Жгучие ласки художественной литературы
Несколько слов в защиту художественной литературыНацепить на художественную литературу множество грязных ярлыков может каждый узкий реалист. Как правило, такой узкий реалист очень сильно увлекается сражением и, окутавшись в боевую пыль, в порыве чистой злобы, начинает размахивать своим мечем в разные стороны, с целью задеть своего врага. Таких бойцов полно и среди критиков литературы.
Несколько слов в защиту художественной литературы
Нацепить на художественную литературу множество грязных ярлыков может каждый узкий реалист. Как правило, такой узкий реалист очень сильно увлекается сражением и, окутавшись в боевую пыль, в порыве чистой злобы, начинает размахивать своим мечем в разные стороны, с целью задеть своего врага. Таких бойцов полно и среди критиков литературы.
У подобных, крайних реалистов, принято смотреть на художественную литературу, как на источник всяческого зла. Их ум засушен книжными теориями, а простое человеческое чувство задавлено научным элементом. Такие люди больше не в состоянии найти в подобных книгах спокойного наслаждения: всё для них безвкусица и бледность.
Между тем, большинство читателей находят в этом чтении позволительную забаву, в чем, в принципе, есть своя доля объективности. Такие люди обычно сядут возле своего окна, за которым высоко над крышами висит красноватое зарево и бесшумно кружит снег, подожгут сигаретку и отдадутся во власть обаятельности языка и очарованию наглядно нарисованных картин. Жесткий и строго упорядоченный ум лишен подобных удовольствий. Он железным языком разрезает каждое, произвольно нарисованное полотно и грубо требует реальности от писателя. Иначе говоря, он запрещает быть ему фантазёром и желает чтобы каждый читатель разделял его мнение.
Но вышивать людей по собственному лекалу, по меркам, принятым в своей башке, значит впадать в трагическую ошибку. Ведь реалист на то и реалист, что понимает материальную причинность встречающихся вещей. А попытка ампутировать в человеке естественную и действительно существующую потребность или способность наслаждаться красотой, нежностью и переливами красок, означает уход от реализма в чистый идеализм, который тем и славится, что только предписывает всем законы о том как жить и к какой мерке подгонять свои умственные способности.
Эти, увлеченные реализмом люди, часто забывают о первостепенной задаче фильмов и художественных книг, которая состоит в том, чтобы воспламенить чувства читателя или зрителя. В таких произведениях сливаются и говорят друг с другом не действительные люди, а лица созданные автором или сценаристом. Положения вовсе не могут быть реальны. Они припудрены, натянуты, произвольно сшиты между собою только нитью автора, который и не претендовал на реальность. Его задача: ощутимо спроецировать свой взгляд на мир. Причем спроецировать так, чтобы его чувство передалось и пробежало по нервам читателя. Там нет действительности, там искусственны ситуации, там даже могут быть ложными все выводы, но главное, там верно чувство и бездна поэзии. Поэтому не нужно осуждать писателя романиста за неверность образов. Вынужденно вмешенный кусочек реализма может случайно изуродовать прелестную мечту, а это убивает чувство. В подобных местах никто и не ищет истины, там лишь огненное и кипучее чувство, которое всеми силами пытается повысить и сохранить автор.
Как вы могли догадаться, здесь речь идет лишь только о талантливых и гениальных творцах чувства, которые положили свою жизнь и силы на развитие в себе этого навыка. Нам не должно быть дела до жалких любителей, которые настолько влюблены в себя и в собственную мысль, что забывают использовать краски, и лепят свои образы из сухой грязи. Конечно, иногда они и вмешивают немного глины в эту грязь, для того чтобы придать своему образу крепкие и устойчивые формы, но этой благородной глины оказывается настолько мало, что цельный образ со временем просто расползается по мозгу читателя, не оставляя ни одной отчетливой черты.
Теперь мы мягко перейдем к деятельной роли художественного слова, значительно сузив круг достойных претендентов на эту роль жесткими уточнениями, которые расположим ниже. Здесь пойдет разговор о качествах, которыми должен обладать достойный автор. В первую очередь, он должен быть тонким психологом. Ведь чтобы уловить и передать даже самые незаметные и прозрачные движения ума, нужно уметь сперва их выцепить своим остро наточенным взглядом. Сюда же мы прибавим чрезвычайную наблюдательность, тонкий анализ общественной жизни, и, безусловно, способность четко гравировать и передавать все живописные и тончайшие изгибы природы. Всё это он должен проделывать с изящной простотой, объясняя каждое своё слово. Иначе его мысль отразится в уме читателя неверно. Все непонятые пробелы будут дорисованы им, а разрывы мысли соединены множеством натяжек. Здесь нам, наверное, удалось отметить все черты и навыки, которыми должен владеть мастер чувства. Перейдем к его роли в жизни общества.
