«Не бойся врага, а бойся безынициативного сотрудника»: генеральный конструктор АО «НИИ «Вектор» Олег
Олег Гергардович Петкау – кандидат технических наук, доцент, заведующий и профессор базовой кафедры специальных средств радиоэлектроники факультета радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, генеральный конструктор АО «НИИ «Вектор».
– Расскажите, как сейчас развивается сфера радиоэлектроники? Насколько востребованы сегодня в России специалисты в этой области?
– Последнее время резко возросла потребность в радиоинженерах. Легче найти сильного программиста, чем высококвалифицированного радиоинженера, особенно в узкой области: беспилотные летательные аппараты, связь, космос. На основании нашего длительного опыта работы со студентами на базовой кафедре и в ходе различных практик мы столкнулись с тем, что если студент освоит полный курс радиотехники, то он достаточно быстро осваивается на предприятии и осваивает прикладные области. Специальность в области радиотехники и радиоэлектроники очень перспективна.
– Какие специалисты нужны на рынке в изменившихся условиях? Какие новые требования предъявляют сегодня работодатели к компетенциям молодых специалистов?
– Основное требование к молодым специалистам – это активность, стремление чего-то достигнуть, создать что-то новое. Как говорится: «Не бойся врага, а бойся безынициативного сотрудника».
Если говорить о компетенциях, то очень важны теоретические знания, знание прикладных аспектов радиотехники, в том числе СВЧ, владение САПР, прикладные знания в области проектирования антенн, цифровой обработки сигналов, знание основ программирования. У тех молодых специалистов, кто знает теоретические основы и имеет навыки проектирования антенно-фидерных систем, приемопередающих систем, устройств обработки сигналов, не будет проблем с трудоустройством.
– Какие вузы Санкт-Петербурга готовят специалистов в данной сфере? Кто пользуется наибольшим доверием работодателей и востребованностью среди абитуриентов?
– На базе ЛЭТИ работают двенадцать Федеральных учебно-методических объединений. Среди направлений подготовки, стандарты которых разрабатывает ФУМО: «Радиотехника», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Специальные радиотехнические системы». Так ЛЭТИ влияет на подготовку специалистов в области радиотехники не только в Санкт-Петербурге, но и в стране. Но, конечно, есть и другие вузы, которые готовят специалистов в области радиоэлектроники: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Государственный университет аэрокосмического приборостроения. Мы работаем со всеми перечисленными вузами, но ожиданиям наших подразделений-работодателей отвечают в большей степени лэтишники. В АО «НИИ «Вектор» работают целые династии, дети сотрудников учатся в ЛЭТИ, а потом приходят работать к нам. Для нас это качественное образование, тесные связи с вузом. Мы имеем возможность плотно работать со студентами ЛЭТИ, начиная с третьего курса.
– Какое место на рынке труда в данной отрасли занимает ЛЭТИ? Можно ли утверждать, что работодатели отдают предпочтение именно лэтишникам? Если да, то в чем секрет высокой конкурентоспособности выпускников ЛЭТИ?
– ЛЭТИ занимает ведущие место среди востребованности выпускников в сфере радиоэлектроники. С 1978 года на факультете радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ» работает базовая кафедра специальных средств радиоэлектроники при нашем предприятии. И секрет конкурентоспособности выпускников в том, что уже с начальных курсов студенты ФРТ нацелены на конкретные работы, в конкретных подразделениях предприятия. Для инженера важно как можно раньше, желательно с младших курсов работать по специальности. Промышленность в этом тоже заинтересована. Мы знаем, что талантливых студентов расхватают уже после первой производственной практики, а то и раньше. Устраивают потом по совместительству на работу, и все, он уже прикреплен. Если ему работа нравится и деньги платят, то он обязательно вернется на предприятие.
– В чем заключаются особенности подготовки специалистов данного профиля в ЛЭТИ? Какие особые компетенции отличают их от выпускников других вузов?
–Более глубокое знание основ радиотехники, которые преподаются в ЛЭТИ. Все занятия базовой кафедры проводятся непосредственно в АО «НИИ «Вектор», что дает возможность познакомить студентов с конкретными разработками подразделений НИИ на практике. Необходима профориентация студента, прикрепление к нему наставника. На нашем предприятии много выпускников ЛЭТИ. При прохождении первых практик необходимо работать со студентами с целью выявления их наклонностей, стремлений, уровня знаний.
– Как в дальнейшем складывается карьера выпускников, в каких профессиональных сферах они востребованы, где и кем сейчас работают?
– Ребята начинают работать с 3-4 курса. Сначала проходят практику, потом мы приглашаем их на работу. К моменту окончания вуза они уже специалисты. Они работают в конкретных подразделениях, и большинство, между прочим, как сотрудники, так и руководители среднего и высшего звена – это лэтишники.
– На какую зарплату может рассчитывать молодой специалист в начале карьеры? Сколько в среднем сегодня получает профессионал в области радиоэлектронных систем?
– Начинающие специалисты получают от 35 до 100 тысяч. Зарплата складывается из оклада и премиальных, которые определяются начальником каждый месяц. Ведущий специалист получает в районе 150 тысяч и более.
– Что вы посоветуете будущим абитуриентам, которые задумываются о поступлении на направления подготовки факультета радиотехники и телекоммуникаций в ЛЭТИ?
–Учиться на факультете радиотехники и телекоммуникаций в ЛЭТИ непросто. Поэтому советую абитуриентам готовится к серьезной работе, проявлять инициативу. Также попытаться с самого начала обучения найти интересные направления в общей специальности, которую вам преподают. Чтобы после окончания вуза быть готовым специалистом, и через 2-3 года работы – ведущим.