Оптимизация энергопотребления на железнодорожном транспорте
Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов является одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством РФ. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и стратегия развития России на период до 2030 года, определяют эффективность экономики одним из главных ориентиров долгосрочной государственной политики.
Олег Шевцов, генеральный директор АО «Трансэнерком»
Эффективное использоваие топливно-энергетических ресурсов является одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством РФ. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и стратегия развития России на период до 2030 года, определяют эффективность экономики одним из главных ориентиров долгосрочной государственной политики.
Железнодорожный транспорт является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов в стране, расходуя около 5% электроэнергии и почти 11% дизельного топлива. Энергетическая эффективность в современных условиях является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности российских железных дорог на внутреннем и международном рынке транспортных услуг.
В настоящее время 85% от общего объёма перевозок на железнодорожном транспорте осуществляется на электрической тяге, большое внимание уделяется вопросам рационального использования электроэнергии и увеличению объёмов рекуперированной энергии – энергии, которая не рассеивается впустую, а возвращается в сеть обратно, что позволяет сэкономить потребление ресурсов.
Надёжное и энергоэффективное электроснабжение железнодорожного транспорта необходимо в первую очередь для того, чтобы выйти на новый уровень развития транспортной инфраструктуры, а также повысить экономичность перевозок
Удельная рекуперация на сети железных дорог в последние годы достигла наивысшего уровня в истории России, а ее объём за год превышает 1270 млрд кВт·ч.
Экономическая ситуация диктует необходимость освоения многих энергосберегающих технологий, часть из которых нашла применение в других отраслях промышленности и в быту. Среди таких технологий – знакомое каждому светодиодное освещение, которое сегодня повсеместно применяется при освещении депо, железнодорожных станций, вокзалов, в пассажирских вагонах и системах железнодорожной сигнализации. В ряде поездов для вагонов салонной планировки применяют потолочные панели со светодиодами, которые обеспечивают восьмикратное снижение потребления энергии на освещение. Применение светодиодных источников позволяет экономить до 40% электроэнергии по сравнению с люминесцентными лампами, а при наличии интеллектуальных систем управления – дополнительно даёт ещё 30% экономии.
Кроме того, в рамках реализации энергосберегающих программ и мероприятий осуществляется комплекс работ от проектирования и разработки до поставки и ввода в эксплуатацию программно-технических средств автоматизации объектов железнодорожного транспорта.
Также отечественными компаниями разрабатываются подвижные составы, которые будут работать на сжиженном газе и синтетическом дизельном топливе. Основным направлением уменьшения энергозатрат в системе кондиционирования воздуха, кроме очевидных мер по совершенствованию электродвигателя и компрессора, является применение отдельных установок обеспечения микроклимата в каждом купе, что снижает общий расход энергии и повышает уровень сервиса для пассажиров.
Система автоматизированного коммерческого учета электроэнергии и мощности АСКУЭ ЖУпредназначена для измерения, коммерческого и технического учёта электрической энергии и мощности, автоматизированного сбора, накопления, обработки, хранения и отображения полученной информации об электропотреблении, а также для формирования отчётных документов и передачи информации в центр сбора данных оптового рынка электроэнергии. Областью применения АСКУЭ ЖУ стали железнодорожные узлы, сетевые районы, предприятия стационарной энергетики железных дорог (локомотивные и вагонные депо и т.п.).
Существуют показатели реализации энергосбережения: показатели энергетической эффективности продукции и показатели энергетической эффективности производственных процессов. В настоящее время в России происходит активный этап развития и внедрение новейших систем модернизации технологий энергообеспечения и энергосбережения, в том числе и на железнодорожном транспорте, который в нашей стране является основным способом перемещения как пассажиров, так и грузов. Надёжное и энергоэффективное электроснабжение железнодорожного транспорта необходимо в первую очередь для того, чтобы выйти на новый уровень развития транспортной инфраструктуры, а также повысить экономичность перевозок.
Важнейшим фактором повышения энергетической эффективности является реализация программы энергосбережения. Однако, следует отметить, что действующие методики оценки фактической экономии не во всех случаях позволяют объективно оценить достигнутый эффект от применения энергосберегающих технических средств и технологий. Решение указанной проблемы в целом ряде случаев представляет собой сложную научно-техническую задачу, связанную с необходимостью учёта влияния производственных, климатических и иных факторов на оптимизацию энергопотребления.
Система АСКУ ТЭР предназначена для управления потребления и планирования расходов энергоресурсов. АСКУ ТЭР позволяет вести учёт точного количества расходованной электроэнергии, контролировать перерывы в энергоснабжении, предотвращать аварийные ситуации, автоматизировать ведение коммерческих расчётов, точно планировать расходы ТЭР, что в целом способствует снижению затрат на энергетические ресурсы. На данный момент системой оснащены уже 164 железнодорожных узла
Эффективное использоваие топливно-энергетических ресурсов является одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством РФ. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и стратегия развития России на период до 2030 года, определяют эффективность экономики одним из главных ориентиров долгосрочной государственной политики.
