«Регуляторная гильотина» набирает обороты
«Регуляторная гильотина» – неофициальное название части государственной реформы контрольно-надзорной деятельности. Работа «регуляторной гильотины» началась после того, как президент РФ Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию предложил прекратить действие устаревших актов в сфере контроля и надзора, сохранив лишь те документы, которые отвечают современным требованиям. Завершить реформу планируется к 1 января 2021 года. При этом ожидается, что все действовавшие ранее обязательные требования, которые не будут одобрены или изменены, утратят свою силу автоматически.
«Регуляторная гильотина» – неофициальное название части государственной реформы контрольно-надзорной деятельности. Работа «регуляторной гильотины» началась после того, как президент РФ Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию предложил прекратить действие устаревших актов в сфере контроля и надзора, сохранив лишь те документы, которые отвечают современным требованиям. Завершить реформу планируется к 1 января 2021 года. При этом ожидается, что все действовавшие ранее обязательные требования, которые не будут одобрены или изменены, утратят свою силу автоматически.
1 февраля 2020 года вступило в силу очередное постановление правительства РФ об отмене 5 тысяч устаревших правительственных актов СССР и РСФСР. В аппарате правительства готовят еще одно постановление, куда войдут ещё более 3 600 устаревших правительственных актов.
5 февраля комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству также рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении два правительственных законопроекта, которые касаются реформы контрольно-надзорной деятельности. Речь идет о законопроектах "Об обязательных требованиях" и "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Комитет является соисполнителем по указанным законопроектам.
Документы разработаны Минэкономразвития. В законопроекте «Об обязательных требованиях» предлагается определить правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, оценка соблюдения которых проводится при осуществлении государственного и муниципального контроля, привлечения к ответственности и так далее.
Законопроект "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" устанавливает, в том числе, процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля, определяет перечень оснований для открытия контрольно-надзорного производства и определяет критерии эффективности контрольно-надзорной деятельности. В законопроекте предусматривается 35 видов госконтроля, которые не подпадают под реформу контрольно-надзорной деятельности.
Всего в рамках «регуляторной гильотины» планируется отменить около 20 тысяч устаревших нормативных правовых актов СССР и РСФСР, которые были приняты с 1917 года по 1991 год. Эти правовые акты затрагивают сферы труда, образования, сельского хозяйства, здравоохранения, строительства и других сфер деятельности.
Главной целью реформы контрольно-надзорной деятельности является «тотальная ревизия и отмена нормативных правовых актов», негативно влияющих на общий деловой климат и регуляторную среду. Результатом реформы должно стать снижение административных барьеров для предпринимателей.
Для этого ведётся системная работа, направленная на актуализацию и совершенствование подходов в контрольно-надзорной деятельности, результаты которой позволят снизить издержки предпринимателей при соблюдении административных ограничений, связанных с соблюдением обязательных требований по предупреждению и пресечению причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
В законодательстве, регулирующем работу строительной отрасли, планируется внесение изменений в 183 нормативных документа.
В ходе этой деятельности Минстрой России уже озвучил мнение, что национальные объединения саморегулируемых организаций в сфере строительства – НОСТРОЙ и НОПРИЗ – не должны заниматься разработкой стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капремонту и сносу объектов капитального строительства. Министерство считает, что это деятельность дублирует функции Минстроя и должна быть исключена из обязанностей нацобъединений.
Кроме этого, Минстрой предлагает согласовать структуру нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений, находящихся в его ведении, включая вопросы строительного саморегулирования. Соответствующий раздел состоит из двух частей, где в первой содержится анализ текущего положения дел, во второй – целевая структура будущего нормативного регулирования, ключевые предлагаемые изменения по сравнению с текущей моделью регулирования. Именно здесь Минстрой отмечает, что в соответствии с пунктом 10 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса национальные объединения разрабатывают стандарты на процессы выполнения работ, но одновременно с этим в соответствии с пунктом 12 статьи 2 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» своды правил, разрабатываемые и утверждаемые Минстроем, также содержат правила и общие принципы выполняемых работ в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.
