HETS 2022 презентует инновационную модель работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами
Ученые Северо-Кавказского федерального университета и Невинномысского государственного гуманитарно-технического института в результате совместного опытно-экспериментального исследования разработали инновационную модель успешной организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, направленную на их социально-профессиональную адаптацию.
Результат своей работы российские исследователи представят в рамках II Ежегодного международного научно-практического форума по проблемам устойчивого развития в цифровом мире: Человек. Экономика. Технологии. Социум (HETS 2022), организуемого Сибирским федеральным университетом с 20 по 22 октября 2022 г. совместно с Ассоциацией поддержки научных исследований (г. Барнаул, Россия), Институтом вычислительного моделирования СО РАН (г. Красноярск, Россия), Витебским государственным технологическим университетом (г. Витебск, Белоруссия), Костанайским социально-техническим университетом им. академика З. Алдамжара (г. Костанай, Казахстан), BernardoO'HigginsUniversity – Университетом им. Бернардо О'Хиггинса (г. Сантьяго, Чили), Сибирской пожарно-спасательной академией ГПС МЧС России (г. Железногорск, Россия), Ассоциацией зон высоких и новых технологий «Шелковый путь» (г. Яньтай, КНР), Корпорацией развития Енисейской Сибири (г. Красноярск, Россия), Объединенным центром делового сотрудничества «БРИКС» (г.Москва, Россия).
Теоретическая значимость проведенного учеными СКФУ и НГГТИ исследования заключается в расширении научных представлений о технологии организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а практическая – в разработке и внедрении в деятельность государственного бюджетного профессионального учреждения «Ставропольский строительный техникум» (ГБПОУ ССТ) (г. Ставрополь, Россия) модели и технологии организации образовательной деятельности данной категории граждан, направленной на их социально-профессиональную адаптацию.
«Социально-профессиональная адаптация рассматривается нами как фактическое приспособление обучающихся с ОВЗ и инвалидов к избранной ими социально-профессиональной среде в процессе их постоянного взаимодействия с внутренними и внешними элементами этой среды, взаимосоответствие собственных физических, психических, социальных, профессиональных возможностей и фактической готовности к самостоятельной, сознательной, целенаправленной социально-профессиональной деятельности, самореабилитации и самокоррекции, что и можно в целом назвать социально-профессиональной адаптацией», - уточняет представитель научного коллектива проекта, профессор кафедры педагогики, методологии и технологии образования психолого-педагогического факультета Северо-Кавказского федерального университета, доктор педагогических наук Людмила Андреевна Филимонюк.
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации технологии организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, основанной на непрерывности этапов социально-профессиональной адаптации, начинающейся с профориентации, затем – образовательного процесса и постдипломного сопровождения. При этом каждый рассматриваемый этап обеспечивается педагогическим сопровождением. В результате показателями эффективности организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапе профориентации являются выбор специальности, поступление в учреждение среднего профессионального образования (СПО), в рамках образовательного процесса – общая и качественная успеваемость, активность участия в творческих и профессиональных конкурсах, а на этапе постдипломного сопровождения – трудоустройство, закрепление на рабочем месте.
«Объективным критерием оценки эффективности внедрения подсистемы профориентации абитуриентов с ОВЗ и инвалидов являлся выбор специальности, образовательного учреждения. В профориентационных мероприятиях Ставропольского строительного техникума приняли участие 68 человек, поступило в образовательную организацию 64 человека (94,1%), из них участниками профориентационных мероприятий являлись 58 человек (90,6%). В ходе исследования нами также была разработана и реализована программа мониторинга универсальной безбарьерной среды, создаваемой в образовательной организации, в соответствии с показателями которой был проведен в форме анкетирования мониторинг удовлетворенности, показавший положительную динамику. Так на 1 курсе обучения он составил 39,60%, на 2 курсе – 48,20%, на 3 курсе – 68,90%, на 4 курсе 80,70%. На основе объективных и субъективных критериев нами также была определена эффективность организации образовательного процесса, результаты которой говорят о снижении уровня тревожности исследуемой нами группы студентов», - конкретизирует Л.А. Филимонюк.
В результате опытно-экспериментального исследования учеными СКФУ и НГГТИ была разработана модель, обоснована структура процесса и комплекс условий успешной организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, направленной на их социально-профессиональную адаптацию. В частности, в систему работы Ставропольского строительного техникума внедрено технологическое обеспечение организации образовательной деятельности исследуемой группы обучающихся, направленной и их социально-профессиональную адаптацию. Разработана нормативно - правовая документация Центра инклюзивного и дистанционного обучения ГБПОУ ССТ, осуществляющего координацию и управление реализацией технологии организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов и ее педагогического сопровождения; созданы и внедрены в образовательный процесс техникума авторские программы «Самоопределение и профориентация учащихся», «Основы поиска работы и трудоустройства», адаптационные программы «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний».
Подробнее с исследованием ученых Северо-Кавказского федерального университета и Невинномысского государственного гуманитарно-технического института можно будет ознакомиться в рамках II Ежегодного международного научно-практического форума по проблемам устойчивого развития в цифровом мире: Человек. Экономика. Технологии. Социум (HETS 2022), организуемого Сибирским федеральным университетом совместно с Ассоциацией поддержки научных исследований и ведущими вузами, академическими институтами, предприятиями и исследовательскими центрами России, Беларуси, Казахстана, Китая и Чили.
Прием заявок для очного или дистанционного участия в форуме, организуемом с 20 по 22 октября, осуществляется до 15 октября 2022 г.
Все принятые и представленные на форуме (стендовый (постерный) или видеодоклад) рукописи научных статей, с целью глобального распространения результатов передовых фундаментальных и прикладных научных исследований, будут опубликованы в книжных сериях ведущих мировых издательских домов, а также проиндексированы в ведущих базах данных. Специально отобранные Организационным комитетом рукописи научных статей, представленные на форуме, будут отправлены на опубликование в высокорейтинговые научные журналы.
Программа, постеры и видеодоклады участников HETS 2022 будут размещены на сайте форума.