КФУ принял участие в телемосте-лекции академика РАН Эрика Галимова «Система Земля-Луна»
Проходивший в режиме видеоконференции телемост объединил 38 вузов СНГ.
Проходивший в режиме видеоконференции телемост объединил 38 вузов СНГ.
В мероприятии, организованном 18 октября сотрудниками Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля, созданного на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, приняли участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Иркутска, Читы, Норильска, Альметьевска, Темиртау, Кемерово и других городов.
Участниками телемоста стали также студенты, аспиранты и преподаватели Казанского федерального университета, которые собрались на двух площадках Института физики, а также в Институте геологии и нефтегазовых технологий.
С лекцией «Система Земля-Луна» перед вузовской общественностью выступил инициатор и координатор программ по изучению Луны, научный руководитель Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, Лауреат Государственной премии РФ в области науки и технологий, академик РАН Эрик Галимов.
«В ближайшее время Луна станет главным космодромом. С Луны гораздо проще запускать космические аппараты, чем с Земли, она может быть использована как форпост для изучения дальнего космоса, в том числе для предотвращения астероидной опасности, – в начале выступления Эрик Михайлович акцентировал внимание на важности освоения Луны. – На спутнике Земли может быть развита промышленность, например, металлургическая, поскольку Луна богата титаном, железом. На Луне могут изготавливаться определенные части конструкций космических аппаратов…. И самое главное, Луна – источник гелия-3, уникального по своей эффективности и экологически чистого термоядерного топлива, к которому человечество обязательно обратится в будущем».
Далее известный геохимик сделал небольшой экскурс в историю исследования Луны, отметив, что ее изучение началось примерно 400 лет назад, когда «Галилео Галилей направил телескоп в сторону Луны». Академик Галимов также рассказал о советских и американских лунных миссиях. Данные, полученные в результате этих миссий, подтверждали ту или иную гипотезу происхождения естественного спутника Земли, отметил ученый. Эрик Михайлович рассказал об одной из гипотез, которая достаточно долгое время считалась наиболее правдоподобной. Она гласит, что Луна была выбита из Земли «ударником», под которым подразумевается крупное космическое тело сравнимое с Марсом.
Недавно группой исследователей была рассмотрена другая гипотеза происхождения Луны. Ее сторонники утверждают, что естественный спутник у Земли возник вовсе не после ее катастрофического столкновения с «ударником». Земля и Луна появились одновременно в результате фрагментации и сжатия газо-пылевого облака, образовавшегося на ранней стадии возникновения Солнечной системы. Лектор привел ряд аргументов в защиту этой гипотезы и отметил, что, если она верна, то необходимо будет построить новую теорию происхождения планет.
После лекции Эрика Галимова последовали многочисленные вопросы от студентов и ученых из разных городов, в основном связанные с освоением Луны и других спутников планет Солнечной системы. Представители КФУ тоже не остались в стороне. Аспирант Института физики КФУ Алексей Андреев, например, напомнил собравшимся, что российская миссия «Луна 25» постоянно переносится на более позднее время. В связи с этим он спросил известного исследователя: «Как вы считаете, может быть, России стоит осваивать Луну в глобальной кооперации с другими странами?».
В ответ на этот вопрос Эрик Михайлович сказал следующее: «Когда речь идет о чистой науке, кооперация всегда выигрышна, но в том случае, если имеется в виду практическое значение, сразу возникает конфликт интересов. Например, на Луне существуют площади богатые гелием-3, и кто первым окажется там, тот получит больше. Здесь есть конкуренция. Надо понимать, когда стоит кооперироваться».
Вопрос доцента кафедры астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Михаила Шпекина касался определения возраста Луны и влияния галактических комет высоких энергий на эволюцию Луны. Некоторые исследователи предлагают различать возраст самой Луны и возраст ее поверхности. Дело в том, что поверхность Луны постоянно атакуют кометы и астероиды, а периодически – высокоэнергичные галактические кометы. В результате поверхность Луны «перепахивается» этими ударами и постоянно обновляется. Михаил Иванович обратил внимание лектора на то, что современный подход к эволюции Луны не в полной мере учитывает упомянутые внешние галактические воздействия на Солнечную систему и на Луну в частности. Академик ответил, что технология определения возраста Луны и подбор образцов у него сомнений не вызывают. Что касается роли комет, то здесь он согласен с тем, что значительная часть вещества поставляется на Луну кометами. При этом важно понимать, каково происхождение воды на Луне: принадлежит ли она самой Луне или принесена кометами.
