«Сложный пациент» - проблема клиники или самого пациента?
Как врачи выстраивают общение со «сложными пациентами» и насколько такие пациенты психически стабильны? Всегда ли достаточно врачу назначить собственное лечение или стоит направить пациента для получения психологической помощи? А также, кто поможет решить проблему, если поведение пациента выходит «за рамки»? Ответы на эти вопросы искали гости и спикеры круглого стола радио «Комсомольская правда», который прошел 14 февраля 2020 года в отеле Марриотт Ройал Аврора.
Как врачи выстраивают общение со «сложными пациентами» и насколько такие пациенты психически стабильны? Всегда ли достаточно врачу назначить собственное лечение или стоит направить пациента для получения психологической помощи? А также, кто поможет решить проблему, если поведение пациента выходит «за рамки»? Ответы на эти вопросы искали гости и спикеры круглого стола радио «Комсомольская правда», который прошел 14 февраля 2020 года в отеле Марриотт Ройал Аврора.
Спикерами круглого стола выступили:
- Мария Баченина, ведущая программы «Здоровый разговор» на радио «Комсомольская правда»;
- Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ
- Татьяна Агибалова, главный научный сотрудник Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения Москвы;
- Нина Таркил, кандидат психологических наук, заместитель главного врача семейной клиники психического здоровья и лечения зависимостей REHAB FAMILY;
- Габай Полина, Руководитель ООО «Факультет медицинского права», старший преподаватель кафедры здоровья и здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ поделился данными социологического исследования, согласно которому, доля россиян постоянно испытывающих стресс, увеличилась с 3 процентов в 2010 году до 8 процентов в 2019-м. При этом лишь 12 процентов из тех, кто испытывают психологические перегрузки, обращаются за квалифицированной медицинской помощью - к психологу или психиатру.
Одновременно, по данным ВЦИОМ, на 11 процентов выросло число тех, кто практически не попадает в стрессовые ситуации. Также с 52 до 35 процентов снизилось число тех, кто иногда попадает под влияние стрессов. Однако, в целом идет небольшой рост стрессовых ситуаций: доля россиян, испытывающих стресс часто, изменилась с 15 процентов в 2010 году до 17 процентов в 2019-м. Тех, кто в стрессе пребывает постоянно, тоже стало больше: с 3 процентов в 2010 году до 8 процентов в 2019-м.
Чаще других со стрессами сталкиваются женщины или молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Мужчины, наоборот, заявляют, что испытывают стресс редко или почти никогда. При этом за помощью к друзьям или близким в поисках выхода из стресса обращаются 58 процентов опрошенных, сами ищут выход из создавшегося положения - 42 процента. И лишь 12 процентов, в том числе из тех, кто ищет терапии у друзей и близких, обращаются за помощью к психологу или психиатру. Еще 9 процентов занимаются самоуспокоением, а 7 процентов респондентов используют успокоительные фармакологические средства, занимаются спортом - 6 процентов, меняют обстановку - 6 процентов.
Татьяна Агибалова, главный научный сотрудник Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения Москвы, отметила, что данные статистики, это очень важная и интересная ситуация, так как люди в России не привыкли обращаться за помощью к специалисту, а ищут ее у близких и знакомых. Еще один важный момент: должна ли эта помощь быть платной? Ведь привычно мнение, что пациент должен вложиться для того, чтобы взять эту психологическую помощь. Если мы посмотрим под правильным углом – мы и так вкладываем, мы – налогоплательщики. И если мы берем социально-значимое заболевание, то его мы вполне можем получить бесплатно. Да, к сожалению, часто встречаются случаи, когда оплачивают родственники, а не сам человек эти услуги. Потому что человек, который нуждается в психотерапевтическом помощи может оказаться в такой сложной ситуации, что у него не будет ни понимания, ни возможности, ни денег оказать себе самому помощь.
Нина Таркил, кандидат психологических наук, заместитель главного врача семейной клиники психического здоровья и лечения зависимостей REHAB FAMILY, поделилась мнением, что простым пациент – не бывает. Изначально, когда пациент подходит к врачу, он считает, что он - самый тяжелобольной. Пациент ждет от врача той помощи, которую нашел в интернете, услышал от соседей. И к специалисту, зачастую, такой пациент приходит уже отягощенный неверной информацией. Почему подобные случаи сложные? Потому что пациент не всегда понимает, что возможные проблемы: головная, зубная боль, боль в сердце – носит психосоматический характер. И необходимо свое недовольство отражать не на стоматологе, а обратиться к психотерапевту. Вторая большая проблема на сегодняшний день – это неприятие обществом психотерапии. До сих пор в России бытует мнение, что посещать подобного специалиста зазорно, стыдно. Но есть и положительная динамика, а значит, вскоре, психотерапевт - станет одним и самых востребованных врачей в стране. Ведь если на западе уже давно перешли от врача на различные таблетки, в том числе антидепрессанты, то у нас, в том числе в нашей клинике, стал расти поток пациентов на прием к врачу психотерапевту.
