Логика конфронтации «газ, соль, Крым»
Сегодня стали известны результаты опроса, проведенного 19 — 24 февраля среди 2 тыс. 400 граждан Украины. Согласно этим данным, большинство украинцев не считает «газовые» договоренности между Украиной и Россией победой власти и украинской дипломатии. Вместе с тем, их логика абсолютно понятна директору специальных проектов «ИМА-консалтинг» Игорю Даченкову.
Напряженность между Россией и Украиной (газ, соль, Крым) в течение всего последнего года – прямое следствие изменения политической системы координат, политико-идеологической парадигмы в отношениях двух восточнославянских стран. Если говорить откровенно – это результат президентских выборов на Украине в 2004 году, когда к власти пришли политические силы, ориентированные во внешней и внутренней политике на Запад (прежде всего на США, которые оказывали весомую поддержку «оранжистам») и ревизию многосторонних договоренностей с Кремлем.
Газовая проблема носит преимущественно политический характер и имеет два основных аспекта. С одной стороны, созданный управляемый конфликт с повышением цен на газ вписывается в логику политического реванша российской элиты после победы Ющенко в декабре 2004 года. С другой – налицо внесение элемента дестабилизации в украинскую экономику, которая зависит от поставок российского газа и исторически «подсела на иглу» российских энергоносителей. В свою очередь, как показывает дальнейшее развитие ситуации, все это является фактором снижения рейтинга электоральной поддержки Ющенко и его сторонников накануне выборов в Верховную Раду. Учитывая изменения в политической системе страны, когда парламент начинает играть определяющую роль, пропрезидентские фракции Верховной Рады вместе с падением популярности Президента автоматически получают его «антирейтинг» и тем самым снижают свою электоральную привлекательность для украинского избирателя. В данной ситуации они поставлены в патовое положение: либо идти до конца под флагом Ющенко, либо откреститься от своего высокого покровителя и попытаться самостоятельно «достучаться» до сознания украинских граждан, либо примкнуть на словах или на деле к оппозиции, что маловероятно. Сложившаяся ситуация создает благоприятные условия для вхождения во власть (в новый парламент страны) тех политических сил, которые устраивают Россию в перспективе, поскольку определяют новое лицо украинской политической элиты.
Но, конечно, нельзя полностью сбрасывать со счетов чисто прагматическую, экономическую подоплеку ситуации, связанную с поставками российского газа по сниженным ценам. Действительно, длительное иждивенчество Украины (кстати, и не только Украины) было своеобразной платой за политическую лояльность. Однако всегда есть трезвый хозяйственный расчет, элементарная экономика, которые дают ответы на вопрос: выгодно или не выгодно? Ежегодно растут издержки, меняется конъюнктура на мировом рынке энергоносителей. Я уверен, что проблему с газовым ценовым демпингом для стран СНГ рано или поздно пришлось бы решать. А в случае с Украиной просто возникли необходимые политические условия, которые выступили своеобразным катализатором процесса.
Необходимо отметить, что сговорчивость украинского руководства уже привела к резкому падению рейтинга Ющенко, и даже в стане ортодоксальных сторонников украинского президента нет единства, поскольку часть элиты обвиняет его в предательстве национальных интересов и в стратегической ошибке. Очевидно, что Украина пытается сделать хорошую мину при плохой игре и затянуть ситуацию до 26 марта, «заговорив» решение наболевшего вопроса.
Тем не менее, я думаю, что конфликт будет решен.
Напряженность между Россией и Украиной (газ, соль, Крым) в течение всего последнего года – прямое следствие изменения политической системы координат, политико-идеологической парадигмы в отношениях двух восточнославянских стран. Если говорить откровенно – это результат президентских выборов на Украине в 2004 году, когда к власти пришли политические силы, ориентированные во внешней и внутренней политике на Запад (прежде всего на США, которые оказывали весомую поддержку «оранжистам») и ревизию многосторонних договоренностей с Кремлем.
Газовая проблема носит преимущественно политический характер и имеет два основных аспекта. С одной стороны, созданный управляемый конфликт с повышением цен на газ вписывается в логику политического реванша российской элиты после победы Ющенко в декабре 2004 года. С другой – налицо внесение элемента дестабилизации в украинскую экономику, которая зависит от поставок российского газа и исторически «подсела на иглу» российских энергоносителей. В свою очередь, как показывает дальнейшее развитие ситуации, все это является фактором снижения рейтинга электоральной поддержки Ющенко и его сторонников накануне выборов в Верховную Раду. Учитывая изменения в политической системе страны, когда парламент начинает играть определяющую роль, пропрезидентские фракции Верховной Рады вместе с падением популярности Президента автоматически получают его «антирейтинг» и тем самым снижают свою электоральную привлекательность для украинского избирателя. В данной ситуации они поставлены в патовое положение: либо идти до конца под флагом Ющенко, либо откреститься от своего высокого покровителя и попытаться самостоятельно «достучаться» до сознания украинских граждан, либо примкнуть на словах или на деле к оппозиции, что маловероятно. Сложившаяся ситуация создает благоприятные условия для вхождения во власть (в новый парламент страны) тех политических сил, которые устраивают Россию в перспективе, поскольку определяют новое лицо украинской политической элиты.
Но, конечно, нельзя полностью сбрасывать со счетов чисто прагматическую, экономическую подоплеку ситуации, связанную с поставками российского газа по сниженным ценам. Действительно, длительное иждивенчество Украины (кстати, и не только Украины) было своеобразной платой за политическую лояльность. Однако всегда есть трезвый хозяйственный расчет, элементарная экономика, которые дают ответы на вопрос: выгодно или не выгодно? Ежегодно растут издержки, меняется конъюнктура на мировом рынке энергоносителей. Я уверен, что проблему с газовым ценовым демпингом для стран СНГ рано или поздно пришлось бы решать. А в случае с Украиной просто возникли необходимые политические условия, которые выступили своеобразным катализатором процесса.
Необходимо отметить, что сговорчивость украинского руководства уже привела к резкому падению рейтинга Ющенко, и даже в стане ортодоксальных сторонников украинского президента нет единства, поскольку часть элиты обвиняет его в предательстве национальных интересов и в стратегической ошибке. Очевидно, что Украина пытается сделать хорошую мину при плохой игре и затянуть ситуацию до 26 марта, «заговорив» решение наболевшего вопроса.
Тем не менее, я думаю, что конфликт будет решен.