Менеджеры разбазаривают активы "СИБУРа"
В одном культовом российском фильме есть такой диалог: "Суслика видишь? - Не вижу. - А он там есть!". Сотрудники службы экономической безопасности АК "СИБУР", приехав на екатеринбургское ОАО "Уралшина", обменивались похожими репликами: "Цеха видишь? - Вижу. - А их нет!".
И в самом деле -одиннадцать цехов Уральского шинного завода, контролируемого "СИБУРом", как и прежде, стоят в уральской столице. Только вот десять из них уже месяц как не принадлежат материнской компании. Из 100 тысяч квадратных метров производственных площадей в активе "Уралшины" остался лишь главный корпус, а все остальные корпуса были проданы некоему томскому ООО. По имеющейся информации, до момента покупки в активах томичей был всего лишь недостроенный ангар в 1,5 тысячи квадратных метров, а тут вот владельцы фирмы-"пустышки" решили прикупить промышленную недвижимость на Урале. А все потому, что просили за нее недорого: например, цех в 400 квадратных метров обошелся им всего в 537 тысяч рублей. За такую цену в Екатеринбурге можно купить лишь однокомнатную квартиру на окраине.
В договорах продажи цехов стоит подпись гендиректора "Уралшины" Романа Нестеренко, чье назначение на этот пост пролоббировал глава Дирекции шин и резинотехнических изделий АК "СИБУР" Андрей Бродович. Пикантность совершенных сделок в том, что "Уралшина" находится в процедуре банкротства и любые операции с ее имуществом противозаконны. Исходя из Уголовного кодекса, в действиях Р.Нестеренко усматривается мошенничество в особо крупных размерах, и кредиторы предприятия уже обратились в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела. Но вряд ли отечественным пинкертонам удастся найти истинного злоумышленника. Пошаговый анализ действий менеджеров АК "СИБУР" дает основания полагать, что вывод активов "Уралшины" - грамотно спланированная и технично проведенная операция, в которую были посвящены немногие. О продаже цехов по смехотворной цене не знал даже президент компании Александр Дюков.
В иерархии шинных заводов "СИБУРа" Уральский шинный завод занимает лишь четвертое место, намного отставая от лидеров - Ярославского и Омского шинных заводов. В марте 2003 года на предприятии была начата процедура банкротства. На 1 апреля "Уралшина" должна была государству в виде налогов 98 миллионов рублей, "СИБУРу" - 72 миллиона рублей, а коммерческим структурам - 135 миллионов рублей. На предприятие-банкрот "СИБУР" назначил нового директора - Романа Нестеренко, а оппозиционные ему кредиторы - управляющего Валерия Гранина. С того момента между ними началась борьба за будущую судьбу "Уралшины", выпускающей около 1,5 миллионов шин в год. Управляющий уверен в том, что за период внешнего управления предприятие может восстановить свою платежеспособность. Собственники же, наоборот, загоняют "Уралшину" в долговую трясину. В этом им, как не парадоксально, помогает защитник государственных интересов - Межрегиональный территориальный орган Федеральной службы по финансовому оздоровлению по Уральскому федеральному органу (МТО ФСФО). В апреле-сентябре 2003 года "Уралшина" не заплатила в государственную казну 80 миллионов рублей текущих налогов. МТО ФСФО в нарушение закона просто записало их в просроченную кредиторскую задолженность. Спрашивается: что нужнее государству "живые" налоги или "мертвые" долги? Увеличение размера совокупной кредиторки МТО ФСФО и "СИБУРа" до 250 миллионов рублей позволило им на собрании кредиторов 30 сентября "продавить" решение о введении на "Уралшине" конкурсного производства. Напрашивается логичный вывод - 80 миллионов рублей невыплаченных налогов потребовались для того, чтобы пустить работающее предприятие "с молотка"! Ни "СИБУР" ни глава МТО ФСФО Олег Козырев даже на секунду не задумались о том, что Уральский шинный завод обеспечивает работой 2300 екатеринбуржцев. А куда теперь податься им?
Не так давно такая же угроза остаться без работы висела над работниками Уральского автомоторного завода и лишь вмешательство полпреда Президента России в УрФО помогло избежать народного бунта. Быть может, полпредовскую "пожарную команду" готовить уже сейчас? Тем более, что значительная часть имущества "Уралшины" к 30 сентября была продана. О пропаже десяти цехов стало известно совершенно случайно. Директор Роман Нестеренко тщательно скрывал от управляющего Валерия Гранина все свои действия. Узнав о продаже активов лишь 13 октября, часть кредиторов забила тревогу. МТО ФСФО и на этот раз проявило хладнокровие - из ведомства О.Козырева ни в прокуратуру, ни в МВД заявлений не поступало. Ну, нечем будет расплачиваться шинному заводу с государством - да, и ладно! Государство не обеднеет. А кто обогатится? Тот, кто за бесценок продал цеха.
Парадоксально, но на инвестиционном комитете АК "СИБУР" 23 октября планируется рассмотреть две инвестиционных программы "Уралшины". Одна из них предусматривает техническое перевооружение энергохозяйства, а другая - увеличение выпуска легких грузовых и высокоскоростных радиальных легковых шин. Сроки реализации программ - 10-12 лет. Фактически одной рукой Р.Нестеренко подписывал договора о продаже томичам десяти цехов, а другой - заявки на инвестиции под уже несуществующие производственные мощности. Как можно рассматривать инвестиционные проекты разграбленного предприятия, остатки которого благодаря стараниям материнской компании вскоре будет выставлено на торги? Быть может, глава "СИБУРа" Александр Дюков просто не в курсе, что творится в его бескрайнем нефтехимическом королевстве, а куда в таком случае пойдут 55 миллионов рублей инвестиций?
