Кризис и рынок труда. Трехсторонний взгляд: кандидаты, работодатели, кадровые агентства

Рынок труда состоит из трех участников: работники, компании-работодатели и кадровые агентства, которые являются посредниками между работниками и работодателями. Что же происходит с ними сейчас?
Начнем с кандидатов. Не секрет, что стоимость многих специалистов в последнее время была сильно завышена. Если говорить о банковском секторе, то до кризиса были очень востребованы аналитики, риск-менеджеры, зарплаты которых начинались от 10 000 долларов в месяц, что в полтора раза выше, чем в Нью-Йорке. Многие специалисты на Западе мечтали получить работу в Москве с такой зарплатой.

Случались и аукционы: когда две компании приглашали к себе одного человека, а он, пользуясь моментом, повышал зарплату со словами: «Вы знаете, ваше предложение очень интересно, но компания N предлагает в два раза больше». Соответственно, ставки росли, зарплата увеличивалась, но тут кандидату важно не перегнуть палку и не остаться вообще без офера. Тем не менее, это было распространенной ситуацией на российском рынке труда.

Или взять юридическую практику. На Западе, чтобы стать партнером юридической конторы, надо проработать двадцать или тридцать лет, только к пятидесяти годам люди получают статус партнера. А у нас? У нас юрист к тридцати годам мог иметь статус партнера и зарплату от $15000 и выше.
В последнее предкризисное время появилась тенденция, когда наши соотечественники, эмигрировавшие в девяностые годы за рубеж (сейчас мы говорим о высококвалифицированных специалистах: юристах, программистах и т.д.) стали возвращаться обратно в Россию, потому что экономический рост намного выше, чем на западе, уровень благосостояния в России так же высокий, а зарплаты даже выше, чем в Лондоне и Нью-Йорке.

Конечно, такая жизнь в шоколаде не могла продолжаться вечно. И что же сейчас? Что и следовало ожидать – коррекция зарплат.
Во-первых, зарплата перестала расти, а еще год назад человек не переходил на новое место работы, если его доход увеличивался менее, чем на 20-30%. Сейчас в лучшем случае он получит те же деньги. Сильно сократятся или вообще исчезнут бонусы, соцпакеты будут так же сильно урезаны. В последнее время соцпакет у некоторых категорий работников включал оплату мобильного телефона, бензина, обедов, членство в спортклубе, страховку для самого работника и членов его семьи.
Кризис волнообразно накрывает все сектора экономики. Банковский сектор первым попал под эту волну и на данный момент понес наибольшую потерю. Теряют работу люди, чьи доходы были явно завышены. В сложившейся ситуации кто-то идет работать за меньшие деньги, а кто-то, получив неплохое выходное пособие, пережидает кризис дома. Так же происходит перераспределение работников по отраслям, например, из банковской сферы идут в консалтинг.

Сильно падает спрос на банковских специалистов, юристов, маркетологов, рекламщиков и специалистов из других перегретых отраслей. При этом спрос остается стабильным на такие непопулярные профессии как врачи, инженеры, учителя. Кризис сделал так, что те, кто был в конце списка, оказались на самом верху, возглавили его.

Что касается кадровой политики компаний, то их деятельность можно поделить на три направления.
Первое направление кадровой политики – это активное сокращение персонала. Перед HR-службами стоит задача сокращения 20-30% персонала. Сокращения касаются либо среднего звена, и остается руководитель отдела работать один за весь отдел, либо увольняют дорогих руководителей и оставляют среднее звено, либо сокращают весь отдел (чаще это удел отдела маркетинга, но, например, МДМ-банк сократил весь свой аналитический отдел).

Но все мы знаем насколько необоснованно были раздуты штаты, когда люди за ничегонеделание получали 4000-5000 долларов в месяц, а топ-менеджеры получали по 1 000 000 – 1 500 000 долларов в год только за то, что рынок рос сам по себе, а они при этом не принимали никаких долгосрочных решений и тому подобных вещей.

Так же выпускникам вузов придется на долгое время подзабыть о стартовой зарплате в 50 000 рублей. Еще полгода назад согласно опросам студенты российских вузов заявили, что не пойдут работать менее, чем за $2000 в месяц. С чего бы это? В Нью-Йорке средняя зарплата $5000 в месяц, при этом люди десятилетиями работают в одной компании, как раньше в СССР.

Один российский работодатель рассказал, что он действительно платил 50 000 рублей в месяц юной выпускнице вуза за то, что она вела базу данных в экселе, вбивала имя, фамилию, контакты клиента, часто при этом путая столбики имени и фамилии. Почему он ее нанял? Потому, что молодые люди умеют работать на компьютере, в отличие от старшего поколения, которое не имеет компьютерных навыков, зато требования к зарплате у них существенно ниже. Так же знания английского увеличивает стоимость молодого выпускника вуза.

