Банкротство гражданина. Пришло время перемен
Относительно недавно в России был принят Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 154-ФЗ, регулирующий банкротство граждан. По данным Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (Федресурс) за три года существования института личного банкротства процедура была инициирована 69 300 раз. Заявителями в таких делах чаще всего выступают сами должники. Так, в первом полугодии 2018 года сами граждане инициировали 84,5 % процедур, кредиторы выступили заявителями в более, чем 14 % дел, а ФНС – в 1,3 % дел.
Относительно недавно в России был принят Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 154-ФЗ, регулирующий банкротство граждан. По данным Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (Федресурс) за три года существования института личного банкротства процедура была инициирована 69 300 раз. Заявителями в таких делах чаще всего выступают сами должники. Так, в первом полугодии 2018 года сами граждане инициировали 84,5 % процедур, кредиторы выступили заявителями в более, чем 14 % дел, а ФНС – в 1,3 % дел.
С каждым годом количество граждан, признанных судом банкротами, растет: их число ежегодно увеличивается на 50%. Однако за весь период действия закона о персональном банкротстве идут на это менее 10 % должников. Причиной такой низкой активности является высокая стоимость процедуры, её сложность и некоторые «препоны», о которых речь пойдет ниже.
Уже начала складываться судебная практика по признанию граждан банкротами, а соответственно пришло время для внесения поправок в действующее законодательство о личном банкротстве. Позиция суда «о времени перемен» нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2017 года № 304-ЭС16-14541 по Делу № А 70-14095/2015, согласно которой «Право гражданина на использование установленного государством механизма потребительского банкротства не может быть ограниченно только на том основании, что у него отсутствует имущество, составляющее конкурсную массу».
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится Законопроект № 307663-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части усиления социально-реабилитационной функции института банкротства граждан и расширения сведений, публикуемых в федеральном информационном ресурсе). На данный момент законопроект принят в первом чтении и внесен на рассмотрение ГД РФ в период осенней сессии 2018 года.
Попробуем заглянуть в «душу законопроекта» и выявить ключевые моменты. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что основная цель поправок – установить правило, по которому признать гражданина банкротом смогут и при отсутствии у него необходимого имущества, которое могло бы быть направлено на удовлетворение требований кредиторов и покрытие расходов на саму процедуру банкротства.
Получается, «нет денег- нет долгов»? Но не все так просто, как кажется. Ведь цель банкротства – не только списать долги физлица, но и удовлетворить требования кредиторов. Эта работа должна проводиться уже в банкротстве финансовым управляющим – и оспаривание сделок, и раздел имущества супругов, и розыск банковских счетов должника.
Посыл данной нормы имеет положительный характер, но требует еще обсуждений и доработок. Посмотрим в дальнейшем, к чему придут наши «умные головы там на верху».
Другое немаловажное нововведение – это возможность внесения в Единый Федеральный реестр информации о деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП) и иных субъектов экономической деятельности не только по юридическим, но и по физическим лицам. На официальном ресурсе планируется размещать следующую информацию:
- об ограничениях, установленных корпоративным договором, которые вносятся стороной такого договора;
- о продаже предприятия;
- о правах лиц, не являющихся владельцами имущества, на вещи и имущественные права, закрепленные в договорах с собственником (владельцем) вещи (например, продажа вещи с правом на обратный выкуп);
- о поручительстве и т.д.
Данные сведения публикуются для информирования неопределенного круга лиц с целью страховки от недобросовестных действий участников гражданского оборота. Возможно, покажется, что данные нормы приведут к публичности и раскрытию конфиденциальной информации. Но нет, законодатель прописывает четкий перечень разрешенной для публикации информации и устанавливает запрет на раскрытие иных сведений.
Данный законопроект вносит существенные коррективы в механизм банкротства граждан. Если предполагаемые изменения будут приняты и в дальнейшем приживутся в правоприменительной практике, то количество личных банкротств будет значительно расти, так как количество потенциальных должников – граждан слишком велико в условиях существующей экономической ситуации в стране. А это значит, что работы хватит всем с лихвой – и финансовым управляющим и судам.
Нам остается только наблюдать за рождением этих изменений и надеяться, что польза от них будет как для должников, так и для кредиторов.
С каждым годом количество граждан, признанных судом банкротами, растет: их число ежегодно увеличивается на 50%. Однако за весь период действия закона о персональном банкротстве идут на это менее 10 % должников. Причиной такой низкой активности является высокая стоимость процедуры, её сложность и некоторые «препоны», о которых речь пойдет ниже.
Уже начала складываться судебная практика по признанию граждан банкротами, а соответственно пришло время для внесения поправок в действующее законодательство о личном банкротстве. Позиция суда «о времени перемен» нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2017 года № 304-ЭС16-14541 по Делу № А 70-14095/2015, согласно которой «Право гражданина на использование установленного государством механизма потребительского банкротства не может быть ограниченно только на том основании, что у него отсутствует имущество, составляющее конкурсную массу».
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится Законопроект № 307663-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части усиления социально-реабилитационной функции института банкротства граждан и расширения сведений, публикуемых в федеральном информационном ресурсе). На данный момент законопроект принят в первом чтении и внесен на рассмотрение ГД РФ в период осенней сессии 2018 года.
Попробуем заглянуть в «душу законопроекта» и выявить ключевые моменты. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что основная цель поправок – установить правило, по которому признать гражданина банкротом смогут и при отсутствии у него необходимого имущества, которое могло бы быть направлено на удовлетворение требований кредиторов и покрытие расходов на саму процедуру банкротства.
Получается, «нет денег- нет долгов»? Но не все так просто, как кажется. Ведь цель банкротства – не только списать долги физлица, но и удовлетворить требования кредиторов. Эта работа должна проводиться уже в банкротстве финансовым управляющим – и оспаривание сделок, и раздел имущества супругов, и розыск банковских счетов должника.
Посыл данной нормы имеет положительный характер, но требует еще обсуждений и доработок. Посмотрим в дальнейшем, к чему придут наши «умные головы там на верху».
Другое немаловажное нововведение – это возможность внесения в Единый Федеральный реестр информации о деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП) и иных субъектов экономической деятельности не только по юридическим, но и по физическим лицам. На официальном ресурсе планируется размещать следующую информацию:
- об ограничениях, установленных корпоративным договором, которые вносятся стороной такого договора;
- о продаже предприятия;
- о правах лиц, не являющихся владельцами имущества, на вещи и имущественные права, закрепленные в договорах с собственником (владельцем) вещи (например, продажа вещи с правом на обратный выкуп);
- о поручительстве и т.д.
Данные сведения публикуются для информирования неопределенного круга лиц с целью страховки от недобросовестных действий участников гражданского оборота. Возможно, покажется, что данные нормы приведут к публичности и раскрытию конфиденциальной информации. Но нет, законодатель прописывает четкий перечень разрешенной для публикации информации и устанавливает запрет на раскрытие иных сведений.
Данный законопроект вносит существенные коррективы в механизм банкротства граждан. Если предполагаемые изменения будут приняты и в дальнейшем приживутся в правоприменительной практике, то количество личных банкротств будет значительно расти, так как количество потенциальных должников – граждан слишком велико в условиях существующей экономической ситуации в стране. А это значит, что работы хватит всем с лихвой – и финансовым управляющим и судам.
Нам остается только наблюдать за рождением этих изменений и надеяться, что польза от них будет как для должников, так и для кредиторов.
Источник:
https://www.apau.ru/2018/10/04/bankrotstvo-grazhdanina-prishlo-vremja-peremen/