Стоит отметить, что активы "Уралшины" уменьшились с размера колеса грузовика до диаметра колеса мотороллера с момента образования Дирекции шин и резинотехнических изделий АК "СИБУР" под руководством Андрея Бродовича, которой переданы в управление все шинные заводы компании. Какую роль в этой запутанной истории сыграл он пока сказать трудно. Но в том, что к "убийству" Уральского шинного завода причастен кто-то из высокопоставленных менеджеров "СИБУРа", кредиторы не сомневаются
В договорах продажи цехов стоит подпись гендиректора "Уралшины" Романа Нестеренко, чье назначение на этот пост пролоббировал глава Дирекции шин и резинотехнических изделий АК "СИБУР" Андрей Бродович. Пикантность совершенных сделок в том, что "Уралшина" находится в процедуре банкротства и любые операции с ее имуществом противозаконны. Исходя из Уголовного кодекса, в действиях Р.Нестеренко усматривается мошенничество в особо крупных размерах, и кредиторы предприятия уже обратились в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела. Но вряд ли отечественным пинкертонам удастся найти истинного злоумышленника. Пошаговый анализ действий менеджеров АК "СИБУР" дает основания полагать, что вывод активов "Уралшины" - грамотно спланированная и технично проведенная операция, в которую были посвящены немногие. О продаже цехов по смехотворной цене не знал даже президент компании Александр Дюков.
В иерархии шинных заводов "СИБУРа" Уральский шинный завод занимает лишь четвертое место, намного отставая от лидеров - Ярославского и Омского шинных заводов. В марте 2003 года на предприятии была начата процедура банкротства. На 1 апреля "Уралшина" должна была государству в виде налогов 98 миллионов рублей, "СИБУРу" - 72 миллиона рублей, а коммерческим структурам - 135 миллионов рублей. На предприятие-банкрот "СИБУР" назначил нового директора - Романа Нестеренко, а оппозиционные ему кредиторы - управляющего Валерия Гранина. С того момента между ними началась борьба за будущую судьбу "Уралшины", выпускающей около 1,5 миллионов шин в год. Управляющий уверен в том, что за период внешнего управления предприятие может восстановить свою платежеспособность. Собственники же, наоборот, загоняют "Уралшину" в долговую трясину. В этом им, как не парадоксально, помогает защитник государственных интересов - Межрегиональный территориальный орган Федеральной службы по финансовому оздоровлению по Уральскому федеральному органу (МТО ФСФО). В апреле-сентябре 2003 года "Уралшина" не заплатила в государственную казну 80 миллионов рублей текущих налогов. МТО ФСФО в нарушение закона просто записало их в просроченную кредиторскую задолженность. Спрашивается: что нужнее государству "живые" налоги или "мертвые" долги? Увеличение размера совокупной кредиторки МТО ФСФО и "СИБУРа" до 250 миллионов рублей позволило им на собрании кредиторов 30 сентября "продавить" решение о введении на "Уралшине" конкурсного производства. Напрашивается логичный вывод - 80 миллионов рублей невыплаченных налогов потребовались для того, чтобы пустить работающее предприятие "с молотка"! Ни "СИБУР" ни глава МТО ФСФО Олег Козырев даже на секунду не задумались о том, что Уральский шинный завод обеспечивает работой 2300 екатеринбуржцев. А куда теперь податься им?
Не так давно такая же угроза остаться без работы висела над работниками Уральского автомоторного завода и лишь вмешательство полпреда Президента России в УрФО помогло избежать народного бунта. Быть может, полпредовскую "пожарную команду" готовить уже сейчас? Тем более, что значительная часть имущества "Уралшины" к 30 сентября была продана. О пропаже десяти цехов стало известно совершенно случайно. Директор Роман Нестеренко тщательно скрывал от управляющего Валерия Гранина все свои действия. Узнав о продаже активов лишь 13 октября, часть кредиторов забила тревогу. МТО ФСФО и на этот раз проявило хладнокровие - из ведомства О.Козырева ни в прокуратуру, ни в МВД заявлений не поступало. Ну, нечем будет расплачиваться шинному заводу с государством - да, и ладно! Государство не обеднеет. А кто обогатится? Тот, кто за бесценок продал цеха.
Парадоксально, но на инвестиционном комитете АК "СИБУР" 23 октября планируется рассмотреть две инвестиционных программы "Уралшины". Одна из них предусматривает техническое перевооружение энергохозяйства, а другая - увеличение выпуска легких грузовых и высокоскоростных радиальных легковых шин. Сроки реализации программ - 10-12 лет. Фактически одной рукой Р.Нестеренко подписывал договора о продаже томичам десяти цехов, а другой - заявки на инвестиции под уже несуществующие производственные мощности. Как можно рассматривать инвестиционные проекты разграбленного предприятия, остатки которого благодаря стараниям материнской компании вскоре будет выставлено на торги? Быть может, глава "СИБУРа" Александр Дюков просто не в курсе, что творится в его бескрайнем нефтехимическом королевстве, а куда в таком случае пойдут 55 миллионов рублей инвестиций?
Стоит отметить, что активы "Уралшины" уменьшились с размера колеса грузовика до диаметра колеса мотороллера с момента образования Дирекции шин и резинотехнических изделий АК "СИБУР" под руководством Андрея Бродовича, которой переданы в управление все шинные заводы компании. Какую роль в этой запутанной истории сыграл он пока сказать трудно. Но в том, что к "убийству" Уральского шинного завода причастен кто-то из высокопоставленных менеджеров "СИБУРа", кредиторы не сомневаются