Но ситуация выравнивается: люди старшего поколения осваивают компьютер, а английский язык может стать не самым востребованным навыком ввиду конфликта с Грузией.

Сейчас компании не задумываются о том, как они буду находить тех людей, которые были в общем-то ценными для компании сотрудниками, но с ними все равно решили расстаться, когда ситуация стабилизируется. Ведь кризис не вечен, и многие специалисты, от которых сейчас активно избавляются, могут понадобиться вновь, но найти их будет уже сложнее.

Другое направление кадровой политики компаний в условиях кризиса, более гуманное: никого не увольняют, а просто останавливают набор новых сотрудников. При это, если человек добровольно покидает компанию, на его место никого не берут, а его обязанности распределяются между оставшимися членами коллектива.

И последняя тенденция кадровой политики, о которой уже упоминалось выше, это снижение зарплат, урезание бонусов и соцпакетов у работающих сотрудников, как с сокращением рабочего времени, так и с его сохранением. Так же имеют место отправления сотрудников в отпуск без содержания.

Продолжают набирать людей фармацевтический, телекоммуникационный, страховой сектор и торговые сети. Понятно, что даже в кризис люди не перестанут есть, покупать лекарства, говорить по телефону.

Кадровые агентства, как и любое коммерческое предприятие, направлено на зарабатывание денег. Поэтому агентствам выгодно работать с клиентами по позициям с окладом от $2500 в месяц и выше до бесконечности. Как правило, агентства отказываются работать по меньшим позициям и делают исключения только для постоянных клиентов. Их можно понять: одно дело получить 20-30% комиссии (стандартный уровень вознаграждения кадрового агентства) от годового дохода при трудоустройстве специалиста с окладом $5000 и совсем другое – с окладом $1500. Что касается компаний-работодателей, то только крупные компании (или небольшие, но богатые, например, юридические конторы) могут позволить искать персонал, пользуясь услугами агентств и выплачивая им вышеуказанную комиссию за каждого трудоустроенного работника. Поэтому, кадровые агентства работают, в основном в дорогом сегменте кандидатов, соответственно, те анализы зарплат, которые они делают, касаются именно этого сегмента соискателей и далеки от общей картины на рынке труда.
Сейчас больше всего пострадали агентства, чья деятельность была сфокусирована на какой-то одной индустрии и приносила агентству большую часть дохода. Сильно страдают агентства, чьей специализацией была банковская отрасль. До последнего времени это был действительно выгодный бизнес: много вакансий, высокие зарплаты специалистов. Но фокусироваться на какой-то одной отрасли – это недолгосрочная стратегия, потому что агентство оказывается в полной зависимости от этой отрасли и попадает в кризис вместе с ней.

Следует отметить, что кризис затрагивает не все отрасли сразу, а идет волнообразно. Сначала была затронута финансовая отрасль и те индустрии, которые был с ней связаны напрямую (девелоперы), сейчас кризис переходит постепенно на остальные отрасли. В данной ситуации выигрывают те агентства, чья деятельность равномерно распределена между разными отраслями бизнеса: банки, FMCG, IT и другими. В таком случае удается минимизировать потери: страдает банковская отрасль, зато продолжает развиваться FMCG и убытки агентств минимизируются.
Кадровые агентства продолжают сотрудничество с компаниями из тех секторов, которые, несмотря на кризис, продолжают расти: фармацевтический, телекоммуникационный, страховой сектор, торговые сети. Некоторые агентства вводят дополнительные услуги, например, аутплейсмент (когда компания сокращает человека, но при этом она обращается в кадровое агентство с просьбой трудоустроить его, для компании такая услуга стоит $4000-8000). Так же сейчас неплохо себя чувствуют агентства, занимающиеся поиском персонала с зарплатой $15 000 – 30 000 в месяц. Это говорит о том, что если работодатель ищет серьезного руководителя (неважно, новая это позиция или замена), он и будет продолжать искать его, несмотря на кризисные волнения. Жизнь-то продолжается, компании функционируют и набирают персонал.
Конечно, сейчас агентствам придется сложнее, ибо они будут еще жестче конкурировать со своим главным конкурентом – внутренними службами персонала компаний.

Преимущества от кризиса имеют компании сектора он-лайн рекрутмента, такие как headhunter, superjob, поскольку уволенные соискатели бросились размещать свои резюме, пополняя базу этих компаний. Их базы кандидатов могут стать ценным источником кадров, когда кризис закончится и компании-работодатели начнут опять активно набирать персонал. Конкуренция между компаниями он-лайн рекрутмента и кадровыми агентствами еще больше обострится.

