Психолог КФУ пояснил, почему конфликты полезны
По мнению эксперта, конфликт – естественная составляющая человеческого общения, и смягчить его или сделать конструктивным – вполне реально.
Нужно ли нам избегать конфликтов в деловых или личных отношениях? «Нет!» — ответил доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования КФУ Павел Афанасьев. По его мнению, конфликт – естественная составляющая человеческого общения, и смягчить его или сделать конструктивным – вполне реально.
— Конфликт – это, прежде всего, некая стадия развития отношений. Мы вступаем в конфликты в силу того, что мы разные: характеры, привычки, мы можем относиться к разным социальным группам, занимать разное социальное положение. У нас разное отношение к миру, к себе, к тем состояниям, которые мы переживаем, поэтому неизбежны столкновения различных мнений, различных подходов, различных чувств и характеров. Любой человек рассматривает мир «со своей колокольни». А внутри нас должна присутствовать установка, что другая точка зрения тоже имеет право на существование.
По мнению психолога, конфликт – это неизбежная составляющая человека с постоянными внутренними и внешними противоречиями.
— Способ формирования личности, сама природа человека, соединяющая с одной стороны биологическую, а с другой - социальную природу, — противоречивы изначально.
Мне как индивидуальному организму доставило бы удовольствие одно, а я должен учитывать интересы близкого круга и существующие социальные нормы. Процесс социализации и наши побуждения к индивидуальному удовольствию пресекаются социальными установками: правильно-неправильно, должно-не должно. И в мире это напряжение сохраняется на протяжении всей жизни. Я просыпаюсь с утра и чувствую желание понежиться, а мне нужно вставать и идти на работу, потому что надо выполнять некие социальные требования. А на работе мне не нравится коллега, но я соответствую требованиям профессиональной этики и общаюсь с ним. И это все вступает в противоречие с моей социальной ролью.
Противоречие «Я-человек» и «Я-социальная функция» - неизбежная судьба каждого из нас.
Изучением поведения человека в обществе, психических явлений, происходящих во время взаимодействия различных групп людей, занимается социальная психология. Ученые попытались сформулировать три концептуальных «кита», на которых она стоит.
— Одним из концептуальных «китов» социальной психологии является положение о том, что индивидуальная психика, а также коллективные образования (от неформальных социальных групп до целых наций) должны рассматриваться как системы, пребывающие в перманентном состоянии напряжения.
Психолог напомнил, что конфликты возникают на психологическом и социальном уровнях. И если социальный уровень – уровень договоров, когда нахождение компромисса позволяет решить конфликт, то на психологическом уровне, когда происходит конфликт наших ожиданий, необходима, прежде всего, работа с самим собой.
—Поссорились вы когда-то с человеком по имени Валера, и вот в новом коллективе у вас есть коллега с таким же именем, и он вас раздражает. Но он же в этом не виноват. Это осадок из прошлого перенесся в настоящие отношения. И чаще всего в подобных случаях срабатывает феномен самореализующегося пророчества.
Когда мы ожидаем определенного поведения от конкретного человека, мы своим ожиданием начинаем провоцировать человека на такое поведение, чтобы потом сказать: я так и знал, что это случится!
Феномен неосознаваемой провокации присутствует как в отношениях, так и в конфликтах. Вот почему важны некоторые базовые установки, одна из которых: конфликт — естественное развитие отношений. У нас есть шанс получше узнать человека, а оценку конфликту мы придаем сами.
- К понятию «конфликт» у большинства негативное отношение: им видится агрессия, склоки, войны. Но это извращенный взгляд, созданный обществом. На самом деле конфликт показывает лишь одно - несоответствие. И он не хороший и не плохой. В конфликте проявляются конструктивные и деструктивные способы поведения.
Успешное разрешение конструктивных конфликтов выводит отношения на более высокий уровень развития. А вот деструктивные — приводят к негативным и разрушительным последствиям. Нередко они перерастают в банальную склоку. Конструктивных конфликтов избегать нельзя, деструктивных – необходимо.
