Особенности продвижения FMCG-товаров в социальных медиа
Согласно медиа исследованию компании iBIC, наиболее эффективными для увеличения узнаваемости брендов и стимулирования сбыта продуктов питания являются тематические кулинарные порталы. 70% всех сообщений пользователей содержат упоминание конкретного бренда производителя или поставщика продукции. При этом message компаний о здоровом питании совпадает с основной темой обсуждения аудитории.
Исследование охватывает уникальный контент, сгенерированный непосредственно посетителями блогов, социальных сетей и приложений, а также кулинарных форумов, в период с 18 марта по 4 мая (период Великого поста). Объектами исследования выступили экзотические крупы и бобовые: дикий рис, булгур, киноа, кускус и красная чечевица. Их выбор обусловлен временными рамками исследования – данные продукты традиционно разнообразят меню постящихся. Проводя данное исследование, аналитики iBIC ставили перед собой несколько задач: это установление брендов, которым отдают свои предпочтения потребители, определение наиболее активной площадки обсуждения (отдельной подзадачей был выделен анализ контента в фото-приложении Instagram) и семантический анализ сообщений для выявления ценностей аудитории и их корреляции с key message FMCG-брендов.
Мониторинг источников показал, что 70% всех сообщений пользователей помимо объектов анализа содержат упоминание бренда, одной из данных компаний: «Мистраль», ТД «Ярмарка», «Агроальянс», «Ангстрем Трейдинг» и «Америя Русс». Самой активной площадкой по вовлеченности аудитории стал кулинарный портал povarenok.ru.
Несмотря на то, что производители и поставщики анализируемых продуктов довольно активно используют социальные сети для позиционирования своих брендов, создавая сообщества в Facebook, Вконтакте, Twitter, видеоканал на Youtube, результаты исследования показали, что наибольший охват целевой аудитории достигается посредством использования тематических порталов, таких как povarenok.ru, koolinar.ru, кулинарных блогах в LiveJournal, LifeInternet, baby.ru и mail.ru. Так, компания «Мистраль» благодаря своей стратегии продвижения – производитель делает упор на инструменты вовлечения аудитории именно на тематических порталах, где уже собрана лояльная теме кулинарии публика – получает наибольшее количество упоминаний за анализируемый период.
Дополнительной задачей исследования было выявление особенностей продвижения брендов в Instagram. Несмотря на то, что на данной площадке сконцентрирован внушительный объем контента, посвященного теме еды, приложение пока мало освоено брендами. 80% упоминаний анализируемых объектов в Инстаграм не содержат указаний на какой бы то ни было бренд. Брендированный контент, т.е. упоминание названия компании в тегах и комментариях или присутствие упакованных продуктов на фотографиях пользователей, появляется скорее стихийно, нежели является результатом целенаправленной работы компаний с аудиторией. Так, например, пользователи приложения по собственной инициативе выкладывают фотографии продукции ТД «Ярмарка», чему, безусловно, способствует яркая и запоминающаяся упаковка товаров данного производителя.
Семантический анализ сообщений помог выделить основные тематики обсуждений и сравнить, насколько ценности, поддерживаемые потребителями, коллерируют с key message компаний, которые те используют для продвижения своей продукции. Так, основной темой при обсуждении продуктов питания и способов их приготовления является постулат о здоровом питании. Производители и поставщики также используют данный message для позиционирования. Но лишь в одном случае из двух, аудитория связывает конкретный бренд (Мистраль) с продуктами, входящими в систему ценностей здорового образа жизни. Абсолютное большинство компаний, несмотря на всю палитру используемых месседжей, практически не упоминается в сообщениях пользователей в контексте их слоганов. Таким образом, можно делать вывод, что зачастую позиционируемый компаниями образ является размытым для восприятия целевой аудиторией и нуждается в корректировке.
Выводы
Безусловно, интерес к различным рецептам, диетам, фудстайлингу и прочим кулинарным забавам в социальных медиа весьма велик (об этом говорит обилие всевозможных кулинарных групп и сообществ в рунете). При этом, как показало исследование iBIC, пользователи готовы добровольно и по собственной инициативе размещать сообщения и фотографии с ссылкой на конкретный бренд.
Несмотря на то, что производители и поставщики продуктов питания активно включают социальные медиа в свою коммуникационную стратегию, использование данных каналов по-прежнему ограничивается задачами увеличения узнаваемости брендов и продвижения продуктов питания, стимулирующее сбыт. Мало, кто использует возможности соцсетей для получения обратной связи от аудитории. В то же время, именно такой фидбек позволил бы брендам определить, насколько их ключевое сообщение совпадает c системой ценностей целевой аудитории и коррелирует с общей стратегией продвижения компании.
