В поисках единорога
«Единорогами» (англ. «unicorn») называют стартап-компании, капитализация которых превысила миллиард долларов, такие как Airbnb, Pinterest или Uber. В Средние века люди мечтали найти этих мифических существ, поскольку, согласно поверьям, они обладали магическими способностями. Вот и сегодня инвесторы, учредители компаний и политики неустанно задаются вопросом, как своевременно распознавать или самостоятельно создавать такие если не сказочные, то абсолютно уникальные бизнес-проекты.Профессор Николаус Франке, академический директор программы Professional MBA Entrepreneurship & Innovation в WU Executive Academy, анализирует, существует ли универсальная волшебная формула для создания таких «единорогов» и с какой скоростью выдающиеся стартапы будут появляться на рынке в дальнейшем.
Магия «единорогов»
Термин «единорог» был сформулирован в 2013 году венчурным предпринимателем Эйлин Ли. Он обозначает молодую компанию с исключительно высокой рыночной стоимостью. Различные организации приводят около 300 стартапов, чья стоимость в короткие сроки взлетела и превысила миллиард долларов. К примеру, Uber оценивается в 70, а Airbnb – 30 миллиардов долларов. Для сравнения, рыночная стоимость OMV, Verbund и Erste Bank Group, трёх крупнейших компаний Австрии, составляет приблизительно 15 миллиардов евро каждая. Разумеется, такая высокая цена стартапов обусловлена ожиданиями относительно оборота и прибыли, а здесь нет никаких гарантий. И всё же поразительно, насколько быстро формируется цена в условиях цифровой экономики. Это связано, главным образом, с инновационным характером такого бизнеса. Руководители таких компаний – новаторы, мыслящие нешаблонно, способные создавать новые рынки и кардинально менять существующие.
Можно ли распознать «единорога» на этапе становления?
Любой политик заинтересован в том, чтобы в стране появлялись такие стремительно развивающиеся компании, ведь они стимулируют рост внутренней экономики. Любой инвестор или спонсор стремится заполучить как можно больше «единорогов» в свой портфель инвестиций. И, конечно, основатель любого стартапа мечтает о таком успехе. В чём же заключается его формула? Если внимательно изучить историю существующих компаний–«единорогов», становится очевидно, что они, как правило, создают рынки, используя новые, инновационные комбинации, которые опытные предприниматели по тем или иным причинам оставили без внимания. Они развиваются с головокружительной скоростью и зачастую закрепляют свои позиции на рынке благодаря сетевому эффекту. У «единорогов» есть несколько ключевых факторов успеха: освоение новых рынков, где конкуренция ещё невысока, так называемые умные инновации (технологии, продукт и/или бизнес-модель), хотя бы временно обладающие уникальными отличительными свойствами, а также сильная команда руководителей, которая чётко следует избранной стратегии и умеет справляться с чересчур интенсивной динамикой роста. Получается, с некой долей вероятности мы вполне можем предполагать, какие стартапы по крайней мере имеют потенциал в будущем стать «единорогами».
Большинство единорогов оказываются простыми телятами или козлятами. Многие умирают
Эйлин Ли не случайно прозвала стремительно растущие компании «единорогами»: тем самым она хотела подчеркнуть, насколько редко встречается этот уникальный феномен. Неудивительно, что точность предварительных оценок низкая. Венчурные капиталисты – большие профессионалы в вопросах оценки стартапов. Такая оценка – это многоэтапный процесс, требующий больших издержек. Эти специалисты оценивают потенциал молодой компании, и в итоге менее чем один стартап из ста получает необходимое финансирование. Тем не менее, даже при таком тщательном и жёстком отборе, во всём мире на одну тысячу стартапов, финансируемых венчурными компаниями, зачастую не приходится даже одного, который становится «единорогом». Как мы видим, шансы разглядеть «единорога» на стадии формирования действительно невелики. Однако можно пойти от обратного и провести так называемый негативный отбор. Он позволит с высокой долей уверенности выявить стартапы, у которых вообще нет шансов стать «единорогами». Позитивный же отбор едва ли возможен просто потому, что инновации по определению являются чем-то новым, а, следовательно, неизведанным и сопряжённым с рисками. Тут просто нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны, даже когда речь идёт о многообещающей молодой компании. Многие из стартапов добьются определённого успеха, некоторых ожидает крах. Образно говоря, даже у самого милого детёныша единорога может вырасти второй рог. Хуже того, даже самый милый детёныш может умереть…
Выход: создавать как можно больше малышей-«единорогов» и способствовать их развитию
На первый взгляд, ситуация тупиковая. Мало того, что «единороги» встречаются крайне редко, так ещё и нет гарантии процветания, нет «плана строительства», нет точного прогноза относительно того, кого ждёт успех. Так что же нам делать, нам, обществу, которое хочет видеть больше стартапов, добивающихся колоссального успеха? Как обеспечить положительное влияние таких компаний на инновации, трудоустройство и общее благосостояние?
