«Метриум»: Эволюция столичных школ на примере Новой Москвы
Специально ко Дню учителя эксперты «Метриум» проанализировали проекты современных школ, построенных на территории Новой Москвы. И выделили пять ключевых отличий от старых типовых проектов.
Для образовательного процесса наибольшую ценность представляют учителя, благодаря которым ученики получают знания. Однако исследования показывают, что обстановка, в которой происходит передача знаний, играет не менее важную роль: комфортные, хорошо освещенные и оборудованные классы создают благоприятную атмосферу как для преподавателя, так и для детей. Специально ко Дню учителя эксперты «Метриум» проанализировали проекты современных школ, построенных на территории Новой Москвы. И выделили пять ключевых отличий от старых типовых проектов.
Первый типовой проект школьного здания в Москве был разработан в 1935 году архитектором Константином Джус-Даниленко. И хотя многие строения не сохранились, ряд из них до сих пор выполняют свою первоначальную функцию: Школа №45 на улице Усачева, Школа №1275 на улице Достоевского, коррекционная школа №1406 на Садовнической улице. Гораздо более массовым стал проект архитектора Лидии Степановой – узнаваемые здания из красного кирпича с белыми декоративными вставками, а с 1950 года – с рельефными медальонами с портретами Ломоносова, Пушкина, Горького и Маяковского между окнами пятого этажа.
Но самое широкое распространение получили школы типа 65-426/1. Этот проект 1964 года также известен под народным названием «Самолетик» из-за сходства Н-образной формы с самолетом Ан-2. Всего в Москве было построено более 400 таких учреждений. В целом же школьных зданий советской эпохи и первых лет после развала СССР в столице подавляющее большинство – более тысячи зданий.
Что касается современных школ, то законодателем мод в этом направлении на текущий момент является Новая Москва. Именно на присоединенных к столице территориях возводятся уникальные образовательные центры, не имеющие аналогов не только в столице, но и в России в целом. Аналитики компании «Метриум» изучили сданные за последние годы проекты и выявили множество эволюционных изменений, произошедших со школьными зданиями.
Архитектура
Современные школы Новой Москвы выделяются на фоне большинства столичных образовательных учреждений своими архитектурными концепциями. Если львиная доля школ «старой» Москвы – это типовые строения, то в ТиНАО они возводятся по индивидуальным проектам с привлечением лучших специалистов. К примеру, ГК «А101» все школы и детские сады в своих проектах (сейчас группа строит жилые комплексы «Москва А101», «Испанские кварталы», «Скандинавия» и «Белые Ночи») возводит в соответствии с собственной «Концепцией образовательной среды», которая была разработана при участии архитекторов, профессиональных педагогов и детских психологов. В качестве партнёров по созданию конкретных объектов привлекаются ведущие российские и зарубежные специалисты, в том числе финская компании Martela, мировой лидер в области создания офисных и учебных пространств, архитектурное бюро «Терра Аури» и др.
Другой пример – это школа в жилом комплексе «Бунинские луга». Здание, рассчитанное на обучение 1100 человек, в 2018 году было отмечено дипломом Союза архитекторов России в рамках международной выставки Build School 2018.
Архитектуру современных школ отличает большая площадь остекления и, как следствие, обилие естественного освещения, яркие фасады нестандартной формы, просторные классы и помещения-трансформеры, широкие коридоры, наличие зон отдыха для детей разных возрастов, высокий уровень шумоизоляции и т.д.
Вместимость и комфорт
«Красные» школы Степановой были рассчитаны на 800-900 учеников, «Самолетики» – на 960 человек. Крупнейшим типовым проектом в Москве были здания типа V-76, которые предназначались для спальных районов и вмещали 1176 детей. Но даже такого количества мест зачастую не хватало, из-за чего приходилось вводить посменное обучение. Это доставляло дискомфорт родителям, а дети, учащиеся во вторую смену, хуже усваивали материал.
В современных школах эта проблема решается масштабированием – увеличением площади зданий и созданием дополнительных учебных мест. Крупнейшая школа в Новой Москве построена на территории жилого комплекса «Москва А101» – она рассчитана на 1775 учеников. А в 2020 году в ЖК «Испанские кварталы» откроется новая школа на 1300 детей. Здания проектируются таким образом, чтобы обеспечить детям всех возрастов оптимальный психологический климат, а необходимый уровень комфорта достигается за счет разнообразия дизайнерских решений и использования звукопоглощающих материалов – ученики разных классов не мешают друг другу учиться или отдыхать в перерывах между уроками.
