Негосударственную экспертизу подвергнут саморегулированию
Правительство России кардинальным образом собирается поменять работу организаций, занимающихся негосударственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства. Эксперты Консалтинговой группы «БАЗИС» попытались разобраться, к чему приведет очередное законодательное нововведение.
Правительство России кардинальным образом собирается поменять работу организаций, занимающихся негосударственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства. Подготовленный Минстроем законопроект вместо действующего порядка получения госаккредитаций на этот вид деятельности предполагает введение отраслевого саморегулирования. Эксперты Консалтинговой группы «БАЗИС» попытались разобраться, к чему приведет очередное законодательное нововведение.
Еще шесть лет назад все проектные и инженерные экспертизы проводились только государственными организациями. После принятия закона N 337-ФЗ от 28.11.2011 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с апреля 2012 года девелоперам предоставили возможность проходить экспертизу в коммерческих структурах, за исключением случаев, когда проект финансируется за счет бюджета, в особо охраняемых природных зонах, на территории посольств, объектов обороны, безопасности и т.д.
Таким образом, негосударственную экспертизу проектной документации законодательно приравняли к государственной.
Заказчики при обращении к услугам частных компаний получили ряд преимуществ. Например, экспертизу проекта стало возможно проводить не целиком, а сдавать на проверку каждый раздел по отдельности. Появилось право сделать заключение по итогам проведения негосударственной экспертизы в любом регионе, тогда как госэкспертиза оценивает проекты в строгой привязке к месту нахождения земельного участка, на котором планируется строительство.
В настоящее время негосударственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий, согласно реестру Федеральной службы по аккредитации, занимаются 1002 организации по всей стране. Это же ведомство, по сути, выдает экспертам разрешения на работу.
Предлагаемый правительством законопроект №374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» существенно меняет правила игры. По крайней мере, аккредитацию хотят отменить.
Вместо этого планируется ввести институт саморегулирования под патронажем Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ). Согласно поправкам, одно новое специализированное СРО должно будет объединять не менее 25-ти юрлиц.
«Здесь возникает первый вопрос, – отмечает директор правового департамента Консалтинговой группы «БАЗИС» Максим Никонов. – Сейчас в НОПРИЗ входят СРО исполнителей проектной документации. Одновременное включение в состав тех, кто проверяет и дает оценку качеству их продукции, может привести к некоторому конфликту интересов. Ведь зачастую эксперты требуют доработки проектной документации, скажем, по соображениям безопасности, что приводит к удорожанию стройки. В этом не заинтересованы проектировщики и инвесторы. Поэтому НОПРИЗ, которое обязано соблюдать интересы всех входящих в него СРО, должно суметь грамотно организовать свою работу и построить внутренние процессы, ведь формального запрета на совмещение этих двух видов деятельности в одной организации недостаточно».
Кроме этого, законопроект предъявляет новые требования, касающиеся численности сотрудников компаний. Последние будут обязаны иметь в своем штате не менее пяти аттестованных экспертов по всем направлениям деятельности (они утверждены приказом Минстроя №941/41 от 29.07.2017 года.) Сейчас, по некоторым оценкам, таких экспертов несколько десятков. Однако специалисты с комплексным знанием инженерной гидрометеорологии, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций задействуются крайне редко, а значит их содержание на постоянной основе с экономической точки зрения неоправданно. При этом привлечение экспертов на аутсорсинге запрещается.
Здесь стоит напомнить, что с введением саморегулирования у членов СРО предсказуем повышается финансовая нагрузка за счёт отчислений в компенсационные фонды и членских взносов на содержание аппаратов. Субсидиарной ответственности за ошибки коллег еще никто не отменял.
Не случайно председатель комитета по негосударственной экспертизе Российского Союза строителей Сергей Ильяев уже предложил снизить число штатных экспертов с 5 человек до 2, повысив требования к их профессиональному стажу с 10 до 15 лет.
