Писатель Александр Лапин провел мастер-класс
Своими творческими находками писатель Александр Лапин поделился с молодыми литераторами. Встреча состоялась на Московской Международной книжной ярмарке и называлась "10 заповедей писателя".
Своими творческими находками автор популярных романов поделился с молодыми литераторами. Встреча состоялась на Московской Международной книжной ярмарке и называлась "10 заповедей писателя".
Как привлечь внимание читателя, за которое борются тысячи источников информации? А тем более, сделать бестселлером философский роман, когда многим не хватает сил на прочтение собственной ленты в соцсетях? И когда диагноз «много букв» звучит как приговор? Писатель Александр Лапин знает ответы.
Своим знанием он поделился во время мастер-класса на 32-й Московской международной книжной выставке-ярмарке. В отличие от традиционных встреч с читателями, охватывающих самый широкий круг тем, на этот раз участники получили сконцентрированное представление именно о литературном труде. Не случайно основные принципы своей работы автор назвал «Десятью заповедями писателя».
Итак, заповедь первая:
Роман, а не трактат; образы, а не понятия; эмоции, а не логика.
— Я много лет проработал в газете и могу провести четкую границу между журналистом и писателем. Первый оперирует понятиями и цифрами, а второй — образами. Но все же самое главное в произведении — идея. Она может родиться из ничего. Просто ловите сигналы, которые подает высший разум. Замысел «Крымского моста» родился из истории, которая случилась с моим другом. Он был из Новосибирска, занимался бизнесом. Переехал в Москву, жил хорошо, а потом вдруг взял и застрелился. У меня произошло замыкание. Я искренне не понимал: как такой успешный человек либеральных взглядов пошел в кладовку, нашел ружье и пустил себе пулю? Начал задумываться: почему все это произошло? Видимо, случился сдвиг в душе. Переосмысление всех ценностей. Это стало отправной точкой для романа.
Заповедь вторая:
Мысль нужно передать через развитие героев и захватывающий сюжет.
— Как только вы получили идею, надо собрать материал, а потом решить, кто из героев носителем какой идеологии является. Не надо подавать идею через нудные монологи. Человека интересует человек. Заходите через него.
Читаю современных писателей и чувствую, что у нас сейчас отсутствует герой. А ведь только люди и запоминаются.
Дальше ищем интригующий многослойный сюжет. Без него наши всхлипы и течения мысли никого не заинтересуют.
А еще приличного романа не может быть без любовного треугольника.
Заповедь третья:
Осмысливать историю страны через судьбы людей.
— Важно помочь читателю осознать: подвижки глобального масштаба происходят у него на глазах. Историю войны 1812 годы мы знаем не по учебникам, а по «Войне и миру» Толстого. Бородинское сражение видим глазами Пьера Безухова. Так и у меня герой «Крымского моста», пережив внутренний надлом, в поисках самого себя и своей первой любви отправляется в долгое путешествие. Плывет на лайнере вокруг Европы, посещает масонские храмы, Афон и другие знаковые места, чтобы в итоге оказаться на украинском майдане и крымском блокпосте. Его личная история переплетена с историей страны и всего мира. И именно так эти события запомнятся читателю.
Заповедь четвертая:
Стараться сделать книгу объективной.
— Не надо давать оценок и подталкивать читателя к выводам. Необходимо рисовать картину событий с разных точек зрения. За каждым героем — своя правда, которую просто нужно понять. Я начал писать романы в приличном возрасте. Какие-то вещи, которые меня раньше волновали, устаканились. Может быть, в молодости я написал бы с большими страстями, а сейчас уже успокоился. Плюс религиозный опыт накладывает отпечаток. Все это позволяет жить и оценивать поступки людей объективней.
Заповедь пятая:
Увлечь, зацепить аудиторию, чтобы читалось на одном дыхании.
