Почему рынок ICO никогда не станет прежним?

Оксана Бабикова – ведущий юрист компании «Прифинанс»

Анализ проведения ICO на примере Эстонии
ICO – первичное размещение монет, эффективный способ привлечения предпринимателей и других лиц к финансированию проектов, в том числе инновационных.
С чем на сегодняшний день связан ажиотаж к данной теме и желание инвестировать в достаточно рискованные проекты? Для компаний это уникальный и эффективный способ привлечения инвестиций. Для инвесторов, несмотря на большие риски, – возможность получения прибыли за достаточно короткий промежуток времени. Предложенные разработчиками идеи на первых порах зачастую не вызывают сомнений у желающих инвестировать в проекты, будь то крупные предприниматели или рядовые потребители – физические лица. На самом ли деле все настолько прозрачно и просто, как может показаться на первый взгляд?
Начало 2018 года ознаменовалось не только резкими скачками падения главной криптовалюты, но запретами со стороны основных соцсетей. Facebook, Google, а за ними Twitter и Medium официально отказались предоставлять услуги по продвижению ICO и блокчейн-проектов. Эти каналы являются ключевыми для продвижения новых команд по сбору средств. Основным тезисом было то, что криптовалюты – это лотерея, а предсказать поведение курса нереально.
«Два наших самых главных принципа рекламы показывают наше убеждение в том, что реклама должна быть для людей безопасной и благожелательной», – сообщил Facebook.
Иными словами, компании не хотели намеренно продвигать злокачественные проекты для своих пользователей. По разным данным, от 52% до 59% проектов за 2017 год, проводивших первичное размещение токенов, либо мертвы, либо в анабиозе на неопределенный срок. По более пессимистичным данным, за 2 года только 8% стартапов дошли до стадии торговли на криптобиржах.
Сейчас рынок криптовалют и ICO – «дикий Запад», где проекты, внешне похожие на МММ и работающие по схеме Понци, получают возможность выходить на крупную аудиторию без ограничений. Далеко за примером ходить не нужно – BitConnect, который доходил до топ-20 на CoinMarketCap, а позже получил судебный иск от SEC, после чего котировки цены на биржах рухнули вниз за несколько минут.
Помимо рекламных ограничений для ICO, каждый месяц обновляется информация по регуляциям ICO по каждой отдельной стране. Китай, который еще в 2017 году запретил ICO и криптовалюты, заставил переехать крупных игроков рынка, таких как Bitmain и Binance, в Швейцарию и Мальту, где государство относится к бизнесам в криптосреде более лояльно. В Европе, в отличие от США, вопрос о статусе криптовалют обсуждается уже давно. Одним из проверенных вариантов по проведению ICO можно назвать Гибралтар, Литву и Эстонию.
В правовом поле Эстонии вопрос, связанный с оборотом криптовалюты, впервые получил публичную огласку в 2014 году, в административном производстве по жалобе физического лица на предписание Бюро по отмыванию денег и финансирования терроризма (Бюро). Окончательное решение по данному делу было вынесено Административной Коллегией Государственного Суда в 2016 году (номер судебного дела № 3 3 1 75 15, дата вынесения решения – 11.04.2016). Публичная оферта по обмену криптовалюты физическим лицом, реклама в интернете, обмен без соответствующего разрешения надзирающими органами – данная деятельность была приостановлена и вынесено соответствующее предписание, которое впоследствии закрепилось судебным решением.
Криптовалюта – вид виртуальной валюты. Данная валюта аналогична наличным денежным средствам или золоту. С ее помощью также можно совершать покупки, продажи и прочие финансовые операции. Однако важным отличием является то, то что криптовалюта не имеет поддержки правительства, не закреплена законодательно. На сегодняшний день государство лишь устанавливает контроль за оборотом и обменом данных средств.
Очевидные выгоды и особенности криптовалют:
• возможность совершать переводы самостоятельно из любой точки;
• окончательность расчетов;
• низкие издержки по транзакциям;
• возможность публичной проверки транзакций;
• личная анонимность;
• отсутствие госрегулирования или надзора.
Учитывая данные преимущества криптовалют, одним из направлений и сферой их широкого применения является ICO. Вопросы, связанные с выпуском токенов и предоставлением их инвесторам в рамках проведения ICO, вызывали и до сих пор вызывают много вопросов о применимости действующей законодательной базы. В Европейском Союзе нет единой правовой регуляции данной деятельности, но не исключается возможность применения действующих законов в соответствии с правовой юрисдикцией конкретного государства. Как правило, владельцам токенов гарантируется получение прибыли, или токены приобретаются для сопоставимой цели для других инвестиций. Исходя из этого, токены, возможно, будут квалифицироваться как ЦБ.