Техническое оснащение
В отличие от школ старого образца, в современной образовательной системе уделяется равное внимание и теории, и практике. И для практических занятий школьные зданий Новой Москвы оснащаются самым современным оборудованием: химическими, биологическими и физическими лабораториями, техническими мастерскими, компьютерными классами, киностудиями.
Но этим список не ограничивается. Так, в Новых Ватутинках в школе предусмотрены сразу две метеостанции. Одна из них классическая, в которой сила ветра и воздушное давление измеряется с помощью флюгера и психометрической будки, а также современная лаборатория с электронной метеостанцией. А образовательный центр «Формула», строительство которого завершается в жилом комплексе «Белые ночи», будет оснащен центром прототипирования с лазером и 3D-принтером, IT-лаборатории «Apple-zone» и «Yandex-среда», в которых ученики будут заниматься не обычной информатикой, а учиться программированию, web-девелопменту и компьютерному дизайну.
Немаловажный критерий, характеризующий оснащенность школ Новой Москвы, – это объем затраченных инвестиций. Так, одна из школ в Новых Ватутинках обошлась девелоперу почти в миллиард рублей. Примерно столько же стоит учебный комплекс в ЖК «Скандинавия». А образовательный центр в ЖК «Москва А101» стал одним из самых дорогих в столице: в его строительство и оснащение инвестировано 1,8 млрд рублей.
Спортивное ядро
Одним из важнейших отличий современных школ от типовых советских проектов является спортивная составляющая. В подавляющем большинстве старых зданий предусмотрены только один спортзал (в более поздних проектах – два) и открытое спортивное поле, преимущественно асфальтированное. Действующие и возводимые в Новой Москве школы, напротив, вполне можно рассматривать в качестве площадок для воспитания будущих олимпийских чемпионов. По крайней мере, для этого в них предусмотрены все возможности – от профессионально оборудованных спортзалов до открытых стадионов с разными видами покрытий и беговыми дорожками.
В частности, в школе жилого комплекса «Москва А101» предусмотрены 5 спортивных залов с профессиональным оборудованием и бассейн на 4 дорожки длиной 25 метров. В микрорайоне Центральный Новых Ватутинок один из пяти спортзалов предназначен для хореографии – стены в нем полностью стеклянные, вдоль них установлены станки. Открывшаяся в сентябре новая школа в ЖК «Бунинские луга» может похвастаться полноценным стадионом. А в образовательном комплексе «Сверхновая» предусмотрен даже скалодром с профессиональными инструкторами.
Инклюзивность
Во всех современных школах Новой Москвы создается безбарьерная среда, что позволяет получить доступ к качественному образованию всем ученикам, в том числе с ограниченными физическими возможностями. Перечень мер по облегчению доступа в образовательные учреждения включает расположение входа на уровне земли, установку пандусов, лифтов, санузлов с поручнями. А в бассейне школы жилого комплекса «Москва А10» предусмотрен специальный подъемник для того, чтобы дети с ограниченными физическими возможностями тоже могли плавать. Помимо приспособления здания к нуждам детей с особыми потребностями, система инклюзивного образования подразумевает работу с педагогами и другими учениками с целью облегчения процесса адаптации и взаимодействия с инвалидами.
«Многим родителям знакома ситуация, когда дети утрачивают интерес к учебе и им надоедает ходить в школу, – говорит Юлия Чернец, руководитель проектов строительства объектов социальной инфраструктуры ГК «А101» (девелопер ЖК «Испанские кварталы», «Скандинавия», «Москва А101», «Белые ночи»). – При разработке проекта «Концепции образовательного кластера ГК «А101» мы отталкивались от того, что само учебное пространство должно побуждать детей к самостоятельному изучению окружающего мира и способствовать тому, чтобы ученики – в том числе и неосознанно – могли постоянно что-то узнавать, пробовать, делать. Для реализации этой идеи мы привлекли лучших мировых специалистов – компанию Martela, эксперты которой помогают проектировать наши образовательные центры таким образом, чтобы интерьерные решения расширяли арсенал учителей, давали возможность организовать учебный процесс в любом месте, не привязываясь к конкретной классной комнате. Как следствие, каждая наша школа – это сложное и продуманное до мелочей пространство, с современным инженерным и техническим оснащением, которое обеспечивает ученикам максимальный комфорт в процессе получения новых знаний».
«Современная школа должна обеспечивать ребенка актуальными и востребованными знаниями, знакомить его с перспективными профессиями, готовить к поступлению в лучшие российские и мировые вузы, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Однако далеко не все столичные школы дают такую возможность. Поэтому перед многими родителями встает дилемма: отдать ребенка в «обычную» школу рядом с домом или возить его на другой конец Москвы, но в более продвинутое образовательное учреждение. Впрочем, есть и третий вариант – покупка квартиры в одном из жилых комплексов Новой Москвы, в рамках которого предусмотрена собственная школа. Сегодня практически каждый новый образовательный центр ТиНАО – это уникальная площадка для получения разносторонних знаний. При этом школы передаются на баланс города. То есть обучение в них совершенно бесплатно».
