Профессиональные стандарты в образовании – вопросы и проблемы
23 ноября 2018 года состоялось расширенное заседание Комитета МТПП по вопросам образования на тему: «Практика применения профессиональных стандартов в образовательном процессе».
Открывая мероприятие, вице-президент МТПП Сурен Варданян отметил, что тема профессиональной подготовки кадров является чрезвычайно актуальной и касается конкурентоспособности экономики нашей страны на мировом рынке. «Методики, которые сегодня используются у нас для оценки квалификации кадров, уже давно устарели, - подчеркнул он. - Я состою в наблюдательных советах нескольких колледжей и когда вижу списки якобы востребованных профессий, которые они представляют на совещаниях - недоумеваю! Зато я, как и многие москвичи, ежедневно натыкаюсь на отсутствие компетентных кадров во многих сферах городской жизни, и четко понимаю каких профессионалов в Москве не хватает».
По мнению Сурена Варданяна, самая главная задача при подготовке профессиональных стандартов - сделать так, чтобы эти стандарты были привязаны к реальности, к настоящей, а не выдуманной ситуации, территории, новостной повестке дня. Для отслеживания этого вопроса, вполне возможно, на базе МТПП будет создан Центр оценки квалификаций (ЦОК). «Во многих странах мира ключевыми игроками в области определения и написания стандартов, а также проверки и экспертизы кадров являются именно Торгово-промышленные палаты», - отметил вице-президент МТПП.
Председатель Комитета по вопросам образования МТПП Анастасия Русакова подчеркнула, что тема профессиональных стандартов «красной нитью» проходит через все встречи и мероприятия комитета, основная миссия которого - быть площадкой по взаимодействию рынка труда и сферы образования.
О последнем эксперименте по такому взаимодействию собравшимся рассказала Алла Факторович, заместитель гендиректора Национального агентства развития квалификаций (НАРК). В этом году эксперты агентства провели эксперимент по совмещению независимой оценки квалификации (НОК) с выпускными экзаменами в колледжах. Согласно закону, вступившему в силу в январе 2017 года, НОК предназначена для граждан, уже работающих по специальности. Однако оценка квалификации для выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) не менее важна, поскольку документ о квалификации гарантировано дает им возможность трудоустройства к самым популярным работодателям.
В отличии от диплома, документ о прохождении НОК дает представление не только о теоретических, но и о практических знаниях выпускника СПО. Что зачастую, по словам Аллы Факторович, не одно и то же. И прошедший эксперимент - наглядное тому подтверждение.
В пилотном проекте НАРК приняли участие 242 студента из 38 колледжей, расположенных в 8 регионах РФ (Москва не участвовала в эксперименте). Оценка проводилась по следующим квалификациям: машиностроение, сварка, индустрия красоты, судостроение, агропромышленный комплекс, электроэнергетика. «Свидетельства о прохождении НОК получили только 63% выпускников, - рассказала Алла Факторович. - При этом по дисциплине «машиностроение» был отмечен самый низкий уровень квалификации». Проще говоря, выяснилось, что дипломированные машиностроители не смогут найти работу, поскольку их знаний не хватает для того, чтобы квалифицированно выполнять работу на должности, на которую они претендуют.
Выводы эксперимента подтвердили и работодатели, присутствовавшие на заседании Комитета. «Столичным предприятиям нужны специалисты по конкретным видам сварки, а не просто выпускники СПО с дипломами сварщика», - подчеркнул начальник отдела по реализации молодёжных проектов Илья Гаранин, представитель Московского РО Союза машиностроителей России. И, надо отметить, что столичные колледжи уже прочувствовали эту тенденцию и начали готовить студентов «под конкретного работодателя». «Мы готовим студентов в соответствии с теми требованиями, которые озвучивают их потенциальные работодатели, - рассказал Геннадий Костерин, руководитель службы корпоративного взаимодействия столичного Колледжа современных технологий. - Для наших выпускников такая подготовка гарантирует трудоустройство. А не это ли самое важное?».
Между тем, с такой позицией согласились далеко не все участники заседания. Алла Факторович отметила, что обучение студента СПО «под работодателя» противоречит законодательству РФ, поскольку диплом о прохождении НКО, утвержденный законом, говорит о том, что специалист может работать где угодно, а не только на конкретном предприятии. А Дмитрий Гарф, в прошлом выпускник столичного Колледжа «Царицыно», который готовит специалистов в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, а ныне - владелец собственного ресторана в Москве, уверен, что идти надо не от профессиональных стандартов и даже не от запросов работодателей, а от потребностей клиентов, конечных потребителей.