Ответ таков: необходимо учреждать больше стартапов, у которых есть, как минимум, потенциал превратиться в серьёзных игроков в бизнесе. Любая новая компания такого рода – инновационная, существующая в условиях новых и постоянно меняющихся рынков, во главе которой стоит мощная и амбициозная команда – это эксперимент. Некоторые распадутся, некоторые просто остановятся в развитии. Но обязательно будут и те, кто добьётся своего. И вот когда наше общество наберётся смелости для того, чтобы затевать такие эксперименты на регулярной основе, в будущем мы обязательно увидим столь желанных «единорогов».
Такие эксперименты не происходят сами по себе, и мы не должны пускать их на самотёк. Во-первых, как общество, мы должны обеспечивать благоприятные условия, побуждающие нестандартно мыслящих людей активно строить бизнес. В качестве основных мер стоит назвать знакомство школьников в игровом формате с предпринимательской деятельностью как одним из возможных вариантов для дальнейшей карьеры, глубокое изучение процесса создания собственного бизнеса, его методов и алгоритмов, а также освоение междисциплинарного подхода, подразумевающего, в частности, взаимодействие передовых технологий (таких как, например, технологии здравоохранения, Интернет вещей и искусственный интеллект) с экономическим, деловым мышлением и коммерческой деятельностью. Второй шаг состоит в том, чтобы непосредственно создать все необходимые условия для стартапов, в которых они смогут раскрыть весь свой потенциал и не будут вынуждены ни умирать с голоду, ни уезжать в другую страну в поисках лучшей среды для развития бизнеса.
Контакты:
WU Executive Academy
Магистр Пауль Коспах, MA
Вельтхандельсплатц 1 (здание бизнес-школы)
1020 Вена
+43 1 31336 5161
paul.kospach@wu.ac.at
www.executiveacademy.at
Термин «единорог» был сформулирован в 2013 году венчурным предпринимателем Эйлин Ли. Он обозначает молодую компанию с исключительно высокой рыночной стоимостью. Различные организации приводят около 300 стартапов, чья стоимость в короткие сроки взлетела и превысила миллиард долларов. К примеру, Uber оценивается в 70, а Airbnb – 30 миллиардов долларов. Для сравнения, рыночная стоимость OMV, Verbund и Erste Bank Group, трёх крупнейших компаний Австрии, составляет приблизительно 15 миллиардов евро каждая. Разумеется, такая высокая цена стартапов обусловлена ожиданиями относительно оборота и прибыли, а здесь нет никаких гарантий. И всё же поразительно, насколько быстро формируется цена в условиях цифровой экономики. Это связано, главным образом, с инновационным характером такого бизнеса. Руководители таких компаний – новаторы, мыслящие нешаблонно, способные создавать новые рынки и кардинально менять существующие.
Можно ли распознать «единорога» на этапе становления?
Любой политик заинтересован в том, чтобы в стране появлялись такие стремительно развивающиеся компании, ведь они стимулируют рост внутренней экономики. Любой инвестор или спонсор стремится заполучить как можно больше «единорогов» в свой портфель инвестиций. И, конечно, основатель любого стартапа мечтает о таком успехе. В чём же заключается его формула? Если внимательно изучить историю существующих компаний–«единорогов», становится очевидно, что они, как правило, создают рынки, используя новые, инновационные комбинации, которые опытные предприниматели по тем или иным причинам оставили без внимания. Они развиваются с головокружительной скоростью и зачастую закрепляют свои позиции на рынке благодаря сетевому эффекту. У «единорогов» есть несколько ключевых факторов успеха: освоение новых рынков, где конкуренция ещё невысока, так называемые умные инновации (технологии, продукт и/или бизнес-модель), хотя бы временно обладающие уникальными отличительными свойствами, а также сильная команда руководителей, которая чётко следует избранной стратегии и умеет справляться с чересчур интенсивной динамикой роста. Получается, с некой долей вероятности мы вполне можем предполагать, какие стартапы по крайней мере имеют потенциал в будущем стать «единорогами».
