GR-менеджмент в России
В книге Б. Шеффера "Путь к финансовой независимости" есть интересное выражение: "Технологии Вам отчасти помогли, но когда Вы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери". О том, как завести дружбу с влиятельными людьми и о многом другом читайте в статье.
В книге Б. Шеффера "Путь к финансовой независимости" есть интересное выражение: "Технологии Вам отчасти помогли, но когда Вы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери". О том, как завести дружбу с влиятельными людьми и о многом другом читайте в статье.
Что такое GR- менеджмента?
GR - это выстраивание и налаживание взаимоотношений с государственными органами власти, в частности с правительством, региональными и местными органами власти. Одной из составных частей GR является – лоббирование, которое часто путают с джиаром. Однако, лоббирование - это инструмент для достижения определенной цели, в то время как gr-менеджмент - это одно из направлений стратегического и тактического менеджмента компании.
GR - аббревиатура английского словосочетания Government Relations, что в дословном переводе означает "отношения с властными структурами". На Западе джиар-деятельность распространена довольно давно. А в России gr-специалисты стали появляться только в 90-х годах прошлого столетия. Однако GR до сих пор не получил широкого распространения, т.к. официально специальности джиар-менеджера в образовательных стандартах нет. Равно как нет принятого закона о правомерности gr-деятельности. В настоящий момент существуют несколько проектов Федерального Закона РФ «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти», но, ни один из них не утвержден. Многие специалисты говорят, что принятие подобного закона может решить некоторые проблемы современного бизнеса, поскольку в любом случае лоббирование существует, но носит теневой характер, следовательно, не поддается никакому контролю (кроме Закона РФ «О противодействии коррупции»).
Когда следует задуматься о создании в штате позиции gr-менеджера?
Необходимость в создании позиции gr-менеджера появляется, когда деятельность компании начинает зависеть от решений, принимаемых в органах власти. Понять, насколько компании необходимо gr-подразделение, можно, ответив на следующие вопросы:
1. Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для существования и развития бизнеса?
2. Насколько успех деятельности компании зависит от позиции представителей власти?
3. Возникают ли у компании проблемы с органами власти? Как они решаются?
4. Как формируется отношение государственных чиновников к Вашей компании?
5. Как часто и насколько эффективно компания контактирует с органами власти?
6. Влияет ли на деловую репутацию наличие связей в органах государственной власти?
7. Есть ли у Вашей компании gr-потребности? (Например, для успешной деятельности необходимо позитивное отношение властей к плану развития компании - выход на новый рынок, создание нового продукта). Составьте список потребностей.
8. Контакты с какими представителями и органами власти существенны для деятельности компании (префектура, мэрия, Городская Дума, администрация губернатора и т.д.)?
9. Какими Вы хотите видеть отношения с представителями власти:
- знать о готовящихся проектах;
- влиять на принятие решений;
- участвовать в развитии законодательства, затрагивающего экономический сектор и т.д.?
10. С членами каких ведомств (депутаты, чиновники, члены общественных организаций) Вы хотите наладить контакты?
11. Есть у компании ресурсы для лоббирования интересов?
12. Какими компетенциями должен обладать gr-менеджер?
Компетенции gr-менеджера
Специалист по связям с представителями власти должен обладать определенным набором компетенций:
- знание устройства системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, обработки заявлений;
- навыки общения с представителями власти, которые могут быть приобретения во время участия в общественных комитетах, рабочих группах, государственных проектах и т.д.;
- наличие персональных связей с государственными чиновниками;
- умение вести деловую беседу с представителями власти;
- знание документооборота органов власти;
- знание технологий PR (работа с масс-медиа, ивент и т.д.);
- политическая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- знание и понимание сферы деятельности, в которой работает компания.
Чаще всего, на должность gr-менеджера нанимают юриста или политика, имеющего опыт работы в правительстве. У такого человека уже, как правило, есть необходимые контакты, он знает работу государственных ведомств изнутри.