Железнодорожный транспорт является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов в стране, расходуя около 5% электроэнергии и почти 11% дизельного топлива. Энергетическая эффективность в современных условиях является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности российских железных дорог на внутреннем и международном рынке транспортных услуг.
В настоящее время 85% от общего объёма перевозок на железнодорожном транспорте осуществляется на электрической тяге, большое внимание уделяется вопросам рационального использования электроэнергии и увеличению объёмов рекуперированной энергии – энергии, которая не рассеивается впустую, а возвращается в сеть обратно, что позволяет сэкономить потребление ресурсов.
Надёжное и энергоэффективное электроснабжение железнодорожного транспорта необходимо в первую очередь для того, чтобы выйти на новый уровень развития транспортной инфраструктуры, а также повысить экономичность перевозок
Удельная рекуперация на сети железных дорог в последние годы достигла наивысшего уровня в истории России, а ее объём за год превышает 1270 млрд кВт·ч.
Экономическая ситуация диктует необходимость освоения многих энергосберегающих технологий, часть из которых нашла применение в других отраслях промышленности и в быту. Среди таких технологий – знакомое каждому светодиодное освещение, которое сегодня повсеместно применяется при освещении депо, железнодорожных станций, вокзалов, в пассажирских вагонах и системах железнодорожной сигнализации. В ряде поездов для вагонов салонной планировки применяют потолочные панели со светодиодами, которые обеспечивают восьмикратное снижение потребления энергии на освещение. Применение светодиодных источников позволяет экономить до 40% электроэнергии по сравнению с люминесцентными лампами, а при наличии интеллектуальных систем управления – дополнительно даёт ещё 30% экономии.
Кроме того, в рамках реализации энергосберегающих программ и мероприятий осуществляется комплекс работ от проектирования и разработки до поставки и ввода в эксплуатацию программно-технических средств автоматизации объектов железнодорожного транспорта.
Также отечественными компаниями разрабатываются подвижные составы, которые будут работать на сжиженном газе и синтетическом дизельном топливе. Основным направлением уменьшения энергозатрат в системе кондиционирования воздуха, кроме очевидных мер по совершенствованию электродвигателя и компрессора, является применение отдельных установок обеспечения микроклимата в каждом купе, что снижает общий расход энергии и повышает уровень сервиса для пассажиров.
Система автоматизированного коммерческого учета электроэнергии и мощности АСКУЭ ЖУпредназначена для измерения, коммерческого и технического учёта электрической энергии и мощности, автоматизированного сбора, накопления, обработки, хранения и отображения полученной информации об электропотреблении, а также для формирования отчётных документов и передачи информации в центр сбора данных оптового рынка электроэнергии. Областью применения АСКУЭ ЖУ стали железнодорожные узлы, сетевые районы, предприятия стационарной энергетики железных дорог (локомотивные и вагонные депо и т.п.).
Существуют показатели реализации энергосбережения: показатели энергетической эффективности продукции и показатели энергетической эффективности производственных процессов. В настоящее время в России происходит активный этап развития и внедрение новейших систем модернизации технологий энергообеспечения и энергосбережения, в том числе и на железнодорожном транспорте, который в нашей стране является основным способом перемещения как пассажиров, так и грузов. Надёжное и энергоэффективное электроснабжение железнодорожного транспорта необходимо в первую очередь для того, чтобы выйти на новый уровень развития транспортной инфраструктуры, а также повысить экономичность перевозок.
Важнейшим фактором повышения энергетической эффективности является реализация программы энергосбережения. Однако, следует отметить, что действующие методики оценки фактической экономии не во всех случаях позволяют объективно оценить достигнутый эффект от применения энергосберегающих технических средств и технологий. Решение указанной проблемы в целом ряде случаев представляет собой сложную научно-техническую задачу, связанную с необходимостью учёта влияния производственных, климатических и иных факторов на оптимизацию энергопотребления.
Система АСКУ ТЭР предназначена для управления потребления и планирования расходов энергоресурсов. АСКУ ТЭР позволяет вести учёт точного количества расходованной электроэнергии, контролировать перерывы в энергоснабжении, предотвращать аварийные ситуации, автоматизировать ведение коммерческих расчётов, точно планировать расходы ТЭР, что в целом способствует снижению затрат на энергетические ресурсы. На данный момент системой оснащены уже 164 железнодорожных узла
Источник:
https://mrsk-cp.ru/press/company_news/Rosseti-TSentr-upravlyayushchaya-organizatsiya-Rosseti-TSentr-i-Privolzhe-ustanovila-pervyy-transfor/