Исследование PR-специалистов
"ЭКРО-RG" (www.ecro.ru) провело исследование PR-специалистов Москвы и Санкт-Петербурга (сентябрь-октябрь 2005 г.). Было опрошено 147 человек, 93 человека в Москве и 54 в Санкт-Петербурге, выполняющих в своих компаниях функции PR.
ИССЛЕДОВАНИЕ PR-СПЕЦИАЛИСТОВ
"ЭКРО-RG" (www.ecro.ru) провело исследование PR-специалистов Москвы и Санкт-Петербурга (сентябрь-октябрь 2005 г.). Было опрошено 147 человек, 93 человека в Москве и 54 в Санкт-Петербурге, выполняющих в своих компаниях функции PR. Если в исследуемой компании несколько PR специалистов, то опрашивался только один из них, как правило, старший.
Ниже приведены некоторые результаты опроса:
1. Пол PR-специалистов.
В основном, PR-специалистами являются женщины, в Москве они составляют 58% опрошенных, а в Санкт-Петербурге – 76%, то есть доля мужчин PR-специалистов в Москве практически в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге.
Такая ситуация обусловлена историей развития PR в современной России. Изначально в начале 90-х годов прошлого века специалисты в области PR появились в Москве в связи с необходимостью установления компаниями контактов с государственными органами, общественными и политическими организациями. Также в эти годы наблюдалась большая востребованность специалистов в области политического PR. Осваивать новую специальность в первую очередь стали мужчины. Лишь затем в компаниях появились специалисты, занимающиеся установлением взаимодействия со СМИ, сбором и анализом первичной и вторичной деловой информации, касающейся компании, подготовкой статей, комментариев, обзоров и т.д. А вторая волна специалистов PR состояла преимущественно из женщин. Несмотря на то, что в Москве PR специалистам-женщинам удалось доказать свой профессионализм, высокое качество и высокий уровень эффективности своей работы, руководящие функции остались за мужчинами, именно поэтому до сих пор на одного москвича мужчину PR-специалиста приходится только одна женщина PR-специалист.
Несколько другая картина наблюдается в Санкт-Петербурге, где потребность в PR специалистах появилась позже, когда эта профессия стала более популярной среди женщин, чем среди мужчин. Сейчас факультеты PR многих ВУЗов являются «женскими» факультетами, в результате в Санкт-Петербурге на одного мужчину PR-специалиста приходится три PR-специалиста женщины.
Таблица 1.
Пол Москва Санкт-Петербург ИТОГО
женщины 58% 76% 65%
мужчины 42% 24% 35%
Общий итог 100% 100% 100%
2. Возраст PR-специалистов.
Петербуржские PR-специалисты в среднем несколько моложе своих коллег из Москвы: средний возраст PR-специалистов составляет 31 год для москвичей и 29 лет для петербуржцев. При этом средний возраст женщин обоих городов составляет около 29 лет, а мужчин: в Москве – 34 года, в Санкт-Петербурге – 30 лет. Это подтверждает ранее сделанный нами вывод о том, что первыми в PR пришли мужчины, причем в Москве эта специальность оказалась раньше востребованной, чем в Санкт-Петербурге.
Однако, у петербургских PR-специалистов в настоящее время гораздо больше шансов в построении ранней карьеры, чем у москвичей. Среди опрошенных нами главных специалистов по PR доля лиц в возрасте до 24 лет в Санкт-Петербурге составляет 28%, а в Москве – только 19%.
При этом в Москве в 2,5 раза больше доля тех PR-специалистов, кому 40 и больше лет.
Таблица 2.
Возраст (лет) Москва Санкт-Петербург ИТОГО
до 24 19% 28% 23%
25-29 32% 32% 32%
30-34 27% 22% 25%
35-39 14% 14% 14%
40 и старше 10% 4% 7%
Общий итог 100% 100% 100%
3. Стаж работы в PR.
Продолжительность работы специалистов в сфере PR составляет порядка 5 лет, как у москвичей, так и у петербуржцев. Причем, опыт работы у женщин PR-специалистов Санкт-Петербурга выше, чем у их коллег из Москвы (5 лет против 4,5). А у мужчин наоборот, москвичи имеют значительно больший опыт работы - 6 лет, чем PR-специалисты Санкт-Петербурга – 4,5 года.