Большинство единорогов оказываются простыми телятами или козлятами. Многие умирают
Эйлин Ли не случайно прозвала стремительно растущие компании «единорогами»: тем самым она хотела подчеркнуть, насколько редко встречается этот уникальный феномен. Неудивительно, что точность предварительных оценок низкая. Венчурные капиталисты – большие профессионалы в вопросах оценки стартапов. Такая оценка – это многоэтапный процесс, требующий больших издержек. Эти специалисты оценивают потенциал молодой компании, и в итоге менее чем один стартап из ста получает необходимое финансирование. Тем не менее, даже при таком тщательном и жёстком отборе, во всём мире на одну тысячу стартапов, финансируемых венчурными компаниями, зачастую не приходится даже одного, который становится «единорогом». Как мы видим, шансы разглядеть «единорога» на стадии формирования действительно невелики. Однако можно пойти от обратного и провести так называемый негативный отбор. Он позволит с высокой долей уверенности выявить стартапы, у которых вообще нет шансов стать «единорогами». Позитивный же отбор едва ли возможен просто потому, что инновации по определению являются чем-то новым, а, следовательно, неизведанным и сопряжённым с рисками. Тут просто нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны, даже когда речь идёт о многообещающей молодой компании. Многие из стартапов добьются определённого успеха, некоторых ожидает крах. Образно говоря, даже у самого милого детёныша единорога может вырасти второй рог. Хуже того, даже самый милый детёныш может умереть…
Выход: создавать как можно больше малышей-«единорогов» и способствовать их развитию
На первый взгляд, ситуация тупиковая. Мало того, что «единороги» встречаются крайне редко, так ещё и нет гарантии процветания, нет «плана строительства», нет точного прогноза относительно того, кого ждёт успех. Так что же нам делать, нам, обществу, которое хочет видеть больше стартапов, добивающихся колоссального успеха? Как обеспечить положительное влияние таких компаний на инновации, трудоустройство и общее благосостояние?
Ответ таков: необходимо учреждать больше стартапов, у которых есть, как минимум, потенциал превратиться в серьёзных игроков в бизнесе. Любая новая компания такого рода – инновационная, существующая в условиях новых и постоянно меняющихся рынков, во главе которой стоит мощная и амбициозная команда – это эксперимент. Некоторые распадутся, некоторые просто остановятся в развитии. Но обязательно будут и те, кто добьётся своего. И вот когда наше общество наберётся смелости для того, чтобы затевать такие эксперименты на регулярной основе, в будущем мы обязательно увидим столь желанных «единорогов».
Такие эксперименты не происходят сами по себе, и мы не должны пускать их на самотёк. Во-первых, как общество, мы должны обеспечивать благоприятные условия, побуждающие нестандартно мыслящих людей активно строить бизнес. В качестве основных мер стоит назвать знакомство школьников в игровом формате с предпринимательской деятельностью как одним из возможных вариантов для дальнейшей карьеры, глубокое изучение процесса создания собственного бизнеса, его методов и алгоритмов, а также освоение междисциплинарного подхода, подразумевающего, в частности, взаимодействие передовых технологий (таких как, например, технологии здравоохранения, Интернет вещей и искусственный интеллект) с экономическим, деловым мышлением и коммерческой деятельностью. Второй шаг состоит в том, чтобы непосредственно создать все необходимые условия для стартапов, в которых они смогут раскрыть весь свой потенциал и не будут вынуждены ни умирать с голоду, ни уезжать в другую страну в поисках лучшей среды для развития бизнеса.
Контакты:
WU Executive Academy
Магистр Пауль Коспах, MA
Вельтхандельсплатц 1 (здание бизнес-школы)
1020 Вена
+43 1 31336 5161
paul.kospach@wu.ac.at
www.executiveacademy.at
Источник:
http://www.bls.ru