры, складские и логистические центры, индустриальные парки, гостиницы. Все объекты должны быть расположены на территории Москвы. При составлении рейтинга был сделан акцент на тех девелоперов, которые имеют собственные реализованные, а не приобретенные активы. А строящиеся объекты коммерческой недвижимости были исключены в связи с тем, что в непростой для сегмента период сроки их реализации могут сильно растянуться во времени. Кроме того, высоки риски полной заморозки проектов.
В общей сложности в Москве аналитики насчитали 31 компанию, портфели которых включают жилые и коммерческие объекты в активной стадии реализации. Их совокупная площадь составляет 9,17 млн кв. м, а суммарное число проектов приближается к 300. При этом эксперты не выявили какого-либо серьезного перевеса в пользу жилья или «коммерции». Так, в количественном выражении превалируют объекты коммерческой недвижимости – их 55,6%. А по площади ситуация почти полностью противоположная: «побеждают» жилые и апартаментные комплексы – 55% против 45% у коммерческих объектов.
За первое место в рейтинге девелоперов с диверсифицированным портфелем в столице борются сразу две компании – MR Group и Capital Group. На двоих у них более 2,6 млн «квадратов» и свыше 60 проектов. По количеству проектов лидирует Capital Group. Однако по площади пальма первенства у MR Group: в общей сложности портфель текущих проектов этого девелопера насчитывает 1,33 млн кв. м. Среди них 12 жилых и апартаментных комплексов, 11 бизнес-центров и 4 торговых объекта.
У Capital Group общая площадь составляет 1,3 млн кв. м, этот объем распределятся между девятью жилыми и апартаментными комплексами, 25 бизнес-центрами и шестью торговыми центрами. Ни один из других девелоперов не смог преодолеть отметку в 1 млн кв. м.
На третьей позиции идет группа компаний «Ташир». Суммарная площадь проектов в портфеле составляет 771,6 тыс. кв. м. Среди них 2 жилых комплекса, 1 апартаментный, 4 бизнес-центра, 11 торговых центров, 1 логистический комплекс и 2 гостиницы.
Четвертое место у группы компаний «МонАрх», в активе которой насчитывается три ЖК, два офисных здания, два торговых центра, одна гостиница и один складской комплекс. Общая площадь – 663,7 тыс. кв. м.
Замыкает первую пятерку рейтинга Группа ПСН с показателем 576,2 тыс. кв. м. Сегодня компания возводит 7 жилых и апартаментных комплексов, а также сдает в аренду площади в трех бизнес-центрах.
В топ-10 рейтинга также вошли компании Plaza Development (529,3 тыс. кв. м), «Галс-Девелопмент» (529,3 тыс. кв. м), AEON Corporation (472,9 тыс. кв. м), AFI Development (348,3 тыс. кв. м) и KR Properties (303,5 тыс. кв. м).
«Одновременное управление проектами в жилой и коммерческой недвижимости требует от девелопера высочайшего профессионализма, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», участник партнерской сети CBRE. – И далеко не каждый застройщик готов брать на себя такой уровень ответственности, большинство предпочитают сосредоточиться на каком-то одном направлении. Те же, кто решают диверсифицировать свой портфель, получают возможность построить более устойчивую финансовую модель за счет нескольких источников дохода, возможности перенаправления денежных потоков и меньшей зависимости от заемных средств. К примеру, лидер рейтинга – компания MR Group – хоть и открывает под каждый свой проект кредитную линию в банке, использует ее не полностью, финансируя стройку из разных источников».
«Лидеры нашего рейтинга – крупные компании, прошедшие большой путь на российском рынке, – говорит Владимир Пинаев, генеральный директор CBRE. – Многопрофильность выбранной ими стратегии развития была обусловлена конъюнктурой рынка и его потребностями в различных продуктах сегмента недвижимости, особенно это касается ранних этапов формирования российского рынка, когда появлялись первые проекты бизнес-центров, торговых комплексов и логистических парков. Безусловно, одного наличия спроса для этого недостаточно. Компаниям, выбравшим для себя стратегию диверсификации, необходимо было выделять дополнительные ресурсы на новые для себя направления и принимать определенные риски, связанные с работой по различным направлениям на рынке. На сегодняшний день можно смело сказать, что ставка себя оправдала – участники этого рейтинга обладают огромной экспертизой как в жилой, так и в коммерческой недвижимости, что безусловно даёт их бизнесу большую гибкость и позволяет меньше зависеть от локальных трендов того или иного сегмента».
Источник:
http://www.metrium.ru/