Круглый стол «Власть и СМИ. Имитация демократии?»
В рамках конкурса PRESSзвание состоялся круглый стол на тему «Власть и СМИ. Имитация демократии?». Гостями Савика Шустера стали известные политики, бизнесмены, представители независимых российских СМИ и украинские журналисты.
За Круглым столом собрались: народный депутат Украины Александр Вилкул, обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева, глава ИД Экономика Игорь Ляшенко, президент компании ТНК-ВР Украина Сергей Лизунов, обозреватель Известия и Эхо Москвы Ирина Петровская, народный депутат Украины Петр Порошенко, глава представительства ТПП Грузии в Украине Георгий Сигуа, шеф-редактор специальных проектов 5 канала Святослав Цеголко, и многие другие.
Участники круглого стола сошлись на том, что главными проблемами журналистики вообще и деловой журналистики в частности остаются: существование «джинсы», как инструмента манипулирования сознанием, младенческое состояние отечественной журналистики, отсутствие механизма взаимодействия ньюсмейкеров и журналистов, «кривое» правовое поле в области информации.
Представители власти, бизнеса и изданий попытались найти ответы на вопросы: как избежать «джинсы» в погоне за рейтингами, как и когда СМИ влияют на общество и есть ли вообще сегодня свободная журналистика.
И все же, по мнению Савика Шустера, заказные материалы являются следствием, а не причиной ситуации, сложившейся в украинском медиа-пространстве. «Я знаю, что в Украине реально есть сегодня свобода слова, со всеми оговорками. Но очень мало пока, к сожалению, людей, которые могут этим воспользоваться. У нас низкий уровень профессионализма. Это большая проблема. Нет у нас сегодня издателей, владельцев средств массовой информации – телевидения, радио или печатных СМИ, которые вкладывают в развитие и хотят, чтобы реально развивалось это средство массовой информации, приносило прибыль и завоёвывало аудиторию. Пока наблюдаем ситуацию, когда владельцы больше обслуживают собственный интерес».
Со слов народного депутата Украины Петра Порошенко, журналистская революция в Украине началась в ноябре 2004 года и, на сегодняшний день, значительно сократилось давление владельцев СМИ на журналистов. Как заметил г-н Порошенко: «Хотя сегодня мы и наблюдаем процесс сворачивания эффективности СМИ, я убежден, что общество в первую очередь, должно хотеть знать правду. На сегодняшний день наблюдается «желтая» погоня за сенсациями, вместо того, чтобы научить человека думать о последствиях своего выбора. Свобода слова – это не только свободная журналистика, но и ответственность за поданный материал и, как следствие, доверие общества».
В ходе дискуссии гости студии подняли ряд наболевших тем о «джинсе» с одной стороны и некомпетентности журналистов с другой.
По мнению народного депутата Александра Вилкула, «заказуха» вымирает.
«Влияние заказных материалов на общество из года в год уменьшается. По сравнению с другими странами СНГ уровень свободы слова в Украине достаточно высок. За 15 лет независимости Украина сделала то, что западные страны проходили десятилетиями, а понятие «заказуха» сегодня вымирает», - считает г-н Вилкул.
В то же время, по мнению менеджера по корпоративным связям компании «Нестле Украина» Геннадия Радченко, на сегодняшний день даже упоминание названия компании в издании уже расценивают как рекламу. Главная проблема журналистики в Украине - уровень ее образованности. Поэтому не исключено, что сами редактора и рекламные отделы изданий подталкивают журналистов к «джинсе». «Бороться с «джинсой» очень просто – не платить».
Если в начале беседы часть аудитории считала, что свободной прессы в Украине не существует, то к концу дискуссии точка зрения изменилась.
«Учитывая разнообразие мнений, которое мы видим в средствах массовой информации на сегодняшний день, свобода слова, с моей точки зрения, представлена достаточно хорошо. Хотелось бы, чтобы профильные журналисты, которые специализируются в определенных отраслях экономики, успевали за изменениями в этих отраслях, чтобы читатель получал корректную информацию», - считает президент компании ТНК-ВР Украина Сергей Лизунов.
Возвращаясь к вопросу качественной журналистики, заместитель директора Одесского припортового завода Валерий Севастьянов заметил, что главным индикатором качества хорошего журналиста являются его материалы – их должны обсуждать, они должны вызывать реакцию общества.
Директор компании Millennium Capital Михаил Ключников отметил, что на сегодняшний день для украинских журналистов очень важна компетенция в освещаемом им вопросе. К сожалению, именно это мешает освещать многие финансовые темы, такие как рейдерство, слияния-поглощения и другие.
