Доходы операторов сотовой связи могут в 2005 г. составить $11,5 млрд, прогнозируют аналитики агентст

Рынок сотовой связи включает в себя как минимум три самостоятельных рынка, различных по структуре и объему и находящихся между собой в сложной функциональной зависимости:
- рынок предоставления услуг сотовой связи;
- рынок сотового ритейла;
- рынок мобильного контента.
РЫНОК СВЯЗИ. Прирост абонентской базы в России обеспечивается сейчас, в основном, за счет регионов – Москва постепенно уступает объемы рынка.
Лидером в России по-прежнему остается МТС, однако разрыв между ним и «Вымпелкомом» постепенно сокращается. Не исключено, что в самое ближайшее время рыночные доли МТС и «Билайна» могут сравняться. Доходы всех операторов в 2004 г. – $7,9-8,2 млрд.
За последние годы именно «Вымпелком» из «ведущей тройки» демонстрирует наиболее стабильные успехи в отношении наращивания абонентской базы в России. «Вымпелком» потерял лидерство на столичном рынке, зато в регионах, в т.ч. и в Санкт-Петербурге, его позиции укрепляются год от года. Зато МТС постепенно упускает рыночную долю. За последние два с половиной года присутствие главного сотового оператора в России сократилось с 37% до 35%. Видимо, основные ресурсы лидера брошены на рынки СНГ.
Безусловно, положительную динамику демонстрирует «Мегафон» – с начала 2003 года до сегодняшнего дня оператор увеличил свою рыночную долю (по числу клиентской базы) с 17% до 18,6%. И это при том, что «Мегафон» в большей степени, по сравнению с другими операторами, склонен «чистить» ряды своих sim-карт, отказываясь от учета нелояльных абонентов.
Другие операторы («Скайлинк») занимают на московском рынке не больше 0,6%. И на рынке Петербурга «Скайлинк» медленно, но верно теряет свою долю – с 3% до 1,5% за последний год.
Как показывает мировая практика, рынки крупных мегаполисов «достаются» в итоге трем крупнейшим игрокам, причем расстановка сил стремится к соотношению 40 : 40 : 20. Видимо, именно в этом направлении развиваются оба наших столичных рынка, причем московский рынок, возможно, реализует этот сценарий уже к середине 2006 года.
Как считают эксперты, сильными сторонами региональных компаний являются их преимущества в доступе к инфраструктуре местной телефонной связи. Поэтому, несмотря на эффект масштаба, крупнейшие операторы вряд ли смогут в ближайшее время заметно потеснить региональных.
Уже настало время, когда нужно уделять меньше внимания численности абонентов, а определять лидеров рынка следует исходя из долей операторов в доходах рынка и других показателей эффективности. Среди главных эксперты называют увеличение ассортимента и качества дополнительных неголосовых услуг (VAS), которые естественным образом потребуют от операторов внедрения новых, более совершенных технологий.
Доходы операторов могут в 2005 г. составить $11,5 млрд.
РЫНОК МОБИЛЬНОГО КОНТЕНТА. Российский рынок контента демонстрирует трудно вычисляемые, но внушительные темпы роста – $180-300 млн. в 2004 г. против $98 млн в 2003 г. Низкие барьеры входа на рынок, большая доля нематериальных активов в структуре бизнеса, надежда на получение сверхприбыли – все это привлекает новых игроков. Потенциал рынка обеспечивается невысоким качеством большинства услуг, умелое совершенствование которых может стать ощутимым конкурентным преимуществом. По данным J’son & Partners, в 2005 году российскому рынку мобильного контента обещают рост до $450-530 млн.
РЫНОК РИТЕЙЛА. За первые шесть месяцев текущего года в России уже продано мобильных телефонов на сумму $2,6 млрд, что составляет примерно 60-70% от уровня продаж за 2004 год, которые составляли $3,55 – 4,2 млрд. Около 60% телефонов были приобретены на замену старым. Скорее всего, такая тенденция сохранится, и объем продаж сотовых телефонов в 2005 году может достичь цифры $5,5 млрд.
В отличие от рынка подключений, который имеет естественные ограничения и когда-нибудь перестает расширяться, невзирая на увеличение душевого дохода, рынок сотовых телефонов напрямую зависит от платежеспособности населения и способен провоцировать спрос интересным предложением. Сотовые дилеры с начала 2005 года бросили все силы на завоевание российского рынка ритейла, особенное внимание уделяя регионам. Популярным методом экспансии оказался франчайзинг. На него возлагают надежды Divizion, «Цифроград» и «Беталинк». А продавцы в регионах реагируют на расширение столичных конкурентов объединениями в торговые ассоциации.
* * *
В целом, динамика российского сотового рынка может оцениваться как устойчиво положительная. Совокупный объем рынка сотовой связи России составлял в 2004 году 11,59–12,6 млрд. долл. Эта цифра получена суммированием объемов рынка упомянутых сегментов (сотовой связи, продаж телефонов и части рынка мобильного контента).
По данным отчета ABARUS Market Research, в 2005 году объем рынка сотовой связи должен приблизиться к $17,4 млрд, исходя из результатов деятельности участников рынка за первое полугодие и рыночных ожиданий.

Источник: пресс-служба агентства ABARUS Market Research
11:43
683
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X