Профессиональное сообщество озабочено намерениями министерства и призывает подходить к реформе с учётом долгосрочных последствий внесения изменений в действующие нормативные акты.
Как отмечает генеральный директор СРО Ассоциации «Э.С.П». Дмитрий Мурзинцев, использование механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства требует крайне взвешенного подхода, который должен сочетать снижение административной нагрузки на бизнес с поддержанием эффективности работы отраслевого сообщества и сохранением необходимых контрольных и надзорных функций.
1 февраля 2020 года вступило в силу очередное постановление правительства РФ об отмене 5 тысяч устаревших правительственных актов СССР и РСФСР. В аппарате правительства готовят еще одно постановление, куда войдут ещё более 3 600 устаревших правительственных актов.
5 февраля комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству также рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении два правительственных законопроекта, которые касаются реформы контрольно-надзорной деятельности. Речь идет о законопроектах "Об обязательных требованиях" и "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Комитет является соисполнителем по указанным законопроектам.
Документы разработаны Минэкономразвития. В законопроекте «Об обязательных требованиях» предлагается определить правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, оценка соблюдения которых проводится при осуществлении государственного и муниципального контроля, привлечения к ответственности и так далее.
Законопроект "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" устанавливает, в том числе, процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля, определяет перечень оснований для открытия контрольно-надзорного производства и определяет критерии эффективности контрольно-надзорной деятельности. В законопроекте предусматривается 35 видов госконтроля, которые не подпадают под реформу контрольно-надзорной деятельности.
Всего в рамках «регуляторной гильотины» планируется отменить около 20 тысяч устаревших нормативных правовых актов СССР и РСФСР, которые были приняты с 1917 года по 1991 год. Эти правовые акты затрагивают сферы труда, образования, сельского хозяйства, здравоохранения, строительства и других сфер деятельности.
Главной целью реформы контрольно-надзорной деятельности является «тотальная ревизия и отмена нормативных правовых актов», негативно влияющих на общий деловой климат и регуляторную среду. Результатом реформы должно стать снижение административных барьеров для предпринимателей.
Для этого ведётся системная работа, направленная на актуализацию и совершенствование подходов в контрольно-надзорной деятельности, результаты которой позволят снизить издержки предпринимателей при соблюдении административных ограничений, связанных с соблюдением обязательных требований по предупреждению и пресечению причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
В законодательстве, регулирующем работу строительной отрасли, планируется внесение изменений в 183 нормативных документа.
В ходе этой деятельности Минстрой России уже озвучил мнение, что национальные объединения саморегулируемых организаций в сфере строительства – НОСТРОЙ и НОПРИЗ – не должны заниматься разработкой стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капремонту и сносу объектов капитального строительства. Министерство считает, что это деятельность дублирует функции Минстроя и должна быть исключена из обязанностей нацобъединений.
Кроме этого, Минстрой предлагает согласовать структуру нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений, находящихся в его ведении, включая вопросы строительного саморегулирования. Соответствующий раздел состоит из двух частей, где в первой содержится анализ текущего положения дел, во второй – целевая структура будущего нормативного регулирования, ключевые предлагаемые изменения по сравнению с текущей моделью регулирования. Именно здесь Минстрой отмечает, что в соответствии с пунктом 10 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса национальные объединения разрабатывают стандарты на процессы выполнения работ, но одновременно с этим в соответствии с пунктом 12 статьи 2 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» своды правил, разрабатываемые и утверждаемые Минстроем, также содержат правила и общие принципы выполняемых работ в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.
Профессиональное сообщество озабочено намерениями министерства и призывает подходить к реформе с учётом долгосрочных последствий внесения изменений в действующие нормативные акты.
Как отмечает генеральный директор СРО Ассоциации «Э.С.П». Дмитрий Мурзинцев, использование механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства требует крайне взвешенного подхода, который должен сочетать снижение административной нагрузки на бизнес с поддержанием эффективности работы отраслевого сообщества и сохранением необходимых контрольных и надзорных функций.
Источник:
http://www.sro-esp.ru/