Консультантам нужен свой закон. Концепцию закона о консультационной деятельности обсудили на Baltic
В сфере консалтинга сегодня задействованы миллионы людей. Согласно исследованию департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы только в креативном секторе в столице зарегистрировано более 150 тысяч организаций, которые насчитывают около 500 тысяч сотрудников. Большое количество физических лиц оказывает консалтинговые услуги без образования какой-либо юридической формы и является черным сектором рынка. Такие граждане не платят налоги и снижают стоимость услуг профессиональных организаций, при этом контроль качества оказания услуг подобными субъектами невозможен.
Проблемы, с которыми сталкиваются консалтинговые компании – это незащищенность интеллектуальной собственности, неплатежи, длительные постоплаты, получение заказчиками неограниченного количества услуг на безвозмездной основе. В свою очередь заказчики сталкиваются с рисками оказания некачественных услуг и сложностями в определении критериев качества таких услуг.
«В настоящее время растет востребованность консультационных и интеллектуальных услуг по различным направлениям: финансовому, управленческому, рекламному, GR, PR, информационному, правовому, кадровому и другим аспектам управления бизнесом, – говорит основатель коммуникационного агентства PR Inc. Ольга Дашевская. – при этом норм главы 39 ГК РФ («возмездное оказание услуг») уже недостаточно для регулирования консалтинговой деятельности. На данный момент все консалтинговые компании находятся в поле правовой неопределенности. Для дальнейшего формирования прозрачного рынка необходим регуляторный механизм».
«Идея законопроекта абсолютно конструктивна и позволит дать дополнительные гарантии всем участникам рынка консультационных услуг, тем самым поможет формированию в нашей стране прогнозируемого, развитого рынка». - Вячеслав Лащевский, Председатель Совета директоров Коммуникационной группы АГТ, сопредседатель Координационного совета коммуникационной индустрии при Общественной палате РФ
Основной проблемой консультационной деятельности на данный момент в России является то, что она не регулируется законом, который бы определял понятия, сущность, принципы консультационной деятельности, ответственность консультантов, функционирование профессиональных организаций. Остаются неразрешенными правовые основы взаимоотношений сторон, как-то: права и обязанности, ответственность, качество консультационных услуг и др.
Закон, действие которого может затронуть самый широкий спектр консультантов – юридические, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере PR, GR, всех видов рекламного, кадрового и IT консалтинга. В перспективе этот список может быть расширен за счет компаний, работающих в сфере научного и других видов консалтинговых услуг.