Психолог уверен, что чаще всего конфликт считается деструктивным, потому что он во многом связан с переживанием негативных эмоций.
— Конфликт показывает, что что-то идет не гладко, что-то идет не так. Своевременное выявление конфликта дает возможность оперативного изменения ситуации.
Настоящее доверие может быть между людьми, которые прошли через конфликт, и при этом отношения не разорвались. Такому человеку можно доверять, мы знаем, чего от него ждать в сложной ситуации. Пока нет конфликта, доверие носит некий условный характер.
Психолог полагает, что через конфликт мы понимаем, что оказывается важнее: сохранить отношения, найти компромисс, пойти на сотрудничество или показать собственную значимость, продавить людей, отказываться принимать их точку зрения.
— Кстати, в деловых отношениях претензии всегда решаемы – мы можем договориться. А если причина в какой-то моей психической составляющей, то здесь проблема моего договора с самим собой.
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения.
— Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта. Психологи выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.
Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия и серьезность решаемой проблемы. Любая из стратегий при грамотном ее использовании имеет свои плюсы и может быть исключительна полезна.
Психолог подчеркивает, что ценность межличностных отношений с противоположной стороной занимает особое место в оценке стратегий поведения личности в конфликте.
— Если для одного из участников конфликта межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, то поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием. И наоборот: ценность межличностных отношений является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте и направленности такого поведения на компромисс.
Я всегда говорю: «Расставаться надо с любовью». Если вы поняли, что вам не по пути, важно не ругаться, а поблагодарить друг за друга за то хорошее, что было между вами, и пойти своей дорогой. Это станет конструктивным способом выхода из конфликта.
— Как бы то ни было, — резюмировал психолог, — психологически мы все всегда воюем только со злом. Каждой стороне будет казаться, что я добро, а соперник, начиная от семейных конфликтов и заканчивая какими-то глобальными, - зло.
И поведение в конфликте у нас всегда будет разное. А вот смягчить конфликт или сделать его конструктивным – в наших силах.
— Конфликт – это, прежде всего, некая стадия развития отношений. Мы вступаем в конфликты в силу того, что мы разные: характеры, привычки, мы можем относиться к разным социальным группам, занимать разное социальное положение. У нас разное отношение к миру, к себе, к тем состояниям, которые мы переживаем, поэтому неизбежны столкновения различных мнений, различных подходов, различных чувств и характеров. Любой человек рассматривает мир «со своей колокольни». А внутри нас должна присутствовать установка, что другая точка зрения тоже имеет право на существование.
По мнению психолога, конфликт – это неизбежная составляющая человека с постоянными внутренними и внешними противоречиями.
— Способ формирования личности, сама природа человека, соединяющая с одной стороны биологическую, а с другой - социальную природу, — противоречивы изначально.
Мне как индивидуальному организму доставило бы удовольствие одно, а я должен учитывать интересы близкого круга и существующие социальные нормы. Процесс социализации и наши побуждения к индивидуальному удовольствию пресекаются социальными установками: правильно-неправильно, должно-не должно. И в мире это напряжение сохраняется на протяжении всей жизни. Я просыпаюсь с утра и чувствую желание понежиться, а мне нужно вставать и идти на работу, потому что надо выполнять некие социальные требования. А на работе мне не нравится коллега, но я соответствую требованиям профессиональной этики и общаюсь с ним. И это все вступает в противоречие с моей социальной ролью.
Противоречие «Я-человек» и «Я-социальная функция» - неизбежная судьба каждого из нас.
Изучением поведения человека в обществе, психических явлений, происходящих во время взаимодействия различных групп людей, занимается социальная психология. Ученые попытались сформулировать три концептуальных «кита», на которых она стоит.
— Одним из концептуальных «китов» социальной психологии является положение о том, что индивидуальная психика, а также коллективные образования (от неформальных социальных групп до целых наций) должны рассматриваться как системы, пребывающие в перманентном состоянии напряжения.