«Впрочем, в упомянутом законопроекте есть и ряд неоспоримых достоинств, – считает юрист М. Никонов. – В частности, региональным госпредприятиям, в основном, имеющим статус государственных автономных учреждений, прямо запретят оказывать услуги по негосударственной экспертизе. Как следствие, у коммерческих экспертных организаций, большинство из которых не имеют сейчас полной загрузки, должно вырасти количество заказов».
Еще шесть лет назад все проектные и инженерные экспертизы проводились только государственными организациями. После принятия закона N 337-ФЗ от 28.11.2011 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с апреля 2012 года девелоперам предоставили возможность проходить экспертизу в коммерческих структурах, за исключением случаев, когда проект финансируется за счет бюджета, в особо охраняемых природных зонах, на территории посольств, объектов обороны, безопасности и т.д.
Таким образом, негосударственную экспертизу проектной документации законодательно приравняли к государственной.
Заказчики при обращении к услугам частных компаний получили ряд преимуществ. Например, экспертизу проекта стало возможно проводить не целиком, а сдавать на проверку каждый раздел по отдельности. Появилось право сделать заключение по итогам проведения негосударственной экспертизы в любом регионе, тогда как госэкспертиза оценивает проекты в строгой привязке к месту нахождения земельного участка, на котором планируется строительство.
В настоящее время негосударственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий, согласно реестру Федеральной службы по аккредитации, занимаются 1002 организации по всей стране. Это же ведомство, по сути, выдает экспертам разрешения на работу.
Предлагаемый правительством законопроект №374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» существенно меняет правила игры. По крайней мере, аккредитацию хотят отменить.
Вместо этого планируется ввести институт саморегулирования под патронажем Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ). Согласно поправкам, одно новое специализированное СРО должно будет объединять не менее 25-ти юрлиц.
«Здесь возникает первый вопрос, – отмечает директор правового департамента Консалтинговой группы «БАЗИС» Максим Никонов. – Сейчас в НОПРИЗ входят СРО исполнителей проектной документации. Одновременное включение в состав тех, кто проверяет и дает оценку качеству их продукции, может привести к некоторому конфликту интересов. Ведь зачастую эксперты требуют доработки проектной документации, скажем, по соображениям безопасности, что приводит к удорожанию стройки. В этом не заинтересованы проектировщики и инвесторы. Поэтому НОПРИЗ, которое обязано соблюдать интересы всех входящих в него СРО, должно суметь грамотно организовать свою работу и построить внутренние процессы, ведь формального запрета на совмещение этих двух видов деятельности в одной организации недостаточно».
Кроме этого, законопроект предъявляет новые требования, касающиеся численности сотрудников компаний. Последние будут обязаны иметь в своем штате не менее пяти аттестованных экспертов по всем направлениям деятельности (они утверждены приказом Минстроя №941/41 от 29.07.2017 года.) Сейчас, по некоторым оценкам, таких экспертов несколько десятков. Однако специалисты с комплексным знанием инженерной гидрометеорологии, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций задействуются крайне редко, а значит их содержание на постоянной основе с экономической точки зрения неоправданно. При этом привлечение экспертов на аутсорсинге запрещается.
Здесь стоит напомнить, что с введением саморегулирования у членов СРО предсказуем повышается финансовая нагрузка за счёт отчислений в компенсационные фонды и членских взносов на содержание аппаратов. Субсидиарной ответственности за ошибки коллег еще никто не отменял.
Не случайно председатель комитета по негосударственной экспертизе Российского Союза строителей Сергей Ильяев уже предложил снизить число штатных экспертов с 5 человек до 2, повысив требования к их профессиональному стажу с 10 до 15 лет.
«Впрочем, в упомянутом законопроекте есть и ряд неоспоримых достоинств, – считает юрист М. Никонов. – В частности, региональным госпредприятиям, в основном, имеющим статус государственных автономных учреждений, прямо запретят оказывать услуги по негосударственной экспертизе. Как следствие, у коммерческих экспертных организаций, большинство из которых не имеют сейчас полной загрузки, должно вырасти количество заказов».
Источник:
https://www.basis.gs