— Если прочтете мои книги, то поймете, что они о религии и философии. Но поданы в свободной форме, которую легко заглотить. Предыдущий роман — «Святые грешники» — рассказывает о духовных поисках. До этого надо дорасти. Для меня было важно выразить свою точку зрения на религиозную картину мира. К 38 годам дошел до состояния, будто уперся в потолок. Что дальше? А дальше случился перелом: я уверовал в Бога. Но свой путь описал не в виде занудного философского трактата, а в увлекательной художественной форме.
Заповедь шестая:
Смело совмещать и смешивать жанры, чтобы получить синтетический сюжет.
— Сегодня нет жесткого понятия «роман» в классическом виде. Происходит смешение жанров. И писатель должен использовать формы, адекватные времени. Допустима любая стилевая игра: микс хроники с притчей, социальной драмы с мистикой, детектива с эротическим романом. Последнее в качестве отдельной главы я использовал в «Святых грешниках». И одна читательница даже написала, что так нельзя. Но мне было необходимо показать, чем ислам отличается от христианства. В нем секс имеет большое значение. И такая литературная форма подходила лучше всего. Нравится или нет — она работает. Если я начну рассказывать об этом по-другому, вы ничего не поймете и проклянете меня за отнятое время. Поэтому, когда содержание требует смены форм, иду на это без сомнений.
Заповедь седьмая:
Говорить о сложном доступно и просто, следовать правде жизни.
— Когда пишешь роман, нужно понимать, как человек воспринимает мир. Вот я захожу в комнату — вижу большую панораму, а затем она сужается. Крупный план сменяется средним, затем планом «человек-человек». У нас сегодня на эту психологическую особенность никто не обращает внимания. А описание людей? Можно, как в Средние века, исписать пять страниц. Но люди сейчас много ездят, много видят. Достаточно отдельных ярких деталей: какие очки, ботинки… Дальше читатель сам все представит. Поэтому важно будить его воображение, а не описывать.
Еще одна важная вещь — темпоритм. Современные люди воспринимают мир быстрее. Первые две части «Русского креста» написаны по-советски. Как травка зеленеет, речка течет… Читатель в этот роман должен войти, как в воду. Многие мне потом писали, что вернулись в детство. Но дальше у меня нет таких описаний природы. Другое время, другие люди, другой ритм жизни. Авторы, которые этого не понимают, начинают вязнуть. Хочется сказать: оставь меня в покое со своими деталями. Вы должны писать так, чтобы читалось легко.
Заповедь восьмая:
Быть искренним: читатель чувствует, что ты сам прошел через то, о чем пишешь.
— Открою еще одну тайну. Раньше я думал, что писатель выдумывает всех персонажей, но на самом деле — ничего подобного. Авторы описывают тех, кто вокруг них. Чтобы герой выглядел достоверно, сначала я даже оставляю реальную фамилию, потом немного ее меняю. Если понимаю, что человек может мне пару ласковых сказать, убираю совсем. И радуюсь, когда прототипы себя не узнают: важно ведь, чтобы герои были типичными. Одна знакомая как-то возмутилась: «Ты в этом романе всех своих баб описал». А я подумал про себя: «Так ты же там тоже есть…».
Вывод: не нужно сочинять — надо брать из себя. Если просто выдумываешь, то персонажи получаются искусственные, в них нет главного — души писателя, и тогда твое творчество не нужно никому.
Заповедь девятая:
Очистить сознание для творчества.
— Изучая мировые религии, я сделал для себя очень важное открытие. Все они имеют общую точку. Нужно добиться тишины разума. Очистить его от всего ненужного. Этот же прием важен и для писателя. Чтобы наполнить сознание вибрациями творчества и извлекать идеи из ноосферы, превращать их в образы и нанизывать на сюжет.
Заповедь десятая:
Уметь поставить точку
— Автор всегда шире, чем его произведение. Творчество требует, чтобы ты, во-первых, выбирал главное, а во-вторых — интересное другим. Писатель должен уметь сконцентрировать в паре страниц опыт многолетних исследований. Если чувствуете, что исписались, что в загашнике ничего нет — не пишите больше, не понукайте себя. В «Русском кресте» я сумел выразиться на 30%, в «Святых грешниках» — на 70%. И сейчас каждое утро продолжаю вставать и идти к столу. Каждый день по четыре страницы, и так 20 — в неделю, 100 — в месяц. Делаю норму, как в колхозе. Но лишь до тех пор, пока есть что сказать.
