Пропаганда и агрегаторы: как избавить рынок от нелегальных автобусных перевозок
Современный рынок автобусных перевозок предлагает сегодня пассажиру большое количество рейсов в разные города. И, на первый взгляд, это хорошо, но. В декабре прошлого года Госавтоинспекция МВД провела опрос, в результате которого выяснилось, что 40% респондентов готовы воспользоваться услугами нелегального перевозчика, даже зная о его статусе. Участники опроса указали две причины такого выбора: удобство и доступность по цене.
Вероятно, таких пассажиров не пугает вероятность оказаться в ДТП, в которые достаточно часто попадают подобные «нелегальные» автобусы из-за своего плохого технического состояния и низкого уровня подготовки водителей.
Очень показательно данную проблему характеризует статистика ДТП. За 2018 год только в Москве было зафиксировано 2 000 ДТП с участием автобусов, в результате которых погибло 90 человек, получили травмы – 2540. В Санкт-Петербурге ситуация не лучше: 1540 ДТП за 2018 год, 54 человека погибло, 1945 получили травмы разной степени тяжести. Самые печальные данные за прошлый год поступили из Ростовской области: 145 погибших в результате 1345 ДТП и 1870 человек, получивших травмы
Вопросом стабильности и безопасности перевозок обеспокоены не только участники рынка, но и государство. Ведь с «нелегальных» автобусов не поступают налоговые отчисления, очень часто подобные услуги предлагает даже не юридическое лицо, а инициативный «предприниматель», найти которого и привлечь к ответственности поле ДТП с жертвами довольно сложно. Можно ли изменить сложившуюся ситуацию?
Возможно, первоочередным и одним из самых простых действий по снижению числа «нелегальных» перевозчиков может стать запрет доступа к интернет-площадкам по продаже билетов и сервисам попутчиков со стороны незарегистрированных предприятий. С подобным предложением уже неоднократно выступали представители отраслевых объединений официальных перевозчиков. К сожалению, пока их просьбы не были услышаны.
Немного статистики: в 2018 году оборот рынка нелегальных попутчиков составил 16,3 млрд. рублей и 31 млн. пассажиров. За последние три года от услуг официальных перевозчиков отказалось около 20% пассажиров. Свои выбор они комментируют тем, что у «нелегалов» более удобные и частые маршруты, а также не такая высокая стоимость билета. При этом об уровне безопасности и комфорта думают единицы.
Следующим этапом решения проблемы может стать введение централизованного расписания и создания базы, где будет размещаться информация обо всех перевозчиках, водителях, транспортных средствах, их маршрутах и остановках. Также подобная база должна предоставлять данные о ценах, тарифах и сборах.
Конечно же, этот сервис потребует затрат и некоторого времени на создание и введение в эксплуатацию. Он должен быть общероссийским, актуальным, позволяющим на каждой станции видеть необходимую информацию как диспетчерам и билетерам, так и пассажирам. Это позволит не только усилить контроль, но и проанализировать эффективность маршрутов внутри страны. А пассажиры получат удобный сервис, позволяющий быстро покупать билеты, отслеживать передвижение своего автобуса в случае задержки рейса, а при ДТП приобретенные легально проездные документы будут гарантировать получение страховки.
Работа по данному направлению уже началась. Во-первых, официальные перевозчики стремительно обновляют свой автопарк: если еще пару лет назад средний возраст автобуса составлял 13 лет, то в 2018 году парк обновился почти на год с лишним. Во-вторых, до 86% увеличилось количество низкопольных автобусов (автобусов с низким, относительно земли, расположением основного пола), которые более удобны и безопасны. В-третьих, большая часть из них оборудована системой ГЛОНАСС, видеонаблюдением, информационными табло и местами для крепления детских или инвалидных колясок.
И, конечно же, нельзя оставлять без внимания пропаганду безопасных автобусных перевозок. Многие пассажиры даже не подозревают о том, как часто и в каком формате должны проводиться проверки технического состояния автотранспорта, какие документы они имеют право попросить у водителя, чтобы удостовериться в своей безопасности. Также мало кому известно о том, что водители рейсовых автобусов обязаны регулярно проходить медицинский контроль, в том числе, непосредственно перед выходом в рейс. Поэтому покупатели нелегальных услуг задаются вопросом: Зачем платить больше, если качество везде одинаково?
