Осторожно, оптимизируем!
Затянувшаяся неопределённость вынуждает бизнес перейти к сокращениям персонала.
Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства Юнити
Затянувшаяся неопределённость вынуждает бизнес перейти к сокращениям персонала. Так, по данным HH.ru, в феврале на одну вакансию в среднем приходилось 2,9 резюме не работающих на данный момент соискателей. Это более чем в полтора раза больше, чем год назад.
Опросы показывают, что выведение из штата наименее эффективных сотрудников – это антикризисная мера, которую выбирает подавляющее большинство бизнесов. К сожалению, выбор стоит между теми, кого долго искали и тщательно отбирали, и теми, кого вырастили и в кого вложили много сил и денег.
Чтобы принять решение, компании обычно опираются на несколько факторов. Первый – ситуация в отрасли. Сигналом, определяющим состояние в конкретной сфере, является проектный портфель компании. Мониторинг рынка труда, регулярно проводимый агентством Юнити, показывает, что в лучшем положении сейчас отрасли, которым государство обещало или уже оказало поддержку (например, пищевая промышленность, фармацевтика и IT-сектор). В этих направлениях сохраняется спрос на редких инженерных специалистов и квалифицированных управленцев.
При оценке ситуации учитывается и наличие дефицита персонала, особенно если компания работает в каком-то узком сегменте. Сейчас поиск высококвалифицированных и узких технических специалистов по сложности для работодателей приблизился к поиску управленцев. Поэтому многие производственные компании должны принимать решение о сокращении с оглядкой на дефицит.
Вторым фактором, определяющим меры оптимизации, является масштаб бизнеса компании. Крупные игроки имеют больше шансов на выживание. Поэтому они, как правило, идут по более длинному пути оптимизации, начиная с анализа бизнес-процессов и их оптимизации. Выводятся из штата сотрудники только после оценки их эффективности. Небольшие компании сокращают расходы, внедряя удалённые способы работы. Среди специалистов, которые в первую очередь получают предложение поработать дома за меньшие деньги: бухгалтеры, маркетологи.
Зависит решение о сокращении и от стратегии. Общим трендом стал рост спроса на продажников во всех сферах, спровоцированный снижением бизнес-активности. В кризис недостаток квалификации специалиста резко проявляется в снижении объёмов сбыта и работник становится претендентом номер один на увольнение или замену. Тактика отсева других специалистов зависит от индивидуальной стратегии. Ведь в процессе оптимизации необходимо учитывать: какое количество специалистов понадобится для решения той или иной задачи, а также то, какими компетенциями они должны обладать.
Однако сокращения носят точечный характер. Компании боятся повторить ошибки прошлого кризиса. Тогда буквально через 3-6 месяцев после волны увольнений пришлось подбирать персонал заново. Чтобы сохранить коллектив, многие компании идут на корректировки заработной платы, в частности, пропорционально сокращая вознаграждение и рабочее время или объём работ, а также временно уменьшая зарплаты (оклад или переменную часть).
В целом по рынку заметно небольшое снижение уровня оплаты труда. По данным Юнити, с середины прошлого года работодатели во многих сферах были ориентированы на нижнюю планку рыночных зарплат. А почувствовав в этом году наплыв соискателей, стараются ещё больше снизить предложение. Кандидаты тоже ощутили конкуренцию и сами умерили свои аппетиты. Среди них даже наиболее востребованные продажники. Их суммарный доход напрямую зависит от объёмов сбыта, и, понимая ситуацию, они готовы на снижение.
Затянувшаяся неопределённость вынуждает бизнес перейти к сокращениям персонала. Так, по данным HH.ru, в феврале на одну вакансию в среднем приходилось 2,9 резюме не работающих на данный момент соискателей. Это более чем в полтора раза больше, чем год назад.
Опросы показывают, что выведение из штата наименее эффективных сотрудников – это антикризисная мера, которую выбирает подавляющее большинство бизнесов. К сожалению, выбор стоит между теми, кого долго искали и тщательно отбирали, и теми, кого вырастили и в кого вложили много сил и денег.
Чтобы принять решение, компании обычно опираются на несколько факторов. Первый – ситуация в отрасли. Сигналом, определяющим состояние в конкретной сфере, является проектный портфель компании. Мониторинг рынка труда, регулярно проводимый агентством Юнити, показывает, что в лучшем положении сейчас отрасли, которым государство обещало или уже оказало поддержку (например, пищевая промышленность, фармацевтика и IT-сектор). В этих направлениях сохраняется спрос на редких инженерных специалистов и квалифицированных управленцев.
При оценке ситуации учитывается и наличие дефицита персонала, особенно если компания работает в каком-то узком сегменте. Сейчас поиск высококвалифицированных и узких технических специалистов по сложности для работодателей приблизился к поиску управленцев. Поэтому многие производственные компании должны принимать решение о сокращении с оглядкой на дефицит.
Вторым фактором, определяющим меры оптимизации, является масштаб бизнеса компании. Крупные игроки имеют больше шансов на выживание. Поэтому они, как правило, идут по более длинному пути оптимизации, начиная с анализа бизнес-процессов и их оптимизации. Выводятся из штата сотрудники только после оценки их эффективности. Небольшие компании сокращают расходы, внедряя удалённые способы работы. Среди специалистов, которые в первую очередь получают предложение поработать дома за меньшие деньги: бухгалтеры, маркетологи.
Зависит решение о сокращении и от стратегии. Общим трендом стал рост спроса на продажников во всех сферах, спровоцированный снижением бизнес-активности. В кризис недостаток квалификации специалиста резко проявляется в снижении объёмов сбыта и работник становится претендентом номер один на увольнение или замену. Тактика отсева других специалистов зависит от индивидуальной стратегии. Ведь в процессе оптимизации необходимо учитывать: какое количество специалистов понадобится для решения той или иной задачи, а также то, какими компетенциями они должны обладать.
Однако сокращения носят точечный характер. Компании боятся повторить ошибки прошлого кризиса. Тогда буквально через 3-6 месяцев после волны увольнений пришлось подбирать персонал заново. Чтобы сохранить коллектив, многие компании идут на корректировки заработной платы, в частности, пропорционально сокращая вознаграждение и рабочее время или объём работ, а также временно уменьшая зарплаты (оклад или переменную часть).
В целом по рынку заметно небольшое снижение уровня оплаты труда. По данным Юнити, с середины прошлого года работодатели во многих сферах были ориентированы на нижнюю планку рыночных зарплат. А почувствовав в этом году наплыв соискателей, стараются ещё больше снизить предложение. Кандидаты тоже ощутили конкуренцию и сами умерили свои аппетиты. Среди них даже наиболее востребованные продажники. Их суммарный доход напрямую зависит от объёмов сбыта, и, понимая ситуацию, они готовы на снижение.
Источник:
http://www.exlibris.ru/uslugi-ex-libris/