Умный город (Smart City) vs Безопасный город - синергия или противопоставление

Что важнее - сервисы или безопасность.
Что важнее - сервисы или безопасность. Довольно часто в нашей жизни последнее рассматривается как обременение, которое к тому же дорого стоит и на что часто нет денег.

В России с 2014 года действует концепция построения и развития АПК «Безопасный город» (Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2014 №2446-р), а в 2018 году Минстроем России утвержден паспорт ведомственного проекта «Умный город», направленный на повышение эффективности управления городской инфраструктурой за счет внедрения современных цифровых и инженерных решений. Уже в марте Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, руководитель проекта "Умный город" Андрей Чибис утвердил стандарт «Умного города» - набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город» в срок до 2024 года.

Почему такое внимание городам и в чем разница между этими программами?

Города в центре внимания. То внимание, которое уделяется городам по всему миру — явление совершенно предсказуемое. Сейчас на земном шаре проживает население численностью 7,6 млрд чел., и, по прогнозам ООН, оно возрастет до 8,6 млрд чел. к 2030 г. и, далее, до 9,8 млрд чел. к 2050 г. При этом люди концентрируются в городах. Если в 2018 г. в мире в целом доля городских жителей составила 55,3%, то к 2030 г. она перешагнет рубеж 60%, а к 2050 г. приблизится к 70%.

По некоторым прогнозам, это произойдет за счет укрупнения существующих городов. В 2018 году в мире насчитывалось 33 мегаполиса с численностью жителей более 10 млн чел., к 2030 году их станет 43. В тот же период число крупных городов (5–10 млн жителей) возрастет с 48 до 66. Число городов-миллионников (1–5 млн жителей) в следующие 10 лет вырастет с 467 до 597, а число крупных городов (0,5–1 млн жителей) увеличится с 597 до 710. Таким образом, к 2030 году 5,167 млрд жителей земли будут городскими жителями (сейчас — 4,220 млрд). Иные футурологи имеют более радикальный взгляд на этот счет: они утверждают, что современное общество находится лишь “в начале” процесса самой быстрой в истории человечества урбанизации, и через 50 лет существующие 218 государств трансформируются в 600 крупных городских макроагломераций. То есть практически все население мира будет “городским”. Мир будущего, таким образом, станет представлять собой “сообщество” крупнейших в истории городов.

В России уровень урбанизации выше среднемирового. Уже сейчас доля городских жителей составляет 74% от общей численности населения страны. В России 171 город с населением более 100 тыс чел., из которых: 15 городов-миллионников (в т.ч. 1 мегаполис); 22 больших города с населением от 500 тыс до 1 млн человек; 41 город с населением от 250 тыс до 500 тыс человек; 93 города с населением от 100 тыс до 250 тыс чел.


Идея «умный город» - комфортная среда обитания. Это в ней основное. Плюс управление инфраструктурой, экономное и эффективное расходование ресурсов – это тоже очень важно. Безопасность граждан – одна из составляющих этой концепции, не хочется даже представлять комфортную, но не безопасную среду.

Так получилось, что умный российский город начал строиться с решения задач сквозной интеграции основных подсистем жизнеобеспечения с целью их мониторинга и управления. Не случайно в качестве куратора проекта было выбрано МЧС, а проект назван Безопасный Город. Подключение к проблематике Минстроя поставило вопрос, а не будут ли эти концепции дублировать друг друга, что в результате приведет к задваиванию систем, а не их интеграции.

Проект "Умный Город", разработанный Минстроем, хоть и является ведомственным, но для его участников предлагает хорошо проработанную дорожную карту и самое главное для регионов – целевое финансирование. Именно эти факторы, несмотря на более поздний старт, вывели проект в лидеры, его пилотным внедрением заинтересовались многие регионы и города России. Проект же "Безопасный город" в силу специфики вопроса и особенностей философии ведомства, основывающейся на том, что безопасность важнее денег (в итоге так оно и есть) столкнулся с проблемой его реализации на местах, где часто бюджетов на него не только нет, но они в добавок дефицитные.

Как результат, критические данные, а также инженерные решения, на базе которых строится вся система мониторинга и управления "Умного Города", его основные и дополнительные сервисы как бы находятся в "Безопасном Городе", а строящиеся на этой платформе системы управления и сервисы, например "Активный Гражданин", являются неотъемлемой части программы "Умный Город". Есть опасения, что могут возникнуть диспропорции из-за разных темпов развития проектов и эти диспропорции будут только нарастать по мере развития программы Минстроя, если их вовремя не синхрогизовать.