Возможно, если бы информация о серьезной разнице качества предлагаемых перевозок между официальным организациями и нелегалами была более доступной, если бы пассажиры лучше знали свои права и обязанности перевозчиков, то при выборе они руководствовались бы не только ценой на билет.
Автор: независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов
Очень показательно данную проблему характеризует статистика ДТП. За 2018 год только в Москве было зафиксировано 2 000 ДТП с участием автобусов, в результате которых погибло 90 человек, получили травмы – 2540. В Санкт-Петербурге ситуация не лучше: 1540 ДТП за 2018 год, 54 человека погибло, 1945 получили травмы разной степени тяжести. Самые печальные данные за прошлый год поступили из Ростовской области: 145 погибших в результате 1345 ДТП и 1870 человек, получивших травмы
Вопросом стабильности и безопасности перевозок обеспокоены не только участники рынка, но и государство. Ведь с «нелегальных» автобусов не поступают налоговые отчисления, очень часто подобные услуги предлагает даже не юридическое лицо, а инициативный «предприниматель», найти которого и привлечь к ответственности поле ДТП с жертвами довольно сложно. Можно ли изменить сложившуюся ситуацию?
Возможно, первоочередным и одним из самых простых действий по снижению числа «нелегальных» перевозчиков может стать запрет доступа к интернет-площадкам по продаже билетов и сервисам попутчиков со стороны незарегистрированных предприятий. С подобным предложением уже неоднократно выступали представители отраслевых объединений официальных перевозчиков. К сожалению, пока их просьбы не были услышаны.
Немного статистики: в 2018 году оборот рынка нелегальных попутчиков составил 16,3 млрд. рублей и 31 млн. пассажиров. За последние три года от услуг официальных перевозчиков отказалось около 20% пассажиров. Свои выбор они комментируют тем, что у «нелегалов» более удобные и частые маршруты, а также не такая высокая стоимость билета. При этом об уровне безопасности и комфорта думают единицы.
Следующим этапом решения проблемы может стать введение централизованного расписания и создания базы, где будет размещаться информация обо всех перевозчиках, водителях, транспортных средствах, их маршрутах и остановках. Также подобная база должна предоставлять данные о ценах, тарифах и сборах.
Конечно же, этот сервис потребует затрат и некоторого времени на создание и введение в эксплуатацию. Он должен быть общероссийским, актуальным, позволяющим на каждой станции видеть необходимую информацию как диспетчерам и билетерам, так и пассажирам. Это позволит не только усилить контроль, но и проанализировать эффективность маршрутов внутри страны. А пассажиры получат удобный сервис, позволяющий быстро покупать билеты, отслеживать передвижение своего автобуса в случае задержки рейса, а при ДТП приобретенные легально проездные документы будут гарантировать получение страховки.
Работа по данному направлению уже началась. Во-первых, официальные перевозчики стремительно обновляют свой автопарк: если еще пару лет назад средний возраст автобуса составлял 13 лет, то в 2018 году парк обновился почти на год с лишним. Во-вторых, до 86% увеличилось количество низкопольных автобусов (автобусов с низким, относительно земли, расположением основного пола), которые более удобны и безопасны. В-третьих, большая часть из них оборудована системой ГЛОНАСС, видеонаблюдением, информационными табло и местами для крепления детских или инвалидных колясок.
И, конечно же, нельзя оставлять без внимания пропаганду безопасных автобусных перевозок. Многие пассажиры даже не подозревают о том, как часто и в каком формате должны проводиться проверки технического состояния автотранспорта, какие документы они имеют право попросить у водителя, чтобы удостовериться в своей безопасности. Также мало кому известно о том, что водители рейсовых автобусов обязаны регулярно проходить медицинский контроль, в том числе, непосредственно перед выходом в рейс. Поэтому покупатели нелегальных услуг задаются вопросом: Зачем платить больше, если качество везде одинаково?
Возможно, если бы информация о серьезной разнице качества предлагаемых перевозок между официальным организациями и нелегалами была более доступной, если бы пассажиры лучше знали свои права и обязанности перевозчиков, то при выборе они руководствовались бы не только ценой на билет.
Автор: независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов
Источник:
http://sg-trans.ru/press/news/2019/277/