Таблица 3.
Лет в PR Москва Санкт-Петербург ИТОГО
до 2 27% 24% 25%
3-5 38% 48% 41%
6-10 29% 20% 26%
11 и более 6% 8% 8%
Общий итог 100% 100% 100%
4. Размер компании.
71% PR-специалистов ответили, что компания, в которой они работают, является крупной для данной отрасли. 24% работают в средней по размеру компании и 5% - в мелкой.
Надо отметить, что в Санкт-Петербурге среди опрошенных доля компаний, являющихся средними по размеру, в 1,5 раза больше, чем в Москве. На первый взгляд, в Санкт-Петербурге больше прогрессивных компаний, которые начинают использовать PR, не став еще крупной компанией. Однако, размер компании оценивался относительно предприятий определенной отрасли, а большинство крупных компаний находится в Москве, а не в Петербурге. Поэтому средняя по отрасли компания, находящаяся в Санкт-Петербурге, для данного города является крупной.
Таблица 4.
Размер компании Москва Санкт-Петербург ИТОГО
крупная 75% 64% 71%
средняя 20% 32% 24%
мелкая 5% 4% 5%
Общий итог 100% 100% 100%
5. Размер PR-отдела.
В среднем, размер PR-отдела компании составляет в Москве – 3 человека, а в Санкт-Петербурге – 2 человека. Однако в 38% компаний имеют в своем штате всего одного человека, выполняющего обязанности PR. Причем в Санкт-Петербурге один человек в PR-отделе встречается в 2 раза чаще, чем в Москве (соответственно 55% компаний и 28%). Отделы PR, состоящие из 4 и более человек, встречаются практически в каждой третьей московской компании, и всего лишь в каждой четвертой петербургской. Таким образом, можно говорить о больших перспективах роста штата PR-специалистов в Санкт-Петербурге.
Таблица 5.
Размер PR-отдела Москва Санкт-Петербург ИТОГО
1 чел. 28% 55% 38%
2-3 чел 42% 27% 35%
4-5 чел. 22% 14% 19%
6 и более 8% 4% 8%
Общий итог 100% 100% 100%
За дополнительной информацией обращайтесь к
Сергею Морозову
"ЭКРО-RG"
monitoring@ecro.ru
www.ecro.ru
(812) 380-6711, 380-6710
"ЭКРО-RG" (www.ecro.ru) провело исследование PR-специалистов Москвы и Санкт-Петербурга (сентябрь-октябрь 2005 г.). Было опрошено 147 человек, 93 человека в Москве и 54 в Санкт-Петербурге, выполняющих в своих компаниях функции PR. Если в исследуемой компании несколько PR специалистов, то опрашивался только один из них, как правило, старший.
Ниже приведены некоторые результаты опроса:
1. Пол PR-специалистов.
В основном, PR-специалистами являются женщины, в Москве они составляют 58% опрошенных, а в Санкт-Петербурге – 76%, то есть доля мужчин PR-специалистов в Москве практически в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге.
Такая ситуация обусловлена историей развития PR в современной России. Изначально в начале 90-х годов прошлого века специалисты в области PR появились в Москве в связи с необходимостью установления компаниями контактов с государственными органами, общественными и политическими организациями. Также в эти годы наблюдалась большая востребованность специалистов в области политического PR. Осваивать новую специальность в первую очередь стали мужчины. Лишь затем в компаниях появились специалисты, занимающиеся установлением взаимодействия со СМИ, сбором и анализом первичной и вторичной деловой информации, касающейся компании, подготовкой статей, комментариев, обзоров и т.д. А вторая волна специалистов PR состояла преимущественно из женщин. Несмотря на то, что в Москве PR специалистам-женщинам удалось доказать свой профессионализм, высокое качество и высокий уровень эффективности своей работы, руководящие функции остались за мужчинами, именно поэтому до сих пор на одного москвича мужчину PR-специалиста приходится только одна женщина PR-специалист.
Несколько другая картина наблюдается в Санкт-Петербурге, где потребность в PR специалистах появилась позже, когда эта профессия стала более популярной среди женщин, чем среди мужчин. Сейчас факультеты PR многих ВУЗов являются «женскими» факультетами, в результате в Санкт-Петербурге на одного мужчину PR-специалиста приходится три PR-специалиста женщины.