Первый типовой проект школьного здания в Москве был разработан в 1935 году архитектором Константином Джус-Даниленко. И хотя многие строения не сохранились, ряд из них до сих пор выполняют свою первоначальную функцию: Школа №45 на улице Усачева, Школа №1275 на улице Достоевского, коррекционная школа №1406 на Садовнической улице. Гораздо более массовым стал проект архитектора Лидии Степановой – узнаваемые здания из красного кирпича с белыми декоративными вставками, а с 1950 года – с рельефными медальонами с портретами Ломоносова, Пушкина, Горького и Маяковского между окнами пятого этажа.
Но самое широкое распространение получили школы типа 65-426/1. Этот проект 1964 года также известен под народным названием «Самолетик» из-за сходства Н-образной формы с самолетом Ан-2. Всего в Москве было построено более 400 таких учреждений. В целом же школьных зданий советской эпохи и первых лет после развала СССР в столице подавляющее большинство – более тысячи зданий.
Что касается современных школ, то законодателем мод в этом направлении на текущий момент является Новая Москва. Именно на присоединенных к столице территориях возводятся уникальные образовательные центры, не имеющие аналогов не только в столице, но и в России в целом. Аналитики компании «Метриум» изучили сданные за последние годы проекты и выявили множество эволюционных изменений, произошедших со школьными зданиями.
Архитектура
Современные школы Новой Москвы выделяются на фоне большинства столичных образовательных учреждений своими архитектурными концепциями. Если львиная доля школ «старой» Москвы – это типовые строения, то в ТиНАО они возводятся по индивидуальным проектам с привлечением лучших специалистов. К примеру, ГК «А101» все школы и детские сады в своих проектах (сейчас группа строит жилые комплексы «Москва А101», «Испанские кварталы», «Скандинавия» и «Белые Ночи») возводит в соответствии с собственной «Концепцией образовательной среды», которая была разработана при участии архитекторов, профессиональных педагогов и детских психологов. В качестве партнёров по созданию конкретных объектов привлекаются ведущие российские и зарубежные специалисты, в том числе финская компании Martela, мировой лидер в области создания офисных и учебных пространств, архитектурное бюро «Терра Аури» и др.
Другой пример – это школа в жилом комплексе «Бунинские луга». Здание, рассчитанное на обучение 1100 человек, в 2018 году было отмечено дипломом Союза архитекторов России в рамках международной выставки Build School 2018.
Архитектуру современных школ отличает большая площадь остекления и, как следствие, обилие естественного освещения, яркие фасады нестандартной формы, просторные классы и помещения-трансформеры, широкие коридоры, наличие зон отдыха для детей разных возрастов, высокий уровень шумоизоляции и т.д.
Вместимость и комфорт
«Красные» школы Степановой были рассчитаны на 800-900 учеников, «Самолетики» – на 960 человек. Крупнейшим типовым проектом в Москве были здания типа V-76, которые предназначались для спальных районов и вмещали 1176 детей. Но даже такого количества мест зачастую не хватало, из-за чего приходилось вводить посменное обучение. Это доставляло дискомфорт родителям, а дети, учащиеся во вторую смену, хуже усваивали материал.
В современных школах эта проблема решается масштабированием – увеличением площади зданий и созданием дополнительных учебных мест. Крупнейшая школа в Новой Москве построена на территории жилого комплекса «Москва А101» – она рассчитана на 1775 учеников. А в 2020 году в ЖК «Испанские кварталы» откроется новая школа на 1300 детей. Здания проектируются таким образом, чтобы обеспечить детям всех возрастов оптимальный психологический климат, а необходимый уровень комфорта достигается за счет разнообразия дизайнерских решений и использования звукопоглощающих материалов – ученики разных классов не мешают друг другу учиться или отдыхать в перерывах между уроками.
Техническое оснащение
В отличие от школ старого образца, в современной образовательной системе уделяется равное внимание и теории, и практике. И для практических занятий школьные зданий Новой Москвы оснащаются самым современным оборудованием: химическими, биологическими и физическими лабораториями, техническими мастерскими, компьютерными классами, киностудиями.