Базовым элементом безопасного города является комплекс средств автоматизации "Единый центр оперативного реагирования" (далее - КСА ЕЦОР) – это объединение программно- аппаратных средств для комплексной информатизации процессов Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС). Комплекс повышает уровень безопасности, комфорта проживания и эффективности управления городом. По сути, ЕЦОР является мозговым центром сложного организма, который всегда знает, «куда идут ноги, что делают руки», и координирует их. Объединяя обрывочную информацию от разрозненных систем мониторинга в цельную и динамичную картину, комплекс в режиме реального времени фиксирует события – от открытого люка или неубранной территории до крупной техногенной аварии – и прогнозирует обстановку в городе. Также он подсказывает правильные решения, запуская «в действие» алгоритмы реагирования с привлечением и координацией всех необходимых служб и осуществляет необходимое управление этими объектами.

В последних документах Минстроя появились признаки возможной интеграции проекта "Умный город" с АПК "Безопасный город" (АПК БГ). Один из этих документов - стандарт "Умный город", который 4 марта 2019 г. утвердил заместитель главы Минстроя Андрей Чибис. В п.3 этого документа сказано: "Мероприятия, предусмотренные настоящим стандартом "Умный город", осуществляются с учетом имеющейся инфраструктуры, в том числе построенной в рамках АПК "Безопасный город".

Андрей Чибис  проинформировал ComNews, что главы Минстроя и МЧС (соответственно, Владимир Якушев и Евгений Зиничев) достигли договоренности о том, что мероприятия в рамках АПК "Безопасный город" и ведомственного проекта "Умный город" будут реализовываться синхронизировано. "Это означает, что мероприятия не могут дублироваться, противоречить друг другу и быть неинтегрируемыми. Вся создаваемая в регионах цифровая инфраструктура городского управления должна быть направлена на достижение единой цели - повышение комфорта и эффективности городского хозяйства. В настоящее время двумя министерствами проводится совместный аудит того, что уже сделано в регионах в рамках АПК "Безопасный город", по итогам которого будет принято решение о конкретных мерах по гармонизации задач - причем, вероятнее всего, у каждого региона эти меры будут разными, так как на сегодня картинка крайне неоднородная", - пояснил Андрей Чибис.

Сейчас "Умный город" формируется силами исполнителей и производителей местного и федерального уровня. Его эффективность зависит от наличия на рынке сильных игроков – интеграторов и разработчиков, они как раз могут предложить подходящее решение, которое обязательно должно быть сквозным. Это значит, что всем производителям нужно быть более доступными в плане совместимости и интеграции, а заказчикам – учитывать данные не только заявленные на бумаге, но и реализованные успешно на реальных объектах.

Минстрой в помощь интеграторам и заказчикам в лице глав городов составил реестр решений и проектов, которые доступны к ознакомлению на профильном сайте ведомства, это реальные и реализованные проекты. Но есть и минус у такого подхода. Минстроем сейчас фактически реализована модель маркетплейса, где каждое решение или проект может быть и хороши сами по себе, но в сложной среде города с уже имеющимися системами и особенностями не понятно, как и кто будет их подбирать и по каким критериям оценивать, на практике часто оказывается что стыковка блоков не всегда проходит гладко.

Чего сейчас не хватает для активного старта проекта "Умный Город", так это готовых сборок из подсистем, проверенных и апробированных с учетом как технических, так и организационных моментов, учитывающих особенности небольших городов России, в том числе их финансирования, внедрения и последующей эксплуатации уже внедренных решений.

Разрабатываемые типовые или пакетированные решения включающие в себя центральный блок (ситуационный центр) и набор базовых обязательных подсистем должны стать центром технологического решения как "Умного", так и "Безопасного города". Базовые модули-сборки, разработанные под модель малого города как раз и будут основой для тиражирования. Именно выявление основных схожих моментов, повторяющихся в основной массе малых городов позволит на базе пилотов отработать единые подходы всех участников проекта. Именно они, а не разрозненные подсистемы должны в итоге стать основой успешной цифровизации малых городов России.

Вы всегда можете задать свои вопросы мне по адресу info@ritm-it.ru и я обязательно на них отвечу.


С уважением,

Генеральный директор РИТМ-ИТ к.э.н Белоусов А.В.

Москва 25 ноября 2019 г.



Источник:
https://www.ritm-it.ru/article/umnyj-gorod-smart-city-vs-bezopasnyj-gorod.htm
11:22
242
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X