Задача этого гениального писателя трогательно обрисовать перед нами все важнейшие части человеческой жизни, разъяснить и пролить свет на то, что еще безмолвно живет в нас, и дать этому залежавшемуся чувству свежего воздуха. Это необходимо обществу, для того чтобы основательно размышлять и действовать. Но тут важно не забывать, что художник слова, как и поэт это личность мыслящая крайностями. Он обязан мыслить горячими положениями, ведь для того, чтобы писать кровью сердца и соком нервов, ему необходимо безоговорочно любить тот взгляд на жизнь, которого он придерживается. Строго говоря, истинными поэтами и художниками мы можем смело назвать те личности, которые на протяжении всей истории обнажали перед нами страдания человечества, а учеными и мыслителями тех людей, которые занимались лечением и поиском средств исправить вывихнутое чувство.
Видите ли, есть люди, которые не могут смотреть холодным и критическим взглядом на все, что их окружает. Им нужно горячо любить и жарко отдаваться какому–нибудь принципу. Для них жить без привязанности, значит жить чистым отрицанием, не веря ни в себя ни в окружающих, ни в своё будущее. Чтобы ужиться с безусловным сомнением во всём, полагаясь только на науку, необходимо обладать большим терпением и иметь огромную любовь к сложной красоте научного знания. Но у большинства нет ни того, ни другого, потому что мы воспитываемся в культуре, которая очень ненаучна. Она вся из себя гламурна и испытывает устойчивое омерзение к чистой науке; её тошнить от одного лишь взгляда на сплетения нервов и человеческие органы. От всего этого безобразия, она великолепно научилась захлопывать свои подведённые реснички. Все эти привычки перенимает себе и человечество. Людей научили закрывать глаза и погружаться в мир мечты, где им уютно. Так и к чему же нам тогда ругать людей, когда, очевидно, нужно ругать законы, по которым они воспитываются.
Вот к чему, портному, продавцу или пожарнику садиться за квантовую механику или молекулярную биологию? Чтобы точнее приспособиться к жизни? – Очень слабый аргумент, который мозг задушит после первых же страниц трудов Э.Шрёденгера или Л.Ландау.
Признайте! Наука не востребована в нашей культуре. За неё не платят и не ею достигается популярность в нашем мире. Поэтому, к чему запрещать народу наслаждаться художественной литературой, фильмом или музыкой? Это равносильно просьбе обескровить свою плоть.
Нацепить на художественную литературу множество грязных ярлыков может каждый узкий реалист. Как правило, такой узкий реалист очень сильно увлекается сражением и, окутавшись в боевую пыль, в порыве чистой злобы, начинает размахивать своим мечем в разные стороны, с целью задеть своего врага. Таких бойцов полно и среди критиков литературы.
У подобных, крайних реалистов, принято смотреть на художественную литературу, как на источник всяческого зла. Их ум засушен книжными теориями, а простое человеческое чувство задавлено научным элементом. Такие люди больше не в состоянии найти в подобных книгах спокойного наслаждения: всё для них безвкусица и бледность.
Между тем, большинство читателей находят в этом чтении позволительную забаву, в чем, в принципе, есть своя доля объективности. Такие люди обычно сядут возле своего окна, за которым высоко над крышами висит красноватое зарево и бесшумно кружит снег, подожгут сигаретку и отдадутся во власть обаятельности языка и очарованию наглядно нарисованных картин. Жесткий и строго упорядоченный ум лишен подобных удовольствий. Он железным языком разрезает каждое, произвольно нарисованное полотно и грубо требует реальности от писателя. Иначе говоря, он запрещает быть ему фантазёром и желает чтобы каждый читатель разделял его мнение.
Но вышивать людей по собственному лекалу, по меркам, принятым в своей башке, значит впадать в трагическую ошибку. Ведь реалист на то и реалист, что понимает материальную причинность встречающихся вещей. А попытка ампутировать в человеке естественную и действительно существующую потребность или способность наслаждаться красотой, нежностью и переливами красок, означает уход от реализма в чистый идеализм, который тем и славится, что только предписывает всем законы о том как жить и к какой мерке подгонять свои умственные способности.
Эти, увлеченные реализмом люди, часто забывают о первостепенной задаче фильмов и художественных книг, которая состоит в том, чтобы воспламенить чувства читателя или зрителя. В таких произведениях сливаются и говорят друг с другом не действительные люди, а лица созданные автором или сценаристом. Положения вовсе не могут быть реальны. Они припудрены, натянуты, произвольно сшиты между собою только нитью автора, который и не претендовал на реальность. Его задача: ощутимо спроецировать свой взгляд на мир. Причем спроецировать так, чтобы его чувство передалось и пробежало по нервам читателя. Там нет действительности, там искусственны ситуации, там даже могут быть ложными все выводы, но главное, там верно чувство и бездна поэзии. Поэтому не нужно осуждать писателя романиста за неверность образов. Вынужденно вмешенный кусочек реализма может случайно изуродовать прелестную мечту, а это убивает чувство. В подобных местах никто и не ищет истины, там лишь огненное и кипучее чувство, которое всеми силами пытается повысить и сохранить автор.
