«Олимпиада по географии помогает справляться с самыми сложными задачами». Интервью с экспертом
«Олимпиада по географии помогает справляться с самыми сложными задачами». Интервью с экспертом
Почему олимпиада по географии играет важную роль в жизни каждого участника? Что нужно знать школьникам для успешной подготовки к состязаниям? Об этом рассказал руководитель сборной команды и председатель Центральной предметно-методической комиссии по географии Дмитрий Богачев. Участие сборных команд России в международных интеллектуальных состязаниях 2020 года организует Российский университет дружбы народов. Оператором всероссийской олимпиады школьников в 2020 году является Академия «Просвещение», входящая в одноименную Группу компаний.
– Расскажите, в чем особенности участия наших сборных команд в международной олимпиаде по географии?
Для нас актуально участие в двух международных олимпиадах. Первая – географическая олимпиада стран Балтии (Baltic iGeo), в которой принимают участие ребята из Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Белоруссии и России. Вторая – самая главная – международная географическая олимпиада школьников (iGeo), проводимая ежегодно под эгидой Международного географического союза. Международные состязания проводятся на английском языке, поэтому для попадания в команду нужно не просто знать язык, необходимо обладать навыками географического мышления на английском языке. Наша сборная участвует практически в каждой международной олимпиаде с момента их появления, что, несомненно, является успехом! За этим успехом стоит регулярная и поступательная работа уникальной команды единомышленников: учеников и преподавателей ведущих университетов нашей страны, а главное – учителей географии, неравнодушных к своему предмету.
– Насколько отличается всероссийская олимпиада по географии от международной?
Олимпиады школьников в нашей стране имеют серьезные традиции. Первая «номерная» всероссийская олимпиада с отборочными и заключительным этапами была проведена в 1992 году. С тех пор структура олимпиадных заданий изменилась. В частности, в 90-е годы задания в основном носили теоретический характер. Не было ни тестового, ни полевого туров. Ответы на задания участники писали на разворотах тетрадных листов. Сейчас на заключительном этапе состязания проводятся в три тура. Теоретический тур состоит из шести задач по темам школьного курса, из них пять идут в личный зачет участника. Поэтому можно выбрать, какую задачу не решать, либо решить все: при подсчете баллов та, за решение которой баллы минимальны, аннулируется. Тематика заданий более разнообразна: от решения уравнений радиационного баланса Земли до расчета объема выборки микропереписи населения России по регионам. Кроме того, с 2001 года практический тур стал проходить в полевом формате. Его технология дошла практически до совершенства и максимально приближена к международному уровню.
– Что делают участники в рамках практического тура?
Они проходят маршрут, а на контрольных точках получают задания, связанные с применением умений наблюдать, анализировать, делать выводы на основе наблюдений и показаний приборов. В целом, отмечу, что география настолько межпредметна и многогранна, что дает возможность комплексного видения процессов и явлений. Потому все участники, даже те, кто в дальнейшем не планирует связать свою жизнь с географией, успешно справляются с самыми сложными задачами. В этом и есть главная конструктивная функция и перспективы развития нашей олимпиады.
– Насколько олимпиада по географии популярна среди школьников?
Трудно ответить на данный вопрос однозначно. С одной стороны, в олимпиаде по географии участвует меньше школьников, чем в олимпиадах по математике или физике. Но с другой стороны, ежегодно в региональном этапе участвуют около шести тысяч школьников, из которых отбираются 230 человек для участия в заключительном этапе. Это значит, что в муниципальном и школьном этапах принимают участие более 150 тысяч школьников, что далеко не мало.
– Как сегодня формируются задания олимпиады?
При разработке мы стараемся не повторять заданий прошлых лет ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, задания должны быть интересными. Важно, чтобы в них входила информация, стимулирующая интерес к предмету. Сложнее всего составлять задания для полевого тура. Но именно он является самой яркой отличительной особенностью географической олимпиады. Очень часто ребята воспринимают его как самый важный, несмотря на то, что теоретический тур потенциально может дать больше баллов.
– Какие рекомендации Вы бы дали участникам при подготовке к олимпиаде?
Сегодня, как и во многих отраслях знания, повысились требования к подготовленности, обострилась конкуренция на международном уровне. Знать географию и понимать английский язык недостаточно. Важно уметь сконцентрироваться, выстроить стратегию и тактику выступления как в командном зачете, так и в личном. Нужно заниматься поступательно, с ускорением, а зачастую – самостоятельно, а также уметь отдохнуть. Читать географическую литературу, анализировать статистику, тренировать наблюдательность, выявлять причинно-следственные связи в природе, хозяйстве и социуме. Но, пожалуй, самое важное – нужно сохранять увлеченность географией. А уже тренерский состав сможет помочь в организации подготовки к состязаниям любого уровня.