В крупных трансконтинентальных корпорациях за каждое направление деятельности отвечает отдельных сотрудник. Так, в "Газпроме" в департамент по работе с органами власти входит около 50 человек, в ОАО "РЖД" - 33 человека, в "ЛУКойле" - 20 человек.
3 направления GR-менеджмента
Работа джиар-подразделений ведется по трем направлениям: мониторинг, донесение информации, влияние и корректировка позиций органов власти.
Мониторинг – эта одно из основных направлений работы gr-менеджера. Он позволяет компании выделить и систематизировать всех чиновников, которые, так или иначе, принимают решения важные для компании.
Можно составить карту/схему всех влиятельных чиновников, начиная с Администрации Президента и заканчивая региональной и муниципальной властью. Таких чиновников наберется не более 80-ти. Задача джиар-менеджера – наладить хорошие взаимоотношения с этими людьми, что позволит компании отслеживать потенциальные угрозы деятельности государственных органов с возможностью в дальнейшем корректировать нежелательные решения.
Составление карты государственных стейкхолдеров на первоначальном этапе занимает довольно много времени, поскольку на сайтах ведомств публикуется мало информации, она не дает четкого представления о том, какую сферу бизнеса курирует тот или иной чиновник. Для сбора подробной информации требует от менеджера активной деятельности и работы непосредственно с органами власти, так как опосредованно собрать информацию невозможно. Кстати, есть справочники, где есть нужная Вам информация, является документом ограниченного распространения, с грифом ДСП.
Мониторинг «настроений» и инициатив чиновников необходимо отслеживать постоянно. Например, если готовящееся политическое решение негативно отразится на деятельности компании, следует предпринять комплекс специальных мер, направленных на предотвращение этих угроз: затягивание принятие политических решений, нейтрализация тех, кто лоббирует проблемное политическое решение. Если же готовящееся политическое решение несет потенциальные экономические, имиджевые и прочие возможности для компании, то следует ускорить процесс принятия данного решения, например, проведением экспертизы, помощью в устранении межведомственных разногласий и т.д.
Следующее направление работы джиар-специалиста - донесение информации о позиции компании относительно разрабатываемого в правительстве проекта. Как ни странно, чиновники заинтересованы в том, чтобы получить мнение представителей заинтересованных компаний, так как это экспертное мнение, хоть и субъективное. Кстати, мнение компаний при принятии решений в правительстве используется при подготовке ведомственных заключений.
Если готовящееся решение выгодно для компании, например, сулит снижение налогообложения, уменьшение ставок таможенных пошлин, его принятие надо ускорить, подготовив и предоставив своим сторонникам в органах власти необходимые экспертные документы, специально подобранные примеры из международного опыта. Для того чтобы ускорить принятие решения, джиар-специалист так же может привлечь к изучению темы общественные организации, инициировать в СМИ и интернете кампанию в поддержку решения.
Если же готовящееся решение невыгодно компании, например, ведет к дополнительным административным издержкам, ужесточению отраслевых нормативных требований, менеджер GR-подразделения должен воспрепятствовать его принятию, для чего также нужно снабдить сторонников необходимыми экспертными документами и примерами из международной практики. В своей экспертной оценке необходимо ссылаться на факты, доказывающие, что решения нанесет вред всей отрасли, или ведет к снижению налоговых сборов, уровня жизни населения и т.д.
Третье направление – влияние и корректировка решений государственных чиновников. Пожалуй, это направление требует наибольших усилий от специалиста по связям с органами власти. Тем не менее, процесс принятие решений занимает длительный период, именно поэтому, у джиар-специалиста есть время вклиниться в этот процесс и спровоцировать определенные разногласия между наиболее влиятельными чиновниками, что может, в конечном счете, сказаться на принятом решении.