Больше страдают крупные компании и дорогой сегмент. С другой стороны, доля дорогого сегмента невелика, а в условиях кризиса ценность пива будет выше ценности коньяка Hennessy только потому, что оно дешевле, поэтому выбор людей будет на стороне пива.
Крупным компаниям тяжелее перестраиваться, чем маленьким и средним, так же пострадают брендовые агентства (если говорить о B2B рынке), потому что в стоимость их услуг включена 30-50% наценка за бренд. Но в условиях кризиса розовые очки бренда будут сняты, ибо потребителю будет не до престижа. На передний план выходят небольшие компании и фрилансеры, а так же азиатские компании, работать в которых ранее было непрестижно.

Компании уже снижают затраты на маркетинг и административные расходы, а еще недавно у «Ренессанс Капитал» было выделено 15 миллионов долларов на рекрутмент на 2008 год.
Теперь все с грустью вспоминают 2007 год: как прекрасно мы росли на 20-30% в год, не прилагая для это больших усилий. Ведь если мы возьмем автомобильных дилеров, чем там занимался менеджер по продажам? Выстраиванием покупателей в очередь со словами: вам ждать два месяца, вам три, вам четыре. Ни о каком качестве услуг говорить нельзя, рынок рос, спрос превышал предложение. Что сейчас? А сейчас надо заниматься не командованием очередей, а повышением показателей внутренней эффективности, налаживанием контактов с клиентами, CRM, просто быть вежливыми с клиентами, наконец.

Если продолжить автомобильную тему, то средний срок эксплуатации нового автомобиля в США 3-5 лет, в России до недавних пор 2-3 года. А теперь сравните средний уровень дохода. Кто сказал, что в России надо машину менять каждые два года? Кто сказал, что все должны ездить на мерседесах? Мы это заработали?

Снижение затрат на маркетинг и рекламу, которое мы сейчас наблюдаем, обосновано. Раньше очень много денег тратилось впустую. В отечественной обувной компании в 2005 году рекламный бюджет был 3 миллиона долларов. В итоге все ботинки были распроданы стремительно, магазины стояли пустые, а дилеры, которые заплатили 100% предоплаты за товар получали его не осенью, когда должна приходить новая коллекция, а аккурат к зиме, к распродаже, ибо производство не справлялось с объемом полученных заказов, и все благодаря массированной рекламной кампании, хотя товар прекрасно продавался бы и без нее.

Таким образом, происходит смена неэффективного менеджмента. Сейчас менеджмент будет думать, как оптимально выстраивать бизнес-процессы, улучшать качество товаров и услуг, развивать отношения с клиентами, а не снимать сливки с быстрорастущего рынка.



Что касается маркетологов, то по мнению экспертов примерно 30% останутся на текущем месте работы, остальные буду уволены и начнут переквалифицироваться в другие специальности. В нашей стране нет конкуренции, соответственно маркетинг не нужен, нужны продажи, личные продажи, прямые продажи.
Маркетологов, как правило, набирают успешные компании, чтобы маркетолог объяснил руководству, что компания успешна. В связи с этим, у нас маркетинг направлен не на продажи, а на демагогию, теорию и необоснованную трату денег на рекламу.
В итоге будут востребованы маркетологи, которые смогут решать проблемы конкретного предприятия и продавать свои идеи руководству.
В условиях кризиса будет развиваться директ-маркетинг, причем бумажный, то есть рассылка писем обычной почтой. Электронная рассылка рассылка постепенно теряет свою эффективность ввиду перенасыщения информацией, полученной через интернет. Так же дополнительный толчок в развитии получит интернет-маркетинг, особенно контекстная реклама.

Возможно, начнет расти малый бизнес, ибо уволенным сотрудникам надо будет найти новый источник дохода.

Повлияет ли динамика цен на нефть на рынок труда? Динамика стоимости нефти мало взаимосвязана с сектором реальной экономики. Но стоит заметить, что после победы демократической партии США, политика нового президента Обамы будет сфокусирована на технологическом секторе, что может вызвать стагнацию цен на нефтяном рынке.

Ну и напоследок не стоит забывать, что одно из значений слова "кризис" в переводе с древнегреческого - это "решение" и "возможность". Старт-ап многих компаний был успешен именно в кризисное время, которое дает дополнительные возможности для качественного рывка. Не всем, конечно, а тем, кто их (возможности) смог распознать.
Источник:
http://www.aoes-discont.ru
11:26
426
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X