Габай Полина, Руководитель ООО «Факультет медицинского права», старший преподаватель кафедры здоровья и здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, рассказала, что вот уже много лет она практикует защиту врачей и клиник в суде и ей удалось отметить для себя любопытный факт: из года в год клиентами становятся одни и те же клиники. Это стало наводить на мысль – а почему? Ведь это хорошие клиники, с хорошими врачами, проводя экспертизу, мы видим, что медицинские услуги были оказаны на хорошем уровне, тогда почему в этих организациях постоянные конфликты и суды? Мой вывод – сбой коммуникации между пациентом и врачом. Это главная проблема недоверия пациентов и возникновения сложных пациентов – неумение врачей выстраивать диалог с пациентом, который ждет помощи, понимания и повышенного вынимания.
В завершении мероприятия Мария Баченина раскрыла секреты выстраивания коммуникации с аудиторией, а также рассказала об интересных темах эфиров на радиостанции «Комсомольская правда» и проекте «КЛИНИКА ГОДА - 2019».
Напоминаем, бизнес-завтрак прошел в рамках проекта радиостанции «Комсомольская правда» - «ДЕЛОВЫЕ ПЯТНИЦЫ» и в рамках проекта «КЛИНИКА ГОДА – 2019». Актуальные темы о медицине слушайте в программе «Здоровый разговор» на радио «Комсомольская правда», на волне 97, 2 FM.
Для справки: «Клинике года - 2019» - ежегодный проект медицинских и лечебно-профилактических учреждений, который стартует на радиостанции «Комсомольская правда» четвертый год подряд. За это время проект, успел обрести широкую известность, как в профессиональной медицинской сфере, так и среди многочисленных радиослушателей и читателей «Комсомольской правды».
В 2019 – 20120гг. принять участие в конкурсе, как и прежде, могут клиники и лечебно-профилактические учреждения федерального и муниципального уровня, имеющие действующую лицензию. По замыслу организаторов основными целями конкурсного проекта являются популяризация заботы о здоровье, навигация среди медицинских учреждений, получение обратной связи о качестве обслуживания клиентов. С другой стороны, участие в проекте «Клиника года» - прекрасная возможность для организаций здравоохранения заявить о себе через крупнейшие каналы коммуникации.
Организаторы проекта отмечают исключительную объективность в определении победителей и лидеров конкурса «Клиника года – 2019», поскольку голосование является народным и общедоступным.
Подробности смотрите на сайте https://www.clinica.kp.ru
Спикерами круглого стола выступили:
- Мария Баченина, ведущая программы «Здоровый разговор» на радио «Комсомольская правда»;
- Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ
- Татьяна Агибалова, главный научный сотрудник Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения Москвы;
- Нина Таркил, кандидат психологических наук, заместитель главного врача семейной клиники психического здоровья и лечения зависимостей REHAB FAMILY;
- Габай Полина, Руководитель ООО «Факультет медицинского права», старший преподаватель кафедры здоровья и здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ поделился данными социологического исследования, согласно которому, доля россиян постоянно испытывающих стресс, увеличилась с 3 процентов в 2010 году до 8 процентов в 2019-м. При этом лишь 12 процентов из тех, кто испытывают психологические перегрузки, обращаются за квалифицированной медицинской помощью - к психологу или психиатру.
Одновременно, по данным ВЦИОМ, на 11 процентов выросло число тех, кто практически не попадает в стрессовые ситуации. Также с 52 до 35 процентов снизилось число тех, кто иногда попадает под влияние стрессов. Однако, в целом идет небольшой рост стрессовых ситуаций: доля россиян, испытывающих стресс часто, изменилась с 15 процентов в 2010 году до 17 процентов в 2019-м. Тех, кто в стрессе пребывает постоянно, тоже стало больше: с 3 процентов в 2010 году до 8 процентов в 2019-м.
Чаще других со стрессами сталкиваются женщины или молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Мужчины, наоборот, заявляют, что испытывают стресс редко или почти никогда. При этом за помощью к друзьям или близким в поисках выхода из стресса обращаются 58 процентов опрошенных, сами ищут выход из создавшегося положения - 42 процента. И лишь 12 процентов, в том числе из тех, кто ищет терапии у друзей и близких, обращаются за помощью к психологу или психиатру. Еще 9 процентов занимаются самоуспокоением, а 7 процентов респондентов используют успокоительные фармакологические средства, занимаются спортом - 6 процентов, меняют обстановку - 6 процентов.