Как привлечь внимание читателя, за которое борются тысячи источников информации? А тем более, сделать бестселлером философский роман, когда многим не хватает сил на прочтение собственной ленты в соцсетях? И когда диагноз «много букв» звучит как приговор? Писатель Александр Лапин знает ответы.
Своим знанием он поделился во время мастер-класса на 32-й Московской международной книжной выставке-ярмарке. В отличие от традиционных встреч с читателями, охватывающих самый широкий круг тем, на этот раз участники получили сконцентрированное представление именно о литературном труде. Не случайно основные принципы своей работы автор назвал «Десятью заповедями писателя».
Итак, заповедь первая:
Роман, а не трактат; образы, а не понятия; эмоции, а не логика.
— Я много лет проработал в газете и могу провести четкую границу между журналистом и писателем. Первый оперирует понятиями и цифрами, а второй — образами. Но все же самое главное в произведении — идея. Она может родиться из ничего. Просто ловите сигналы, которые подает высший разум. Замысел «Крымского моста» родился из истории, которая случилась с моим другом. Он был из Новосибирска, занимался бизнесом. Переехал в Москву, жил хорошо, а потом вдруг взял и застрелился. У меня произошло замыкание. Я искренне не понимал: как такой успешный человек либеральных взглядов пошел в кладовку, нашел ружье и пустил себе пулю? Начал задумываться: почему все это произошло? Видимо, случился сдвиг в душе. Переосмысление всех ценностей. Это стало отправной точкой для романа.
Заповедь вторая:
Мысль нужно передать через развитие героев и захватывающий сюжет.
— Как только вы получили идею, надо собрать материал, а потом решить, кто из героев носителем какой идеологии является. Не надо подавать идею через нудные монологи. Человека интересует человек. Заходите через него.
Читаю современных писателей и чувствую, что у нас сейчас отсутствует герой. А ведь только люди и запоминаются.
Дальше ищем интригующий многослойный сюжет. Без него наши всхлипы и течения мысли никого не заинтересуют.
А еще приличного романа не может быть без любовного треугольника.
Заповедь третья:
Осмысливать историю страны через судьбы людей.
— Важно помочь читателю осознать: подвижки глобального масштаба происходят у него на глазах. Историю войны 1812 годы мы знаем не по учебникам, а по «Войне и миру» Толстого. Бородинское сражение видим глазами Пьера Безухова. Так и у меня герой «Крымского моста», пережив внутренний надлом, в поисках самого себя и своей первой любви отправляется в долгое путешествие. Плывет на лайнере вокруг Европы, посещает масонские храмы, Афон и другие знаковые места, чтобы в итоге оказаться на украинском майдане и крымском блокпосте. Его личная история переплетена с историей страны и всего мира. И именно так эти события запомнятся читателю.
Заповедь четвертая:
Стараться сделать книгу объективной.
— Не надо давать оценок и подталкивать читателя к выводам. Необходимо рисовать картину событий с разных точек зрения. За каждым героем — своя правда, которую просто нужно понять. Я начал писать романы в приличном возрасте. Какие-то вещи, которые меня раньше волновали, устаканились. Может быть, в молодости я написал бы с большими страстями, а сейчас уже успокоился. Плюс религиозный опыт накладывает отпечаток. Все это позволяет жить и оценивать поступки людей объективней.
Заповедь пятая:
Увлечь, зацепить аудиторию, чтобы читалось на одном дыхании.
— Если прочтете мои книги, то поймете, что они о религии и философии. Но поданы в свободной форме, которую легко заглотить. Предыдущий роман — «Святые грешники» — рассказывает о духовных поисках. До этого надо дорасти. Для меня было важно выразить свою точку зрения на религиозную картину мира. К 38 годам дошел до состояния, будто уперся в потолок. Что дальше? А дальше случился перелом: я уверовал в Бога. Но свой путь описал не в виде занудного философского трактата, а в увлекательной художественной форме.
