Минэкономразвития предложило доработать законопроект о саморегулировании
По итогам этапа оценки регулирующего воздействия законопроекта “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)” документ получил негативный отзыв.В частности, Министерство экономического развития РФ указало, что подготовленный Министерством строительства РФ законопроект нуждается в существенной доработке.Эксперты министерства, изучив текст документа, представили развернутое заключение, в котором указали на ряд недостатков. Так, было отмечено, что в законопроекте присутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц, а также влекущие необоснованные расходы физических и юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности.
По итогам этапа оценки регулирующего воздействия законопроекта “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)” документ получил негативный отзыв.
В частности, Министерство экономического развития РФ указало, что подготовленный Министерством строительства РФ законопроект нуждается в существенной доработке.
Эксперты министерства, изучив текст документа, представили развернутое заключение, в котором указали на ряд недостатков. Так, было отмечено, что в законопроекте присутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц, а также влекущие необоснованные расходы физических и юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности.
Например, Министерство экономического развития указало, что согласно части 11 статьи 55.8 ГрК РФ законопроекта, юридическое лицо имеет право осуществлять функции технического заказчика по договору на выполнение функций технического заказчика при условии, что оно является членом соответствующей СРО, если иное не установлено ГрК РФ. Частью 22 статьи 1 ГрК РФ уже установлено, что функции технического заказчика могут выполняться только членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ. На этом основании дублирующие положения было предложено исключить.
Также в пункте 8 части 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ в текущей редакции законопроекта говорится, что в случае поступления в Национальное объединение СРО сведений об осуждении физического лица за совершение умышленного преступления или о наличии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, сведения о нем должны быть исключены из реестра специалистов. Минэкономразвития предложило доработать данную формулировку в целях исключения рисков, связанных с правоприменительной практикой.
В целом Министерство экономического развития поддержало предложение Минстроя о введении на законодательном уровне Единого федерального реестра членов СРО и нового способа финансирования национальных объединений СРО — за счет отчислений из доходов саморегулируемых организаций, получаемых от размещения в банках средств компенсационных фондов.
Однако в своём резюме Минэкономразвития отметило, что исполнение указанной нормы в представленной редакции невозможно, так как не конкретизирован порядок оплаты, а также предельные размеры отчислений. Ведомство высказалось за доработку этих положений.
В Минэкономразвития считают, что Единый реестр обязательств значительно упростит исполнение функции СРО по контролю совокупного размера обязательств членов СРО и позволит своевременно ограничивать право на выполнение работ, которые превышают заявленный уровень ответственности. Однако в министерстве полагают нецелесообразным передачу полномочий по ведению Единого реестра членов СРО от Национальных объединений иным организациям, так как это одна из базовых функций Национальных объединений, которая тесно взаимосвязана с остальными регулирующими функциями.
Также эксперты ведомства указали, что частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ до подачи заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров и оплаты взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО), участие члена СРО в формировании КФ ОДО является добровольным. При этом законопроектом не предусмотрена возможность выхода члена СРО из числа участников КФ ОДО. Вместе с тем, обязательства изыскателей и проектировщиков по неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного (муниципального) контракта прекращаются в момент подписания актов приемки результатов работ в связи с исполнением договора подряда надлежащим образом, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы, которое согласно части 5 статьи 49 ГрК РФ определяет соответствие документации требованиям технических регламентов.
С другой стороны, как отметили в заключении представители Минэкономразвития, предполагается создать Единый федеральный реестр подрядных обязательств для отслеживания обязательств членов СРО по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим целесообразно предусмотреть возможность выхода члена саморегулируемой организации из числа участников КФ ОДО при отсутствии действующих договоров подряда на выполнение инженерных изысканий или подготовку проектной документации, а также намерения в дальнейшем принимать участие в конкурентных способах заключения договоров. В ведомстве особо подчеркнули, что принятие проекта акта без учета данного положения негативно отразится на финансовом состоянии изыскательских и проектных организаций, которые должны будут пополнять КФ ОДО наравне с участниками государственных закупок даже если они сами в системе таких закупок не участвуют.
Наконец, в министерстве предложили урегулировать важный момент, касающийся возврата средств компенсационного фонда членам СРО в случае прекращения регистрации саморегулируемой организации. Так, согласно части 16 статьи 55.16 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о СРО, членами которой они являлись, из государственного реестра СРО и принятия в члены другой СРО, вправе обратиться в Национальное объединение с заявлением о перечислении со счета Национального объединения средств компенсационного фонда на счет новой СРО. Однако на практике перечисление средств занимает длительное время, и организации, повторно вступающие в СРО, оплачивают взносы в компенсационные фонды самостоятельно. После перечисления средств Национальным объединением возникают проблема возврата денег тем, кто ранее самостоятельно оплатил взнос, поскольку в ГрК РФ отсутствуют основания для перечисления таких средств указанным организациям. Министерство считает необходимым дополнить часть 4 статьи 55.16 ГрК РФ пунктом, предусматривающим подобную возможность.
По мнению генерального директора СРО Ассоциации “Э.С.П.” Дмитрия Мурзинцева, ключевые замечания Министерства экономического развития РФ обоснованы, и положения, касающиеся оплаты взносов в Национальные объединения СРО, а также механизмов действия компенсационных фондов СРО в целом, должны быть пересмотрены с учетом мнения саморегулируемого сообщества.
Источник:
http://sro-esp.ru/novosti-sro.html