Татьяна Агибалова, главный научный сотрудник Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения Москвы, отметила, что данные статистики, это очень важная и интересная ситуация, так как люди в России не привыкли обращаться за помощью к специалисту, а ищут ее у близких и знакомых. Еще один важный момент: должна ли эта помощь быть платной? Ведь привычно мнение, что пациент должен вложиться для того, чтобы взять эту психологическую помощь. Если мы посмотрим под правильным углом – мы и так вкладываем, мы – налогоплательщики. И если мы берем социально-значимое заболевание, то его мы вполне можем получить бесплатно. Да, к сожалению, часто встречаются случаи, когда оплачивают родственники, а не сам человек эти услуги. Потому что человек, который нуждается в психотерапевтическом помощи может оказаться в такой сложной ситуации, что у него не будет ни понимания, ни возможности, ни денег оказать себе самому помощь.
Нина Таркил, кандидат психологических наук, заместитель главного врача семейной клиники психического здоровья и лечения зависимостей REHAB FAMILY, поделилась мнением, что простым пациент – не бывает. Изначально, когда пациент подходит к врачу, он считает, что он - самый тяжелобольной. Пациент ждет от врача той помощи, которую нашел в интернете, услышал от соседей. И к специалисту, зачастую, такой пациент приходит уже отягощенный неверной информацией. Почему подобные случаи сложные? Потому что пациент не всегда понимает, что возможные проблемы: головная, зубная боль, боль в сердце – носит психосоматический характер. И необходимо свое недовольство отражать не на стоматологе, а обратиться к психотерапевту. Вторая большая проблема на сегодняшний день – это неприятие обществом психотерапии. До сих пор в России бытует мнение, что посещать подобного специалиста зазорно, стыдно. Но есть и положительная динамика, а значит, вскоре, психотерапевт - станет одним и самых востребованных врачей в стране. Ведь если на западе уже давно перешли от врача на различные таблетки, в том числе антидепрессанты, то у нас, в том числе в нашей клинике, стал расти поток пациентов на прием к врачу психотерапевту.
Габай Полина, Руководитель ООО «Факультет медицинского права», старший преподаватель кафедры здоровья и здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, рассказала, что вот уже много лет она практикует защиту врачей и клиник в суде и ей удалось отметить для себя любопытный факт: из года в год клиентами становятся одни и те же клиники. Это стало наводить на мысль – а почему? Ведь это хорошие клиники, с хорошими врачами, проводя экспертизу, мы видим, что медицинские услуги были оказаны на хорошем уровне, тогда почему в этих организациях постоянные конфликты и суды? Мой вывод – сбой коммуникации между пациентом и врачом. Это главная проблема недоверия пациентов и возникновения сложных пациентов – неумение врачей выстраивать диалог с пациентом, который ждет помощи, понимания и повышенного вынимания.
В завершении мероприятия Мария Баченина раскрыла секреты выстраивания коммуникации с аудиторией, а также рассказала об интересных темах эфиров на радиостанции «Комсомольская правда» и проекте «КЛИНИКА ГОДА - 2019».
Напоминаем, бизнес-завтрак прошел в рамках проекта радиостанции «Комсомольская правда» - «ДЕЛОВЫЕ ПЯТНИЦЫ» и в рамках проекта «КЛИНИКА ГОДА – 2019». Актуальные темы о медицине слушайте в программе «Здоровый разговор» на радио «Комсомольская правда», на волне 97, 2 FM.
Для справки: «Клинике года - 2019» - ежегодный проект медицинских и лечебно-профилактических учреждений, который стартует на радиостанции «Комсомольская правда» четвертый год подряд. За это время проект, успел обрести широкую известность, как в профессиональной медицинской сфере, так и среди многочисленных радиослушателей и читателей «Комсомольской правды».
В 2019 – 20120гг. принять участие в конкурсе, как и прежде, могут клиники и лечебно-профилактические учреждения федерального и муниципального уровня, имеющие действующую лицензию. По замыслу организаторов основными целями конкурсного проекта являются популяризация заботы о здоровье, навигация среди медицинских учреждений, получение обратной связи о качестве обслуживания клиентов. С другой стороны, участие в проекте «Клиника года» - прекрасная возможность для организаций здравоохранения заявить о себе через крупнейшие каналы коммуникации.
Организаторы проекта отмечают исключительную объективность в определении победителей и лидеров конкурса «Клиника года – 2019», поскольку голосование является народным и общедоступным.
Подробности смотрите на сайте https://www.clinica.kp.ru
Источник:
https://www.kp.ru/radio/27094.4/4166733/