«В каждой детской победе есть участие взрослого»: мама участниц всероссийской олимпиады школьников р
Мария Николаева, мама участниц всероссийской олимпиады школьников по литературе и МХК, рассказала, как выбрать олимпиаду по предмету для своего ребенка и насколько важна поддержка родителей при подготовке к интеллектуальным состязаниям.
Расскажите пожалуйста историю подготовки ваших детей к олимпиадам. С какими сложностями им приходилось сталкиваться?
Дети начали участвовать во всероссийской олимпиаде в 6-7 классе. Сейчас девочки учатся уже в 9 и 10 классе, и основная сложность заключается в том, что за прошедшие 3-4 года требования к участникам олимпиады и проходной балл значительно выросли. Три года назад стать призером или победителем было гораздо проще, чем сейчас. Олимпиада постоянно усложняется, и конкуренция среди детей становится все выше.
А с вашей стороны во время подготовки к олимпиаде оказывается поддержка? Насколько сильно это мотивирует детей достигать необходимых результатов?
Я считаю, что в каждой детской победе есть участие взрослого. Это либо учитель, который направил ребенка, либо родитель. Когда Аня начала участвовать во всероссийской олимпиаде школьников по разным предметам, учительница по литературе сказала, что у нее очень интересная работа, лучшая в школе. И это неудивительно, ведь у дочери литература – любимый предмет. Мне кажется, когда родители пытаются натаскать ребенка по дисциплине, которая ему не нравится, то, как бы они ни заставляли, это не приведет к результату. Такие состязания проводятся для детей, которые обожают учиться, любят предмет и у которых другие интересы уходят на второй план. У Ани так сложилось с литературой.
Расскажите подробнее, как началась ваша подготовка к олимпиаде?
Когда учительница обратила мое внимание, мы стали искать возможность заниматься предметом углубленно, изучать на портале olimpium.ru, как и когда проходят олимпиады, подготовка, потому что для успешного участия знаний школьной программы недостаточно. Региональные департаменты образования поддерживают олимпиадное движение. Существуют центры подготовки одаренных детей, как государственные, которые занимаются с детьми углубленно предметом, так и коммерческие, которые устраивают для детей лагеря, олимпиадные школы по подготовке. В одну из таких школ Аня поехала летом после 7 класса. Эта первая поездка дала ей понять, насколько интересно заниматься именно литературной олимпиадой, а также помогла в следующем году добиться успехов на муниципальном, региональном этапах состязания, а через год уже пройти на заключительный этап, оператором которого является Академия «Просвещение». Для подготовки к всероссийской олимпиаде в Москве существуют кружки в Центре педагогического мастерства (ЦПМ). Если ты прошел отбор в сборную Москвы, тебя берут на выездные сборы (мероприятия городского Департамента образования): дети выезжают в учебные центры в Подмосковье, участвуют в лекциях и семинарах, пишут контрольные работы. Моя младшая дочь занимается историей искусства, и здесь немного другой формат подготовки. Помимо занятий в ЦПМ ученики посещают с тренерами сборной Москвы театры и музеи, выезжают в российские города, чтобы познакомиться с архитектурой воочию. Содержание и темы занятий такие интересные, что, порой, и нам, взрослым, хочется в них поучаствовать. В девятом классе Катя стала победителем регионального этапа, а заключительный этап будет проходить дистанционно в этом году.
Наверняка, участие в олимпиаде и подготовке к ней могут вызывать сильный психологический стресс. Как вы помогаете справляться с этим?
Популярность олимпиадного движения растет в геометрической прогрессии, с каждым годом и участников больше, и задания сложнее. Мы стараемся не замыкаться только на олимпиаде. У детей есть и другие интересы, друзья. Дочери ходят в художественную школу, занимаются иностранными языками. Кроме того, в старших классах, если ребенок не прошел, освобождается много времени и сил для подготовки к экзаменам.
Какие бонусы дают победы на олимпиадах в последних классах?
Школьники, набравшие наивысшее число баллов по итогу всероссийской олимпиады, имеют право поступить без вступительных экзаменов на бюджетные места ВУЗов в соответствии с правилами приемной комиссии конкретного ВУЗа. Например, победитель или призер всероссийской олимпиады по литературе может подать документы на филфак МГУ или ВШЭ, на любую специальность в РУДН, РАНХиГС и в ряд других ВУЗов. Неважно, в каком ты классе стал призером или победителем, в девятом или в 11-м ты имеешь право на эти льготы. Но есть и олимпиады второго типа, организаторами которых являются ВУЗы или другие учебные учреждения. Например, олимпиаду «Ломоносов» проводит МГУ. Всем состязаниям ежегодно присваивается уровень I, II или III. Традиционно, I уровень – зачисление без вступительных испытаний; II уровень – 100 баллов ЕГЭ по профилю олимпиады; III уровень – льготу определяет вуз.
Хотели бы ваши дети еще поучаствовать в каких-нибудь олимпиадах?
Моим детям нравится участвовать в олимпиадах, нравится подготовка, коллектив и преподаватели. На мой взгляд, решение младшей дочери участвовать в олимпиаде по МХК неслучайно. Дети учились в музыкальной школе, художественной, они погружены в эту тему с детства. Мы любим ходить в театры, путешествуем, с удовольствием посещаем музеи и выставки. Конечно, и Аня, и Катя планируют в следующем году принимать участие в олимпиадах по истории искусства и литературе. Участие в олимпиадном движении очень интересно, но непредсказуемо. Мне нравятся дети, с которыми они общаются, и педагоги, истинные подвижники своего дела, которые регулярно занимаются с ними в выездных лагерях, на семинарах, и даже сейчас – в дистанционном формате. Это не просто знакомство с темами школьной программы, а глубокая духовная, нравственная и интеллектуальная работа.