– Расскажите, в чем особенности участия наших сборных команд в международной олимпиаде по географии?
Для нас актуально участие в двух международных олимпиадах. Первая – географическая олимпиада стран Балтии (Baltic iGeo), в которой принимают участие ребята из Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Белоруссии и России. Вторая – самая главная – международная географическая олимпиада школьников (iGeo), проводимая ежегодно под эгидой Международного географического союза. Международные состязания проводятся на английском языке, поэтому для попадания в команду нужно не просто знать язык, необходимо обладать навыками географического мышления на английском языке. Наша сборная участвует практически в каждой международной олимпиаде с момента их появления, что, несомненно, является успехом! За этим успехом стоит регулярная и поступательная работа уникальной команды единомышленников: учеников и преподавателей ведущих университетов нашей страны, а главное – учителей географии, неравнодушных к своему предмету.
– Насколько отличается всероссийская олимпиада по географии от международной?
Олимпиады школьников в нашей стране имеют серьезные традиции. Первая «номерная» всероссийская олимпиада с отборочными и заключительным этапами была проведена в 1992 году. С тех пор структура олимпиадных заданий изменилась. В частности, в 90-е годы задания в основном носили теоретический характер. Не было ни тестового, ни полевого туров. Ответы на задания участники писали на разворотах тетрадных листов. Сейчас на заключительном этапе состязания проводятся в три тура. Теоретический тур состоит из шести задач по темам школьного курса, из них пять идут в личный зачет участника. Поэтому можно выбрать, какую задачу не решать, либо решить все: при подсчете баллов та, за решение которой баллы минимальны, аннулируется. Тематика заданий более разнообразна: от решения уравнений радиационного баланса Земли до расчета объема выборки микропереписи населения России по регионам. Кроме того, с 2001 года практический тур стал проходить в полевом формате. Его технология дошла практически до совершенства и максимально приближена к международному уровню.
– Что делают участники в рамках практического тура?
Они проходят маршрут, а на контрольных точках получают задания, связанные с применением умений наблюдать, анализировать, делать выводы на основе наблюдений и показаний приборов. В целом, отмечу, что география настолько межпредметна и многогранна, что дает возможность комплексного видения процессов и явлений. Потому все участники, даже те, кто в дальнейшем не планирует связать свою жизнь с географией, успешно справляются с самыми сложными задачами. В этом и есть главная конструктивная функция и перспективы развития нашей олимпиады.
– Насколько олимпиада по географии популярна среди школьников?
Трудно ответить на данный вопрос однозначно. С одной стороны, в олимпиаде по географии участвует меньше школьников, чем в олимпиадах по математике или физике. Но с другой стороны, ежегодно в региональном этапе участвуют около шести тысяч школьников, из которых отбираются 230 человек для участия в заключительном этапе. Это значит, что в муниципальном и школьном этапах принимают участие более 150 тысяч школьников, что далеко не мало.
– Как сегодня формируются задания олимпиады?
При разработке мы стараемся не повторять заданий прошлых лет ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, задания должны быть интересными. Важно, чтобы в них входила информация, стимулирующая интерес к предмету. Сложнее всего составлять задания для полевого тура. Но именно он является самой яркой отличительной особенностью географической олимпиады. Очень часто ребята воспринимают его как самый важный, несмотря на то, что теоретический тур потенциально может дать больше баллов.
– Какие рекомендации Вы бы дали участникам при подготовке к олимпиаде?
Сегодня, как и во многих отраслях знания, повысились требования к подготовленности, обострилась конкуренция на международном уровне. Знать географию и понимать английский язык недостаточно. Важно уметь сконцентрироваться, выстроить стратегию и тактику выступления как в командном зачете, так и в личном. Нужно заниматься поступательно, с ускорением, а зачастую – самостоятельно, а также уметь отдохнуть. Читать географическую литературу, анализировать статистику, тренировать наблюдательность, выявлять причинно-следственные связи в природе, хозяйстве и социуме. Но, пожалуй, самое важное – нужно сохранять увлеченность географией. А уже тренерский состав сможет помочь в организации подготовки к состязаниям любого уровня.
Источник:
https://kbsu.ru/news/cifrovoj-dvojnik-nalchika-odin-iz-proektov-noc-nejtrino-novye-materialy-informacionnye-tehnologii-i-zelenaja-jekonomika/