Психолог напомнил, что конфликты возникают на психологическом и социальном уровнях. И если социальный уровень – уровень договоров, когда нахождение компромисса позволяет решить конфликт, то на психологическом уровне, когда происходит конфликт наших ожиданий, необходима, прежде всего, работа с самим собой.
—Поссорились вы когда-то с человеком по имени Валера, и вот в новом коллективе у вас есть коллега с таким же именем, и он вас раздражает. Но он же в этом не виноват. Это осадок из прошлого перенесся в настоящие отношения. И чаще всего в подобных случаях срабатывает феномен самореализующегося пророчества.
Когда мы ожидаем определенного поведения от конкретного человека, мы своим ожиданием начинаем провоцировать человека на такое поведение, чтобы потом сказать: я так и знал, что это случится!
Феномен неосознаваемой провокации присутствует как в отношениях, так и в конфликтах. Вот почему важны некоторые базовые установки, одна из которых: конфликт — естественное развитие отношений. У нас есть шанс получше узнать человека, а оценку конфликту мы придаем сами.
- К понятию «конфликт» у большинства негативное отношение: им видится агрессия, склоки, войны. Но это извращенный взгляд, созданный обществом. На самом деле конфликт показывает лишь одно - несоответствие. И он не хороший и не плохой. В конфликте проявляются конструктивные и деструктивные способы поведения.
Успешное разрешение конструктивных конфликтов выводит отношения на более высокий уровень развития. А вот деструктивные — приводят к негативным и разрушительным последствиям. Нередко они перерастают в банальную склоку. Конструктивных конфликтов избегать нельзя, деструктивных – необходимо.
Психолог уверен, что чаще всего конфликт считается деструктивным, потому что он во многом связан с переживанием негативных эмоций.
— Конфликт показывает, что что-то идет не гладко, что-то идет не так. Своевременное выявление конфликта дает возможность оперативного изменения ситуации.
Настоящее доверие может быть между людьми, которые прошли через конфликт, и при этом отношения не разорвались. Такому человеку можно доверять, мы знаем, чего от него ждать в сложной ситуации. Пока нет конфликта, доверие носит некий условный характер.
Психолог полагает, что через конфликт мы понимаем, что оказывается важнее: сохранить отношения, найти компромисс, пойти на сотрудничество или показать собственную значимость, продавить людей, отказываться принимать их точку зрения.
— Кстати, в деловых отношениях претензии всегда решаемы – мы можем договориться. А если причина в какой-то моей психической составляющей, то здесь проблема моего договора с самим собой.
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения.
— Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта. Психологи выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.
Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия и серьезность решаемой проблемы. Любая из стратегий при грамотном ее использовании имеет свои плюсы и может быть исключительна полезна.
Психолог подчеркивает, что ценность межличностных отношений с противоположной стороной занимает особое место в оценке стратегий поведения личности в конфликте.
— Если для одного из участников конфликта межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, то поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием. И наоборот: ценность межличностных отношений является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте и направленности такого поведения на компромисс.
Я всегда говорю: «Расставаться надо с любовью». Если вы поняли, что вам не по пути, важно не ругаться, а поблагодарить друг за друга за то хорошее, что было между вами, и пойти своей дорогой. Это станет конструктивным способом выхода из конфликта.
— Как бы то ни было, — резюмировал психолог, — психологически мы все всегда воюем только со злом. Каждой стороне будет казаться, что я добро, а соперник, начиная от семейных конфликтов и заканчивая какими-то глобальными, - зло.
И поведение в конфликте у нас всегда будет разное. А вот смягчить конфликт или сделать его конструктивным – в наших силах.
Источник:
https://media.kpfu.ru/news/veduschiy-uchenyy-v-oblasti-geomekhanicheskogo-modelirovaniya-i-sovremennoy-geodinamiki