В мероприятии, организованном 18 октября сотрудниками Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля, созданного на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, приняли участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Иркутска, Читы, Норильска, Альметьевска, Темиртау, Кемерово и других городов.
Участниками телемоста стали также студенты, аспиранты и преподаватели Казанского федерального университета, которые собрались на двух площадках Института физики, а также в Институте геологии и нефтегазовых технологий.
С лекцией «Система Земля-Луна» перед вузовской общественностью выступил инициатор и координатор программ по изучению Луны, научный руководитель Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, Лауреат Государственной премии РФ в области науки и технологий, академик РАН Эрик Галимов.
«В ближайшее время Луна станет главным космодромом. С Луны гораздо проще запускать космические аппараты, чем с Земли, она может быть использована как форпост для изучения дальнего космоса, в том числе для предотвращения астероидной опасности, – в начале выступления Эрик Михайлович акцентировал внимание на важности освоения Луны. – На спутнике Земли может быть развита промышленность, например, металлургическая, поскольку Луна богата титаном, железом. На Луне могут изготавливаться определенные части конструкций космических аппаратов…. И самое главное, Луна – источник гелия-3, уникального по своей эффективности и экологически чистого термоядерного топлива, к которому человечество обязательно обратится в будущем».
Далее известный геохимик сделал небольшой экскурс в историю исследования Луны, отметив, что ее изучение началось примерно 400 лет назад, когда «Галилео Галилей направил телескоп в сторону Луны». Академик Галимов также рассказал о советских и американских лунных миссиях. Данные, полученные в результате этих миссий, подтверждали ту или иную гипотезу происхождения естественного спутника Земли, отметил ученый. Эрик Михайлович рассказал об одной из гипотез, которая достаточно долгое время считалась наиболее правдоподобной. Она гласит, что Луна была выбита из Земли «ударником», под которым подразумевается крупное космическое тело сравнимое с Марсом.
Недавно группой исследователей была рассмотрена другая гипотеза происхождения Луны. Ее сторонники утверждают, что естественный спутник у Земли возник вовсе не после ее катастрофического столкновения с «ударником». Земля и Луна появились одновременно в результате фрагментации и сжатия газо-пылевого облака, образовавшегося на ранней стадии возникновения Солнечной системы. Лектор привел ряд аргументов в защиту этой гипотезы и отметил, что, если она верна, то необходимо будет построить новую теорию происхождения планет.
После лекции Эрика Галимова последовали многочисленные вопросы от студентов и ученых из разных городов, в основном связанные с освоением Луны и других спутников планет Солнечной системы. Представители КФУ тоже не остались в стороне. Аспирант Института физики КФУ Алексей Андреев, например, напомнил собравшимся, что российская миссия «Луна 25» постоянно переносится на более позднее время. В связи с этим он спросил известного исследователя: «Как вы считаете, может быть, России стоит осваивать Луну в глобальной кооперации с другими странами?».
В ответ на этот вопрос Эрик Михайлович сказал следующее: «Когда речь идет о чистой науке, кооперация всегда выигрышна, но в том случае, если имеется в виду практическое значение, сразу возникает конфликт интересов. Например, на Луне существуют площади богатые гелием-3, и кто первым окажется там, тот получит больше. Здесь есть конкуренция. Надо понимать, когда стоит кооперироваться».
Вопрос доцента кафедры астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Михаила Шпекина касался определения возраста Луны и влияния галактических комет высоких энергий на эволюцию Луны. Некоторые исследователи предлагают различать возраст самой Луны и возраст ее поверхности. Дело в том, что поверхность Луны постоянно атакуют кометы и астероиды, а периодически – высокоэнергичные галактические кометы. В результате поверхность Луны «перепахивается» этими ударами и постоянно обновляется. Михаил Иванович обратил внимание лектора на то, что современный подход к эволюции Луны не в полной мере учитывает упомянутые внешние галактические воздействия на Солнечную систему и на Луну в частности. Академик ответил, что технология определения возраста Луны и подбор образцов у него сомнений не вызывают. Что касается роли комет, то здесь он согласен с тем, что значительная часть вещества поставляется на Луну кометами. При этом важно понимать, каково происхождение воды на Луне: принадлежит ли она самой Луне или принесена кометами.
Источник:
https://astrochallenge.kpfu.ru/kfu-prinyal-uchastie-v-telemoste-lektsii-akademika-ran-erika-galimova-sistema-zemlya-luna/