Бизнес - нужны ли ему исследования в условиях экономического кризиса?
Сейчас многие более эффективно пытаются использовать те приёмы планирования ассортимента, повышения приверженности потребителей, «точечной» работы с целевой аудиторией, которые могут использоваться в пределах фирмы. Чтобы увеличивать в текущих условиях устойчивость компании, неизбежно требуется отказываться от не дающих прибыли направлений, консервировать проекты с долгой окупаемостью, сокращать неэффективные затраты. На исследованиях рынка также экономят. Когда кризис в разгаре, в бизнесе как в хирургии: замораживают и отрезают.
«Непродуманное урезание расходов на маркетинг и исследования - вряд ли лучшее решение» - подчёркивает руководитель отдела исследований Южно-Российского исследовательского центра, Безина Екатерина. Ощущение необходимости в выполнении исследований в период экономического кризиса зависит от ряда факторов. В первую очередь - от изменчивости спроса, отличительных характеристик компании, товара. На меняющемся рынке уже через несколько месяцев результаты исследования могут оказаться абсолютно ненужными.
Исследования, заказываемые ориентированными на прибыль компаниями, как правило направлены на отслеживание предпочтений клиентов и изучение рыночной ситуации. Задача любой компании в условиях экономического кризиса - обеспечивать неизменность позиции на рынке, увеличивать устойчивость и конкурентоспособность.
В текущих условиях наиболее нужными являются исследования, связанные с анализом конкурентов, оценкой положения других фирм на рынке (66%). Надлежащим образом отлаженный мониторинг компаний-конкурентов даёт возможность оперативно выявить возможные или уже возникшие проблемы у конкурирующей компании и определить, какую рыночную нишу можно безболезненно занять.
Исследования рынка также являются нужными - оценка структуры и потенциала, его ёмкости, тенденций развития (60%). Такие исследования позволяют оценить заманчивость сегментов в данный момент, а также планировать перспективы сегмента рынка при разных сценариях развития кризиса.
Материал подготовлен по результатам исследования «Маркетинговая активность бизнеса», проведённого Южно-Российским исследовательским центром «Фактор» совместно с группой компаний «ЛИНТЕРА» в июле-августе 2009 года.