Вот какую историю он рассказал: «В колледже нас, официантов, учили, что селедку с картошкой клиенту подавать надо справа, а просто селедку - слева. Так требовали профстандарты. Когда я попал на практику в очень известный и престижный ресторан, то решил уточнить у начальства: по какому стандарту мне лучше работать? Каково же было мое удивление, когда суровый директор ресторана хлопнул меня по плечу и сказал: парень, забудь все, чему тебя учили! В твоей профессии главное - улыбаться!».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы
По материалам сайта: МТПП
По мнению Сурена Варданяна, самая главная задача при подготовке профессиональных стандартов - сделать так, чтобы эти стандарты были привязаны к реальности, к настоящей, а не выдуманной ситуации, территории, новостной повестке дня. Для отслеживания этого вопроса, вполне возможно, на базе МТПП будет создан Центр оценки квалификаций (ЦОК). «Во многих странах мира ключевыми игроками в области определения и написания стандартов, а также проверки и экспертизы кадров являются именно Торгово-промышленные палаты», - отметил вице-президент МТПП.
Председатель Комитета по вопросам образования МТПП Анастасия Русакова подчеркнула, что тема профессиональных стандартов «красной нитью» проходит через все встречи и мероприятия комитета, основная миссия которого - быть площадкой по взаимодействию рынка труда и сферы образования.
О последнем эксперименте по такому взаимодействию собравшимся рассказала Алла Факторович, заместитель гендиректора Национального агентства развития квалификаций (НАРК). В этом году эксперты агентства провели эксперимент по совмещению независимой оценки квалификации (НОК) с выпускными экзаменами в колледжах. Согласно закону, вступившему в силу в январе 2017 года, НОК предназначена для граждан, уже работающих по специальности. Однако оценка квалификации для выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) не менее важна, поскольку документ о квалификации гарантировано дает им возможность трудоустройства к самым популярным работодателям.
В отличии от диплома, документ о прохождении НОК дает представление не только о теоретических, но и о практических знаниях выпускника СПО. Что зачастую, по словам Аллы Факторович, не одно и то же. И прошедший эксперимент - наглядное тому подтверждение.
В пилотном проекте НАРК приняли участие 242 студента из 38 колледжей, расположенных в 8 регионах РФ (Москва не участвовала в эксперименте). Оценка проводилась по следующим квалификациям: машиностроение, сварка, индустрия красоты, судостроение, агропромышленный комплекс, электроэнергетика. «Свидетельства о прохождении НОК получили только 63% выпускников, - рассказала Алла Факторович. - При этом по дисциплине «машиностроение» был отмечен самый низкий уровень квалификации». Проще говоря, выяснилось, что дипломированные машиностроители не смогут найти работу, поскольку их знаний не хватает для того, чтобы квалифицированно выполнять работу на должности, на которую они претендуют.
Выводы эксперимента подтвердили и работодатели, присутствовавшие на заседании Комитета. «Столичным предприятиям нужны специалисты по конкретным видам сварки, а не просто выпускники СПО с дипломами сварщика», - подчеркнул начальник отдела по реализации молодёжных проектов Илья Гаранин, представитель Московского РО Союза машиностроителей России. И, надо отметить, что столичные колледжи уже прочувствовали эту тенденцию и начали готовить студентов «под конкретного работодателя». «Мы готовим студентов в соответствии с теми требованиями, которые озвучивают их потенциальные работодатели, - рассказал Геннадий Костерин, руководитель службы корпоративного взаимодействия столичного Колледжа современных технологий. - Для наших выпускников такая подготовка гарантирует трудоустройство. А не это ли самое важное?».
Между тем, с такой позицией согласились далеко не все участники заседания. Алла Факторович отметила, что обучение студента СПО «под работодателя» противоречит законодательству РФ, поскольку диплом о прохождении НКО, утвержденный законом, говорит о том, что специалист может работать где угодно, а не только на конкретном предприятии. А Дмитрий Гарф, в прошлом выпускник столичного Колледжа «Царицыно», который готовит специалистов в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, а ныне - владелец собственного ресторана в Москве, уверен, что идти надо не от профессиональных стандартов и даже не от запросов работодателей, а от потребностей клиентов, конечных потребителей.
Вот какую историю он рассказал: «В колледже нас, официантов, учили, что селедку с картошкой клиенту подавать надо справа, а просто селедку - слева. Так требовали профстандарты. Когда я попал на практику в очень известный и престижный ресторан, то решил уточнить у начальства: по какому стандарту мне лучше работать? Каково же было мое удивление, когда суровый директор ресторана хлопнул меня по плечу и сказал: парень, забудь все, чему тебя учили! В твоей профессии главное - улыбаться!».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы
По материалам сайта: МТПП
Источник:
http://www.blmz.ru/news/oao-blmz-prinyal-uchastie-v-delovoy-programme-nedeli-metallov-2018/