О компании iBIC
Шведско-российская компания iBIC является экспертом в области PR-поддержки, мониторинга и анализа традиционных и социальных медиа. Миссия iBIC состоит в том, чтобы помочь компаниям совершить переход от одностороннего маркетинга формата 1.0 к качественно новому взаимодействию с аудиторией – Маркетинг 2.0. Инновационный подход компании заключается в объединении онлайн и оффлайн инструментов для мониторинга, управления и оценки присутствия бренда в коммуникативном пространстве в режиме реального времени. Аналитическая платформа iBIC Compass, организованная по принципу «one-stop-shop», облегчает работу не только с традиционными СМИ, но и с социальными медиа каналами.
Мониторинг источников показал, что 70% всех сообщений пользователей помимо объектов анализа содержат упоминание бренда, одной из данных компаний: «Мистраль», ТД «Ярмарка», «Агроальянс», «Ангстрем Трейдинг» и «Америя Русс». Самой активной площадкой по вовлеченности аудитории стал кулинарный портал povarenok.ru.
Несмотря на то, что производители и поставщики анализируемых продуктов довольно активно используют социальные сети для позиционирования своих брендов, создавая сообщества в Facebook, Вконтакте, Twitter, видеоканал на Youtube, результаты исследования показали, что наибольший охват целевой аудитории достигается посредством использования тематических порталов, таких как povarenok.ru, koolinar.ru, кулинарных блогах в LiveJournal, LifeInternet, baby.ru и mail.ru. Так, компания «Мистраль» благодаря своей стратегии продвижения – производитель делает упор на инструменты вовлечения аудитории именно на тематических порталах, где уже собрана лояльная теме кулинарии публика – получает наибольшее количество упоминаний за анализируемый период.
Дополнительной задачей исследования было выявление особенностей продвижения брендов в Instagram. Несмотря на то, что на данной площадке сконцентрирован внушительный объем контента, посвященного теме еды, приложение пока мало освоено брендами. 80% упоминаний анализируемых объектов в Инстаграм не содержат указаний на какой бы то ни было бренд. Брендированный контент, т.е. упоминание названия компании в тегах и комментариях или присутствие упакованных продуктов на фотографиях пользователей, появляется скорее стихийно, нежели является результатом целенаправленной работы компаний с аудиторией. Так, например, пользователи приложения по собственной инициативе выкладывают фотографии продукции ТД «Ярмарка», чему, безусловно, способствует яркая и запоминающаяся упаковка товаров данного производителя.
Семантический анализ сообщений помог выделить основные тематики обсуждений и сравнить, насколько ценности, поддерживаемые потребителями, коллерируют с key message компаний, которые те используют для продвижения своей продукции. Так, основной темой при обсуждении продуктов питания и способов их приготовления является постулат о здоровом питании. Производители и поставщики также используют данный message для позиционирования. Но лишь в одном случае из двух, аудитория связывает конкретный бренд (Мистраль) с продуктами, входящими в систему ценностей здорового образа жизни. Абсолютное большинство компаний, несмотря на всю палитру используемых месседжей, практически не упоминается в сообщениях пользователей в контексте их слоганов. Таким образом, можно делать вывод, что зачастую позиционируемый компаниями образ является размытым для восприятия целевой аудиторией и нуждается в корректировке.
Выводы
Безусловно, интерес к различным рецептам, диетам, фудстайлингу и прочим кулинарным забавам в социальных медиа весьма велик (об этом говорит обилие всевозможных кулинарных групп и сообществ в рунете). При этом, как показало исследование iBIC, пользователи готовы добровольно и по собственной инициативе размещать сообщения и фотографии с ссылкой на конкретный бренд.
Несмотря на то, что производители и поставщики продуктов питания активно включают социальные медиа в свою коммуникационную стратегию, использование данных каналов по-прежнему ограничивается задачами увеличения узнаваемости брендов и продвижения продуктов питания, стимулирующее сбыт. Мало, кто использует возможности соцсетей для получения обратной связи от аудитории. В то же время, именно такой фидбек позволил бы брендам определить, насколько их ключевое сообщение совпадает c системой ценностей целевой аудитории и коррелирует с общей стратегией продвижения компании.
О компании iBIC
Шведско-российская компания iBIC является экспертом в области PR-поддержки, мониторинга и анализа традиционных и социальных медиа. Миссия iBIC состоит в том, чтобы помочь компаниям совершить переход от одностороннего маркетинга формата 1.0 к качественно новому взаимодействию с аудиторией – Маркетинг 2.0. Инновационный подход компании заключается в объединении онлайн и оффлайн инструментов для мониторинга, управления и оценки присутствия бренда в коммуникативном пространстве в режиме реального времени. Аналитическая платформа iBIC Compass, организованная по принципу «one-stop-shop», облегчает работу не только с традиционными СМИ, но и с социальными медиа каналами.
Источник:
http://www.ibic.ru/