Но этим список не ограничивается. Так, в Новых Ватутинках в школе предусмотрены сразу две метеостанции. Одна из них классическая, в которой сила ветра и воздушное давление измеряется с помощью флюгера и психометрической будки, а также современная лаборатория с электронной метеостанцией. А образовательный центр «Формула», строительство которого завершается в жилом комплексе «Белые ночи», будет оснащен центром прототипирования с лазером и 3D-принтером, IT-лаборатории «Apple-zone» и «Yandex-среда», в которых ученики будут заниматься не обычной информатикой, а учиться программированию, web-девелопменту и компьютерному дизайну.
Немаловажный критерий, характеризующий оснащенность школ Новой Москвы, – это объем затраченных инвестиций. Так, одна из школ в Новых Ватутинках обошлась девелоперу почти в миллиард рублей. Примерно столько же стоит учебный комплекс в ЖК «Скандинавия». А образовательный центр в ЖК «Москва А101» стал одним из самых дорогих в столице: в его строительство и оснащение инвестировано 1,8 млрд рублей.
Спортивное ядро
Одним из важнейших отличий современных школ от типовых советских проектов является спортивная составляющая. В подавляющем большинстве старых зданий предусмотрены только один спортзал (в более поздних проектах – два) и открытое спортивное поле, преимущественно асфальтированное. Действующие и возводимые в Новой Москве школы, напротив, вполне можно рассматривать в качестве площадок для воспитания будущих олимпийских чемпионов. По крайней мере, для этого в них предусмотрены все возможности – от профессионально оборудованных спортзалов до открытых стадионов с разными видами покрытий и беговыми дорожками.
В частности, в школе жилого комплекса «Москва А101» предусмотрены 5 спортивных залов с профессиональным оборудованием и бассейн на 4 дорожки длиной 25 метров. В микрорайоне Центральный Новых Ватутинок один из пяти спортзалов предназначен для хореографии – стены в нем полностью стеклянные, вдоль них установлены станки. Открывшаяся в сентябре новая школа в ЖК «Бунинские луга» может похвастаться полноценным стадионом. А в образовательном комплексе «Сверхновая» предусмотрен даже скалодром с профессиональными инструкторами.
Инклюзивность
Во всех современных школах Новой Москвы создается безбарьерная среда, что позволяет получить доступ к качественному образованию всем ученикам, в том числе с ограниченными физическими возможностями. Перечень мер по облегчению доступа в образовательные учреждения включает расположение входа на уровне земли, установку пандусов, лифтов, санузлов с поручнями. А в бассейне школы жилого комплекса «Москва А10» предусмотрен специальный подъемник для того, чтобы дети с ограниченными физическими возможностями тоже могли плавать. Помимо приспособления здания к нуждам детей с особыми потребностями, система инклюзивного образования подразумевает работу с педагогами и другими учениками с целью облегчения процесса адаптации и взаимодействия с инвалидами.
«Многим родителям знакома ситуация, когда дети утрачивают интерес к учебе и им надоедает ходить в школу, – говорит Юлия Чернец, руководитель проектов строительства объектов социальной инфраструктуры ГК «А101» (девелопер ЖК «Испанские кварталы», «Скандинавия», «Москва А101», «Белые ночи»). – При разработке проекта «Концепции образовательного кластера ГК «А101» мы отталкивались от того, что само учебное пространство должно побуждать детей к самостоятельному изучению окружающего мира и способствовать тому, чтобы ученики – в том числе и неосознанно – могли постоянно что-то узнавать, пробовать, делать. Для реализации этой идеи мы привлекли лучших мировых специалистов – компанию Martela, эксперты которой помогают проектировать наши образовательные центры таким образом, чтобы интерьерные решения расширяли арсенал учителей, давали возможность организовать учебный процесс в любом месте, не привязываясь к конкретной классной комнате. Как следствие, каждая наша школа – это сложное и продуманное до мелочей пространство, с современным инженерным и техническим оснащением, которое обеспечивает ученикам максимальный комфорт в процессе получения новых знаний».
«Современная школа должна обеспечивать ребенка актуальными и востребованными знаниями, знакомить его с перспективными профессиями, готовить к поступлению в лучшие российские и мировые вузы, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Однако далеко не все столичные школы дают такую возможность. Поэтому перед многими родителями встает дилемма: отдать ребенка в «обычную» школу рядом с домом или возить его на другой конец Москвы, но в более продвинутое образовательное учреждение. Впрочем, есть и третий вариант – покупка квартиры в одном из жилых комплексов Новой Москвы, в рамках которого предусмотрена собственная школа. Сегодня практически каждый новый образовательный центр ТиНАО – это уникальная площадка для получения разносторонних знаний. При этом школы передаются на баланс города. То есть обучение в них совершенно бесплатно».
Источник:
www.metrium.ru/