Таблица 1.
Пол Москва Санкт-Петербург ИТОГО
женщины 58% 76% 65%
мужчины 42% 24% 35%
Общий итог 100% 100% 100%
2. Возраст PR-специалистов.
Петербуржские PR-специалисты в среднем несколько моложе своих коллег из Москвы: средний возраст PR-специалистов составляет 31 год для москвичей и 29 лет для петербуржцев. При этом средний возраст женщин обоих городов составляет около 29 лет, а мужчин: в Москве – 34 года, в Санкт-Петербурге – 30 лет. Это подтверждает ранее сделанный нами вывод о том, что первыми в PR пришли мужчины, причем в Москве эта специальность оказалась раньше востребованной, чем в Санкт-Петербурге.
Однако, у петербургских PR-специалистов в настоящее время гораздо больше шансов в построении ранней карьеры, чем у москвичей. Среди опрошенных нами главных специалистов по PR доля лиц в возрасте до 24 лет в Санкт-Петербурге составляет 28%, а в Москве – только 19%.
При этом в Москве в 2,5 раза больше доля тех PR-специалистов, кому 40 и больше лет.
Таблица 2.
Возраст (лет) Москва Санкт-Петербург ИТОГО
до 24 19% 28% 23%
25-29 32% 32% 32%
30-34 27% 22% 25%
35-39 14% 14% 14%
40 и старше 10% 4% 7%
Общий итог 100% 100% 100%
3. Стаж работы в PR.
Продолжительность работы специалистов в сфере PR составляет порядка 5 лет, как у москвичей, так и у петербуржцев. Причем, опыт работы у женщин PR-специалистов Санкт-Петербурга выше, чем у их коллег из Москвы (5 лет против 4,5). А у мужчин наоборот, москвичи имеют значительно больший опыт работы - 6 лет, чем PR-специалисты Санкт-Петербурга – 4,5 года.
Таблица 3.
Лет в PR Москва Санкт-Петербург ИТОГО
до 2 27% 24% 25%
3-5 38% 48% 41%
6-10 29% 20% 26%
11 и более 6% 8% 8%
Общий итог 100% 100% 100%
4. Размер компании.
71% PR-специалистов ответили, что компания, в которой они работают, является крупной для данной отрасли. 24% работают в средней по размеру компании и 5% - в мелкой.
Надо отметить, что в Санкт-Петербурге среди опрошенных доля компаний, являющихся средними по размеру, в 1,5 раза больше, чем в Москве. На первый взгляд, в Санкт-Петербурге больше прогрессивных компаний, которые начинают использовать PR, не став еще крупной компанией. Однако, размер компании оценивался относительно предприятий определенной отрасли, а большинство крупных компаний находится в Москве, а не в Петербурге. Поэтому средняя по отрасли компания, находящаяся в Санкт-Петербурге, для данного города является крупной.
Таблица 4.
Размер компании Москва Санкт-Петербург ИТОГО
крупная 75% 64% 71%
средняя 20% 32% 24%
мелкая 5% 4% 5%
Общий итог 100% 100% 100%
5. Размер PR-отдела.
В среднем, размер PR-отдела компании составляет в Москве – 3 человека, а в Санкт-Петербурге – 2 человека. Однако в 38% компаний имеют в своем штате всего одного человека, выполняющего обязанности PR. Причем в Санкт-Петербурге один человек в PR-отделе встречается в 2 раза чаще, чем в Москве (соответственно 55% компаний и 28%). Отделы PR, состоящие из 4 и более человек, встречаются практически в каждой третьей московской компании, и всего лишь в каждой четвертой петербургской. Таким образом, можно говорить о больших перспективах роста штата PR-специалистов в Санкт-Петербурге.
Таблица 5.
Размер PR-отдела Москва Санкт-Петербург ИТОГО
1 чел. 28% 55% 38%
2-3 чел 42% 27% 35%
4-5 чел. 22% 14% 19%
6 и более 8% 4% 8%
Общий итог 100% 100% 100%
За дополнительной информацией обращайтесь к
Сергею Морозову
"ЭКРО-RG"
monitoring@ecro.ru
www.ecro.ru
(812) 380-6711, 380-6710