Кто такой наставник в бизнесе и зачем он нужен? Рассказывает Севиндж Салманова
Есть много факторов, влияющих на успех запускаемого бизнес-проекта, и среди них очень значимую роль играет наличие наставника. Да. в бизнесе, как и в спорте, фигура человека, способного и желающего выступать в роли вашего учителя, крайне важна. При этом надо понимать, что наставник в бизнесе не тождественен бизнес-тренеру или коучу. Это — принципиально разные роли.
Наставник в бизнесе, в отличие от бизнес-тренера или коуча, всегда сам является опытным предпринимателем, прошедшим все «круги ада» создания собственного бизнеса, а еще лучше и нескольких бизнесов, с нуля, его (их) развития и масштабирования. Это самый главный критерий наставника — он должен иметь собственный реальный опыт создания и руководства бизнесом. Ведь только в этом случае он сможет помочь вам ценными советами, поделиться тем, что пережил сам, лично, а не знает лишь на основании книг и курсов бизнес-тренеров.
В арсенале наставника — многочисленные эффективные инструменты, приобретенные им во время собственной предпринимательской деятельности. Конечно, очень неплохо, если предприниматель, выступающий в роли наставника, уже имеет опыт наставнической деятельности, особенно подтвержденный дипломами или сертификатами. Тогда вы точно можете быть уверены, что ему роль наставника интересна и он понимает, что ожидает от него ученик — начинающий владелец бизнеса.
Идеально на роль наставника в бизнесе подходит предприниматель, стоящий на несколько ступенек выше вас. Он должен пройти все те пути, по которым предстоит идти вам, чтобы добиться такого же или большего положения в бизнесе. Но, конечно, собственнику очень крупного бизнеса будет не столь интересно работать с начинающим стартапером, поэтому оптимальный вариант — выбирать наставников из числа успешных бизнесменов (бизнес леди) «средней руки». Они должны быть уже достаточно состоятельны и опытны для того, чтобы выступать в роли наставников, но при этом не иметь такого масштабного разрыва с вами в доходах и статусе, который бы свел на нет весь интерес коммуникации с вами и вникания в проблемы вашего бизнеса. Впрочем, в некоторых случаях и обладатель малого бизнеса может многому научить крупных предпринимателей, особенно если говорить о ценностно-мировоззренческом аспекте бизнеса, о понимании собственной миссии предпринимателя или созданной им компании.
Наставник ведь не только и даже не столько учит каким-то техническим или организационным нюансам развития собственного дела, сколько задает вектор мировоззрения, ценностей, которые предприниматель усваивает и руководствуется ими и в предпринимательской деятельности, и в жизни в целом. Поэтому так важно, чтобы наставник был не просто опытным предпринимателем, а старшим единомышленником. Если ваши взгляды слишком полярны с представлениями потенциального наставника, то лучше поискать себе другого «бизнес-гуру». Конечно, наставник не должен поддерживать ученика в ошибочных шагах или начинаниях, но понимать друг друга опытный и начинающий предприниматели должны.
Таким образом, наставник в бизнесе нужен для формирования правильного подхода к ведению собственного дела, предпринимательского мировоззрения, для передачи опыта, в том числе как управления бизнесом, так и коммуникации с «внешними» структурами — от конкурентов и партнеров до государственных органов и общественности. Не исключено, что наставник окажет и своеобразную протекцию, «поделившись» собственными связями с другими предпринимателями, с представителями органов власти и управления, с ценными специалистами.
Найти наставника для предпринимателя не столь просто. Идеальная площадка для поиска наставников — бизнес-клубы, в которых налаживается коммуникация между самыми разными предпринимателями, как опытными «воротилами» бизнесов, так и теми, кто только вступил на интереснейший и ответственный путь создания собственного дела. В России в настоящее время действует большое количество бизнес-клубов и при желании начинающий предприниматель всегда может в них вступить, познакомиться с коллегами и, возможно, найти там как будущих партнеров по бизнесу, так и потенциальных наставников.
Идеальная коммуникация между наставником и его учеником не должна быть навязчивой. Даже если человек согласился быть вашим наставником, это не означает, что он превращается в наемного репетитора, к которому можно обращаться десять раз в день в любое время суток. Еще одна распространенная ошибка — отношение к наставнику как к наемному управляющему, который будет сам выстраивать структуру вашего бизнеса, решать проблемы, привлекать инвестиции и партнеров. Это не так. Наставник этим не занимается, он лишь рекомендует, учит вас действовать самостоятельно, и его рекомендации, если вы действительно хотите добиться успеха, обязательны к исполнению.
Коммуникация с наставником должна быть обстоятельной, содержательной и полезной обоим. Да, как бы не казалось это удивительным, но многим успешным предпринимателям ученики нужны не меньше, чем начинающим наставники. Ведь очень многие люди, добившиеся успеха в своем деле, хотят передать свои знания и опыт младшим коллегам.
Севиндж Салманова — Наставник. Бизнес-тренер. Эксперт по привлечению инвестиций в стартапы