Организации, проводящие ICO, обязательно должны проанализировать и дать оценку тому, отвечает ли их деятельность законодательству. Во многом это определятся структурированием ICO. ICO-монеты, или токены, могут являться финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляется инвестиционная дeятельность, в том числе размещение, рассмотрение или консультирование относительно финансовых инструментов, управление или маркетинг схем коллективных инвестиций. Кроме того, подразумевается участие в предоставлении передаваемых ЦБ публике. Важным аспектом является то, что сами участники ICO могут выходить за рамки установленных правил и, как итог, быть за пределами регулируемого пространства. Здесь важно понимать: сама криптовалютная операция, не являющаяся ЦБ, часто называемая валютной операцией, не означает, что деятельность ICO не будет регулироваться. Перед выпуском токенов или продукта, привязанных к одной или нескольким криптоконверсиям, компания обязана показать, что валюта или продукт не являются ЦБ либо отвечают применимой регуляции и прочим требованиям, согласно закону о ЦБ. Любая деятельность, предполагающая размещение ЦБ, должна защищать инвесторов, чего требует Закон о ЦБ.
Если деятельность ICO представляет собой регулируемую деятельность, компании должны соблюдать соответствующее законодательство – любое отклонение от установленных правил может стать нарушением. Если ICO проводится на территории ЕС и является регулируемым, тогда будут применяться ключевые правила ЕС, перечисленные ниже:
• Директива о проспектах (The Prospectus Directive (PD));
• Директива о рынках финансовых инструментов (The Markets in Financial Instruments Directive (MiFID));
• Директива об управляющих альтернативными инвестиционными фондами (The Alternative Investment Fund Managers Directive (AIFMD));
• Четвертая Директива (The Fourth Anti-Money Laundering Directive).
Почему Эстония?
• Лидер в области ИТ и коммуникационных технологий.
• Политически стабильная современная рыночная экономика.
• Большинство транзакций и иных действий, связанных с идентификаций личности, можно осуществить электронным путем с помощью электронного удостоверения личности.
• Для учреждения компании требуется только один член правления и учредитель; нет требований по гражданству или месту проживания.
• Корпоративные изменения могут быть зарегистрированы и годовые отчеты поданы посредством интернет-среды.
• Нет налога на нераспределенную прибыль – 0% при сохранении или реинвестировании.
• Стоимость ведения, юридического и бухгалтерского обслуживания бизнеса в Эстонии значительно ниже стоимости соседних скандинавских стран.
• Эстония предлагает e-Residency – транснациональную цифровую идентификацию, доступную во всем мире для тех, кто заинтересован в управлении бизнесом, независимо от местоположения, в интернете, что также позволяет учреждать и администрировать компанию в интернете.
• На 7 месте во всем мире в 2018 году – индекс экономической свободы Heritage Foundation.
• На 21 месте во всем мире в 2017 году – индекс восприятия коррупции Transparency International.
• Простота ведения бизнеса (рейтинг Всемирного банка за 2018 год).
Финансовая инспекция Эстонии рекомендует проводить правовой анализ для компаний, которые собираются предоставлять услуги ICO, так как в большинстве случаев для ведения такого рода деятельности нужна лицензия. Положения VPTS (Securities Market Act) применяются к компаниям, предлагающим инвестиционные услуги, – например, компании, которые участвуют в организации поставок или выпуска ЦБ, в случае ICO – токены, или на тех же условиях собирают, передают и приобретают. Статья 45 VPTS требует обязательного наличия лицензии на деятельность по обеспечению такой постоянной деятельности.
Подводя итог, можно ли говорить о том, что следует отказаться от участия в данных проектах как инвесторам, так и компаниям-организаторам? Конечно же, нет! ICO – это проекты, которые, безусловно, связаны с высокими рисками для каждого участника. Однако уровень риска можно снизить, если провести грамотный анализ проекта с учетом особенностей законодательной базы выбранной юрисдикции и экономической ситуации на рынке.


Источник:
https://prifinance.ru/
12:46
161
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X