Расскажите пожалуйста историю подготовки ваших детей к олимпиадам. С какими сложностями им приходилось сталкиваться?
Дети начали участвовать во всероссийской олимпиаде в 6-7 классе. Сейчас девочки учатся уже в 9 и 10 классе, и основная сложность заключается в том, что за прошедшие 3-4 года требования к участникам олимпиады и проходной балл значительно выросли. Три года назад стать призером или победителем было гораздо проще, чем сейчас. Олимпиада постоянно усложняется, и конкуренция среди детей становится все выше.
А с вашей стороны во время подготовки к олимпиаде оказывается поддержка? Насколько сильно это мотивирует детей достигать необходимых результатов?
Я считаю, что в каждой детской победе есть участие взрослого. Это либо учитель, который направил ребенка, либо родитель. Когда Аня начала участвовать во всероссийской олимпиаде школьников по разным предметам, учительница по литературе сказала, что у нее очень интересная работа, лучшая в школе. И это неудивительно, ведь у дочери литература – любимый предмет. Мне кажется, когда родители пытаются натаскать ребенка по дисциплине, которая ему не нравится, то, как бы они ни заставляли, это не приведет к результату. Такие состязания проводятся для детей, которые обожают учиться, любят предмет и у которых другие интересы уходят на второй план. У Ани так сложилось с литературой.
Расскажите подробнее, как началась ваша подготовка к олимпиаде?
Когда учительница обратила мое внимание, мы стали искать возможность заниматься предметом углубленно, изучать на портале olimpium.ru, как и когда проходят олимпиады, подготовка, потому что для успешного участия знаний школьной программы недостаточно. Региональные департаменты образования поддерживают олимпиадное движение. Существуют центры подготовки одаренных детей, как государственные, которые занимаются с детьми углубленно предметом, так и коммерческие, которые устраивают для детей лагеря, олимпиадные школы по подготовке. В одну из таких школ Аня поехала летом после 7 класса. Эта первая поездка дала ей понять, насколько интересно заниматься именно литературной олимпиадой, а также помогла в следующем году добиться успехов на муниципальном, региональном этапах состязания, а через год уже пройти на заключительный этап, оператором которого является Академия «Просвещение». Для подготовки к всероссийской олимпиаде в Москве существуют кружки в Центре педагогического мастерства (ЦПМ). Если ты прошел отбор в сборную Москвы, тебя берут на выездные сборы (мероприятия городского Департамента образования): дети выезжают в учебные центры в Подмосковье, участвуют в лекциях и семинарах, пишут контрольные работы. Моя младшая дочь занимается историей искусства, и здесь немного другой формат подготовки. Помимо занятий в ЦПМ ученики посещают с тренерами сборной Москвы театры и музеи, выезжают в российские города, чтобы познакомиться с архитектурой воочию. Содержание и темы занятий такие интересные, что, порой, и нам, взрослым, хочется в них поучаствовать. В девятом классе Катя стала победителем регионального этапа, а заключительный этап будет проходить дистанционно в этом году.
Наверняка, участие в олимпиаде и подготовке к ней могут вызывать сильный психологический стресс. Как вы помогаете справляться с этим?
Популярность олимпиадного движения растет в геометрической прогрессии, с каждым годом и участников больше, и задания сложнее. Мы стараемся не замыкаться только на олимпиаде. У детей есть и другие интересы, друзья. Дочери ходят в художественную школу, занимаются иностранными языками. Кроме того, в старших классах, если ребенок не прошел, освобождается много времени и сил для подготовки к экзаменам.
Какие бонусы дают победы на олимпиадах в последних классах?
Школьники, набравшие наивысшее число баллов по итогу всероссийской олимпиады, имеют право поступить без вступительных экзаменов на бюджетные места ВУЗов в соответствии с правилами приемной комиссии конкретного ВУЗа. Например, победитель или призер всероссийской олимпиады по литературе может подать документы на филфак МГУ или ВШЭ, на любую специальность в РУДН, РАНХиГС и в ряд других ВУЗов. Неважно, в каком ты классе стал призером или победителем, в девятом или в 11-м ты имеешь право на эти льготы. Но есть и олимпиады второго типа, организаторами которых являются ВУЗы или другие учебные учреждения. Например, олимпиаду «Ломоносов» проводит МГУ. Всем состязаниям ежегодно присваивается уровень I, II или III. Традиционно, I уровень – зачисление без вступительных испытаний; II уровень – 100 баллов ЕГЭ по профилю олимпиады; III уровень – льготу определяет вуз.
Хотели бы ваши дети еще поучаствовать в каких-нибудь олимпиадах?
Моим детям нравится участвовать в олимпиадах, нравится подготовка, коллектив и преподаватели. На мой взгляд, решение младшей дочери участвовать в олимпиаде по МХК неслучайно. Дети учились в музыкальной школе, художественной, они погружены в эту тему с детства. Мы любим ходить в театры, путешествуем, с удовольствием посещаем музеи и выставки. Конечно, и Аня, и Катя планируют в следующем году принимать участие в олимпиадах по истории искусства и литературе. Участие в олимпиадном движении очень интересно, но непредсказуемо. Мне нравятся дети, с которыми они общаются, и педагоги, истинные подвижники своего дела, которые регулярно занимаются с ними в выездных лагерях, на семинарах, и даже сейчас – в дистанционном формате. Это не просто знакомство с темами школьной программы, а глубокая духовная, нравственная и интеллектуальная работа.
Источник:
https://newizv.ru/articles/877382/customer_preview