Практическое обучение студентов педагогической магистратуры влияет на их профессиональное развитие
Практическое обучение студентов педагогической магистратуры влияет на их профессиональное развитие
Доцент кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ Татьяна Баклашова представила на конференции Британской ассоциации исследователей в области образования (BERA) доклад о том, как практическое обучение студентов педагогической магистратуры Института психологии и образования КФУ влияет на их профессиональное развитие.
В педагогических вузах особое внимание сегодня уделяется обновлению практического обучения на всех уровнях педагогического образования.
— Правильно спроектированное и реализованное, оно позволяет студентам войти в учительскую профессию, привыкнуть к ней, приобрести профессиональный опыт, чтобы затем квалифицированно выполнять трудовую деятельность, - пояснила доцент.
К сожалению, организация педагогических практик, реализуемых сегодня в российской высшей профессиональной школе, имеет ряд слабых сторон, существенно влияющих на уровень качества подготовки учителей и не позволяющих реализовать потенциал практического обучения в полной мере.
— Это и непродолжительный период практик, и их пассивный характер, и отсутствие внутри уровневой и межуровневой преемственности практик.
Исследование, которое проводил ученый ИПО КФУ, обусловлено необходимостью трансформации системы практического обучения будущих учителей в отечественной высшей школе.
— На конференции Британской ассоциации исследователей в области образования (BERA) мы вынесли на обсуждение ученым из разных стран мира свою модель организации педагогических практик, апробированную в Институте психологии и образования КФУ, а также попытались доказать ее эффективность в отношении профессионального развития студентов педагогической магистратуры, – пояснила Татьяна Александровна.
По мнению ученого, в вопросе обеспечения студентов качественным практическим обучением, способствующим их профессиональному развитию, важную роль играет сетевое взаимодействие высшей школы, базы практик и местных органов управления образованием. Такое сетевое взаимодействие удалось создать в Институте психологии и образования КФУ в модели педагогической магистратуры.
— Практическое обучение магистрантов проходит у нас не только в школах-партнёрах КФУ, образовательных организациях города Казани и республики, но и в лицеях Казанского университета. Содержание и технологии практического обучения будущих педагогов разрабатываются при участии всех агентов школьно-университетского партнерства. Задания на практику дифференцируются с учетом особенностей школы, накопленного в ней образовательного потенциала, приоритетных направлений развития.
Ученый особо отметила, что большая часть не работающих по профилю магистрантов (32%) распределяются на практику в лицеи КФУ.
– Практическое обучение будущих учителей в школах такого уровня является безусловным преимуществом Казанского университета. Это уникальная возможность получения компетенций в отношении методической, психолого-педагогической, проектной, научно-исследовательской и управленческой деятельности.
В представленной модели взаимодействия в отношении практик, ключевую позицию занимает теоретическая подготовка педагогов: комплекс психолого-педагогических дисциплин разработан преподавателями Института психологии и образования КФУ. В фокусе практик педагогической магистратуры также находятся тренинговое и практическое обучение в образовательных организациях.
Реализация новой модели обучения магистрантов ИПО КФУ, в том числе педагогических практик, сопровождалась совместным с Университетом Глазго, Шотландия международным исследованием «Reconstructing Teacher Education in Russia: a Journey of Change and Challenge» (Трансформация педагогического образования в России: путь перемен и вызовов), целью которого явилось доказательство её эффективности в отношении профессионального развития обучающихся. Результатом исследования стал разработанный учебный модуль «Практика» (по контракту МОиН РФ), программы психолого-педагогической, педагогической, преддипломной практик педагогической магистратуры ИПО КФУ, реализуемых на базе лицеев КФУ, школ-партнёров КФУ, а также разработанный контент всех видов практик педагогической магистратуры ИПО КФУ.
Результаты исследования будут представлены в статье, которая готовится к публикации в научном журнале “Teachers and Teaching” (Scopus, Q1).
В педагогических вузах особое внимание сегодня уделяется обновлению практического обучения на всех уровнях педагогического образования.
— Правильно спроектированное и реализованное, оно позволяет студентам войти в учительскую профессию, привыкнуть к ней, приобрести профессиональный опыт, чтобы затем квалифицированно выполнять трудовую деятельность, - пояснила доцент.
К сожалению, организация педагогических практик, реализуемых сегодня в российской высшей профессиональной школе, имеет ряд слабых сторон, существенно влияющих на уровень качества подготовки учителей и не позволяющих реализовать потенциал практического обучения в полной мере.
— Это и непродолжительный период практик, и их пассивный характер, и отсутствие внутри уровневой и межуровневой преемственности практик.
Исследование, которое проводил ученый ИПО КФУ, обусловлено необходимостью трансформации системы практического обучения будущих учителей в отечественной высшей школе.
— На конференции Британской ассоциации исследователей в области образования (BERA) мы вынесли на обсуждение ученым из разных стран мира свою модель организации педагогических практик, апробированную в Институте психологии и образования КФУ, а также попытались доказать ее эффективность в отношении профессионального развития студентов педагогической магистратуры, – пояснила Татьяна Александровна.
По мнению ученого, в вопросе обеспечения студентов качественным практическим обучением, способствующим их профессиональному развитию, важную роль играет сетевое взаимодействие высшей школы, базы практик и местных органов управления образованием. Такое сетевое взаимодействие удалось создать в Институте психологии и образования КФУ в модели педагогической магистратуры.
— Практическое обучение магистрантов проходит у нас не только в школах-партнёрах КФУ, образовательных организациях города Казани и республики, но и в лицеях Казанского университета. Содержание и технологии практического обучения будущих педагогов разрабатываются при участии всех агентов школьно-университетского партнерства. Задания на практику дифференцируются с учетом особенностей школы, накопленного в ней образовательного потенциала, приоритетных направлений развития.
Ученый особо отметила, что большая часть не работающих по профилю магистрантов (32%) распределяются на практику в лицеи КФУ.
– Практическое обучение будущих учителей в школах такого уровня является безусловным преимуществом Казанского университета. Это уникальная возможность получения компетенций в отношении методической, психолого-педагогической, проектной, научно-исследовательской и управленческой деятельности.
В представленной модели взаимодействия в отношении практик, ключевую позицию занимает теоретическая подготовка педагогов: комплекс психолого-педагогических дисциплин разработан преподавателями Института психологии и образования КФУ. В фокусе практик педагогической магистратуры также находятся тренинговое и практическое обучение в образовательных организациях.
Реализация новой модели обучения магистрантов ИПО КФУ, в том числе педагогических практик, сопровождалась совместным с Университетом Глазго, Шотландия международным исследованием «Reconstructing Teacher Education in Russia: a Journey of Change and Challenge» (Трансформация педагогического образования в России: путь перемен и вызовов), целью которого явилось доказательство её эффективности в отношении профессионального развития обучающихся. Результатом исследования стал разработанный учебный модуль «Практика» (по контракту МОиН РФ), программы психолого-педагогической, педагогической, преддипломной практик педагогической магистратуры ИПО КФУ, реализуемых на базе лицеев КФУ, школ-партнёров КФУ, а также разработанный контент всех видов практик педагогической магистратуры ИПО КФУ.
Результаты исследования будут представлены в статье, которая готовится к публикации в научном журнале “Teachers and Teaching” (Scopus, Q1).
Источник:
http://uprav.ru/