Участники Круглого стола сошлись на необходимости проведения подобных дискуссий в обществе.
Как высказался г-н Арьев, подобные дискуссии полезны обществу, это дает возможность журналистскому сообществу оставаться «в тонусе», не зачерстветь, всегда остро воспринимать информацию и проявлять интерес к корпоративным проблемам.
Участники круглого стола сошлись на том, что главными проблемами журналистики вообще и деловой журналистики в частности остаются: существование «джинсы», как инструмента манипулирования сознанием, младенческое состояние отечественной журналистики, отсутствие механизма взаимодействия ньюсмейкеров и журналистов, «кривое» правовое поле в области информации.
Представители власти, бизнеса и изданий попытались найти ответы на вопросы: как избежать «джинсы» в погоне за рейтингами, как и когда СМИ влияют на общество и есть ли вообще сегодня свободная журналистика.
И все же, по мнению Савика Шустера, заказные материалы являются следствием, а не причиной ситуации, сложившейся в украинском медиа-пространстве. «Я знаю, что в Украине реально есть сегодня свобода слова, со всеми оговорками. Но очень мало пока, к сожалению, людей, которые могут этим воспользоваться. У нас низкий уровень профессионализма. Это большая проблема. Нет у нас сегодня издателей, владельцев средств массовой информации – телевидения, радио или печатных СМИ, которые вкладывают в развитие и хотят, чтобы реально развивалось это средство массовой информации, приносило прибыль и завоёвывало аудиторию. Пока наблюдаем ситуацию, когда владельцы больше обслуживают собственный интерес».
Со слов народного депутата Украины Петра Порошенко, журналистская революция в Украине началась в ноябре 2004 года и, на сегодняшний день, значительно сократилось давление владельцев СМИ на журналистов. Как заметил г-н Порошенко: «Хотя сегодня мы и наблюдаем процесс сворачивания эффективности СМИ, я убежден, что общество в первую очередь, должно хотеть знать правду. На сегодняшний день наблюдается «желтая» погоня за сенсациями, вместо того, чтобы научить человека думать о последствиях своего выбора. Свобода слова – это не только свободная журналистика, но и ответственность за поданный материал и, как следствие, доверие общества».
В ходе дискуссии гости студии подняли ряд наболевших тем о «джинсе» с одной стороны и некомпетентности журналистов с другой.
По мнению народного депутата Александра Вилкула, «заказуха» вымирает.
«Влияние заказных материалов на общество из года в год уменьшается. По сравнению с другими странами СНГ уровень свободы слова в Украине достаточно высок. За 15 лет независимости Украина сделала то, что западные страны проходили десятилетиями, а понятие «заказуха» сегодня вымирает», - считает г-н Вилкул.
В то же время, по мнению менеджера по корпоративным связям компании «Нестле Украина» Геннадия Радченко, на сегодняшний день даже упоминание названия компании в издании уже расценивают как рекламу. Главная проблема журналистики в Украине - уровень ее образованности. Поэтому не исключено, что сами редактора и рекламные отделы изданий подталкивают журналистов к «джинсе». «Бороться с «джинсой» очень просто – не платить».
Если в начале беседы часть аудитории считала, что свободной прессы в Украине не существует, то к концу дискуссии точка зрения изменилась.
«Учитывая разнообразие мнений, которое мы видим в средствах массовой информации на сегодняшний день, свобода слова, с моей точки зрения, представлена достаточно хорошо. Хотелось бы, чтобы профильные журналисты, которые специализируются в определенных отраслях экономики, успевали за изменениями в этих отраслях, чтобы читатель получал корректную информацию», - считает президент компании ТНК-ВР Украина Сергей Лизунов.
Возвращаясь к вопросу качественной журналистики, заместитель директора Одесского припортового завода Валерий Севастьянов заметил, что главным индикатором качества хорошего журналиста являются его материалы – их должны обсуждать, они должны вызывать реакцию общества.
Директор компании Millennium Capital Михаил Ключников отметил, что на сегодняшний день для украинских журналистов очень важна компетенция в освещаемом им вопросе. К сожалению, именно это мешает освещать многие финансовые темы, такие как рейдерство, слияния-поглощения и другие.
Участники Круглого стола сошлись на необходимости проведения подобных дискуссий в обществе.
Как высказался г-н Арьев, подобные дискуссии полезны обществу, это дает возможность журналистскому сообществу оставаться «в тонусе», не зачерстветь, всегда остро воспринимать информацию и проявлять интерес к корпоративным проблемам.