Заповедь шестая:
Смело совмещать и смешивать жанры, чтобы получить синтетический сюжет.
— Сегодня нет жесткого понятия «роман» в классическом виде. Происходит смешение жанров. И писатель должен использовать формы, адекватные времени. Допустима любая стилевая игра: микс хроники с притчей, социальной драмы с мистикой, детектива с эротическим романом. Последнее в качестве отдельной главы я использовал в «Святых грешниках». И одна читательница даже написала, что так нельзя. Но мне было необходимо показать, чем ислам отличается от христианства. В нем секс имеет большое значение. И такая литературная форма подходила лучше всего. Нравится или нет — она работает. Если я начну рассказывать об этом по-другому, вы ничего не поймете и проклянете меня за отнятое время. Поэтому, когда содержание требует смены форм, иду на это без сомнений.
Заповедь седьмая:
Говорить о сложном доступно и просто, следовать правде жизни.
— Когда пишешь роман, нужно понимать, как человек воспринимает мир. Вот я захожу в комнату — вижу большую панораму, а затем она сужается. Крупный план сменяется средним, затем планом «человек-человек». У нас сегодня на эту психологическую особенность никто не обращает внимания. А описание людей? Можно, как в Средние века, исписать пять страниц. Но люди сейчас много ездят, много видят. Достаточно отдельных ярких деталей: какие очки, ботинки… Дальше читатель сам все представит. Поэтому важно будить его воображение, а не описывать.
Еще одна важная вещь — темпоритм. Современные люди воспринимают мир быстрее. Первые две части «Русского креста» написаны по-советски. Как травка зеленеет, речка течет… Читатель в этот роман должен войти, как в воду. Многие мне потом писали, что вернулись в детство. Но дальше у меня нет таких описаний природы. Другое время, другие люди, другой ритм жизни. Авторы, которые этого не понимают, начинают вязнуть. Хочется сказать: оставь меня в покое со своими деталями. Вы должны писать так, чтобы читалось легко.
Заповедь восьмая:
Быть искренним: читатель чувствует, что ты сам прошел через то, о чем пишешь.
— Открою еще одну тайну. Раньше я думал, что писатель выдумывает всех персонажей, но на самом деле — ничего подобного. Авторы описывают тех, кто вокруг них. Чтобы герой выглядел достоверно, сначала я даже оставляю реальную фамилию, потом немного ее меняю. Если понимаю, что человек может мне пару ласковых сказать, убираю совсем. И радуюсь, когда прототипы себя не узнают: важно ведь, чтобы герои были типичными. Одна знакомая как-то возмутилась: «Ты в этом романе всех своих баб описал». А я подумал про себя: «Так ты же там тоже есть…».
Вывод: не нужно сочинять — надо брать из себя. Если просто выдумываешь, то персонажи получаются искусственные, в них нет главного — души писателя, и тогда твое творчество не нужно никому.
Заповедь девятая:
Очистить сознание для творчества.
— Изучая мировые религии, я сделал для себя очень важное открытие. Все они имеют общую точку. Нужно добиться тишины разума. Очистить его от всего ненужного. Этот же прием важен и для писателя. Чтобы наполнить сознание вибрациями творчества и извлекать идеи из ноосферы, превращать их в образы и нанизывать на сюжет.
Заповедь десятая:
Уметь поставить точку
— Автор всегда шире, чем его произведение. Творчество требует, чтобы ты, во-первых, выбирал главное, а во-вторых — интересное другим. Писатель должен уметь сконцентрировать в паре страниц опыт многолетних исследований. Если чувствуете, что исписались, что в загашнике ничего нет — не пишите больше, не понукайте себя. В «Русском кресте» я сумел выразиться на 30%, в «Святых грешниках» — на 70%. И сейчас каждое утро продолжаю вставать и идти к столу. Каждый день по четыре страницы, и так 20 — в неделю, 100 — в месяц. Делаю норму, как в колхозе. Но лишь до тех пор, пока есть что сказать.
Источник:
http://www.veche.ru/