Как вы могли догадаться, здесь речь идет лишь только о талантливых и гениальных творцах чувства, которые положили свою жизнь и силы на развитие в себе этого навыка. Нам не должно быть дела до жалких любителей, которые настолько влюблены в себя и в собственную мысль, что забывают использовать краски, и лепят свои образы из сухой грязи. Конечно, иногда они и вмешивают немного глины в эту грязь, для того чтобы придать своему образу крепкие и устойчивые формы, но этой благородной глины оказывается настолько мало, что цельный образ со временем просто расползается по мозгу читателя, не оставляя ни одной отчетливой черты.
Теперь мы мягко перейдем к деятельной роли художественного слова, значительно сузив круг достойных претендентов на эту роль жесткими уточнениями, которые расположим ниже. Здесь пойдет разговор о качествах, которыми должен обладать достойный автор. В первую очередь, он должен быть тонким психологом. Ведь чтобы уловить и передать даже самые незаметные и прозрачные движения ума, нужно уметь сперва их выцепить своим остро наточенным взглядом. Сюда же мы прибавим чрезвычайную наблюдательность, тонкий анализ общественной жизни, и, безусловно, способность четко гравировать и передавать все живописные и тончайшие изгибы природы. Всё это он должен проделывать с изящной простотой, объясняя каждое своё слово. Иначе его мысль отразится в уме читателя неверно. Все непонятые пробелы будут дорисованы им, а разрывы мысли соединены множеством натяжек. Здесь нам, наверное, удалось отметить все черты и навыки, которыми должен владеть мастер чувства. Перейдем к его роли в жизни общества.
Задача этого гениального писателя трогательно обрисовать перед нами все важнейшие части человеческой жизни, разъяснить и пролить свет на то, что еще безмолвно живет в нас, и дать этому залежавшемуся чувству свежего воздуха. Это необходимо обществу, для того чтобы основательно размышлять и действовать. Но тут важно не забывать, что художник слова, как и поэт это личность мыслящая крайностями. Он обязан мыслить горячими положениями, ведь для того, чтобы писать кровью сердца и соком нервов, ему необходимо безоговорочно любить тот взгляд на жизнь, которого он придерживается. Строго говоря, истинными поэтами и художниками мы можем смело назвать те личности, которые на протяжении всей истории обнажали перед нами страдания человечества, а учеными и мыслителями тех людей, которые занимались лечением и поиском средств исправить вывихнутое чувство.
Видите ли, есть люди, которые не могут смотреть холодным и критическим взглядом на все, что их окружает. Им нужно горячо любить и жарко отдаваться какому–нибудь принципу. Для них жить без привязанности, значит жить чистым отрицанием, не веря ни в себя ни в окружающих, ни в своё будущее. Чтобы ужиться с безусловным сомнением во всём, полагаясь только на науку, необходимо обладать большим терпением и иметь огромную любовь к сложной красоте научного знания. Но у большинства нет ни того, ни другого, потому что мы воспитываемся в культуре, которая очень ненаучна. Она вся из себя гламурна и испытывает устойчивое омерзение к чистой науке; её тошнить от одного лишь взгляда на сплетения нервов и человеческие органы. От всего этого безобразия, она великолепно научилась захлопывать свои подведённые реснички. Все эти привычки перенимает себе и человечество. Людей научили закрывать глаза и погружаться в мир мечты, где им уютно. Так и к чему же нам тогда ругать людей, когда, очевидно, нужно ругать законы, по которым они воспитываются.
Вот к чему, портному, продавцу или пожарнику садиться за квантовую механику или молекулярную биологию? Чтобы точнее приспособиться к жизни? – Очень слабый аргумент, который мозг задушит после первых же страниц трудов Э.Шрёденгера или Л.Ландау.
Признайте! Наука не востребована в нашей культуре. За неё не платят и не ею достигается популярность в нашем мире. Поэтому, к чему запрещать народу наслаждаться художественной литературой, фильмом или музыкой? Это равносильно просьбе обескровить свою плоть.
Источник:
https://cloudpath.ru/%d0%b6%d0%b3%d1%83%d1%87%d0%b8%d0%b5-%d0%bb%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b8-%d1%85%d1%83%d0%b4%d0%be%d0%b6%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b0%d1%82/