Инструменты gr-менеджера
Методов воздействия на органы власти достаточно много. Рассмотрим самые распространенные:
1) письменные обращения;
2) выступления в СМИ - привлечение к проблеме общественность, формирование общественного мнения;
3) финансовая поддержка общественных, деловых и политических организаций;
4) вступление в состав общественных комиссий и комитетов органов власти;
5) составление и продвижение законопроектов;
6) проведение социологических опросов, публикация результатов;
7) продвижение на государственные должности лояльных лиц.
Эффективность и адекватность применения того или иного метода зависит от профессионализма gr-специалиста.
GR-менеджмент в действии
Чтобы наглядно показать, как работает GR на практике, предлагаю вспомнить одну из самых успешных gr-кампаний в России, организованную общественными организациями и Минздравом, которые почти 8 лет назад начали лоббировать Закон «Об ограничении потребления табака.
В России табачная отрасль представлена на 80% иностранными производителями. Они проходят жесткий контроль в российских лабораториях, а так же проверяются международными аудиторскими компаниями. И все, потребление табака никак не ограничивалось вплоть до 2006 года, когда два американских миллиардера, Билл Гейтс и Майкл Блумберг, пожертвовали 500 млн. долл. на борьбу с курением в разных регионах мира, в частности на финансирование антитабачных кампаний в быстроразвивающихся странах: России, Китае и Индии.
Финансирование противников курения в России могло нанести серьезный ущерб табачным компаниям, а так же тем, кто их поддерживал - Минсельхоз и Минфин. Минсельхоз за счет табачного бизнеса развивает сельское хозяйство в России, а Минфин пополняет бюджет государства. Им противостояло Минздравсоцразвития, выступающее за радикальные антитабачные меры.
Министерство здравоохранения и общественные организации на деньги, полученные от американских миллиардеров, провели масштабную gr-кампанию, результатом которой стала масштабная акция 19 ноября 2009 года, в Международный день отказа от курения - "Брось курить сегодня". В рамках кампании "Брось курить сегодня", размещалась наружная реклама пропагандистского характера на улицах и в метро, а на телевидении транслировался ролик следующего содержания: "Легкие курильщика подобны губке, полной канцерогенных смол". И в ролике, и в наружной рекламе, использовался довольно жесткий информационный посыл - из губки-легкого выжималась черная смола, накопившаяся за год в легких курильщика.
7 сентября 2010 года в Правительство Российской Федерации Общероссийской общественной организацией "Лига здоровья нации" были переданы 1 000 000 подписей россиян в поддержку мер по борьбе с курением. Сбор подписей был организован в рамках реализации национального общественного проекта "Россия без табака". Подписи были переданы Правительству в поддержку Национальной стратегии по борьбе против табака, которая сейчас находится на рассмотрении. Передача подписей сопровождалось официальным обращением к Председателю Правительства Российской Федерации, Владимиру Владимировичу Путину. Обращение подписали заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков, председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, член координационного совета по борьбе против табака РФ и другие.
Так же была принята Национальная стратегия по борьбе против табака на 2009-2013 гг; была разработана новая редакция закона «Об ограничении потребления табака», внесение поправок в закон «О рекламе» с ограничениями рекламы табачной продукции.
Была проведена масштабная антитабачная кампания на ТВ и улицах страны. Так, на ТВ в 2009 году, по данным TNS Russia, антитабачная реклама размещалась только в октябре-декабре. Ролики на эту тематику набрали за эти месяцы 1,83 тыс. GRP (условная единица; отражает количество зрителей, увидевших ролик) в целевой аудитории старше 18 лет. В этом году антитабачной рекламы стало больше: за январь-сентябрь ее объем составил уже 2,13 тыс. GRP. Растет и антитабачная наружная реклама: по данным "ЭСПАР-Аналитик", всего в России в 2008 году было зафиксировано 333 поверхности, в 2009-м — 412, а за первые девять месяцев 2010 года — почти 1,36 тыс.
Помимо прочего, антилоббистами был организован и проведен форум по теме «Здоровье или табак». На данном форуме антилоббисты выступили с предложение внести поправки в УК РФ с целью введения уголовного преследования за продажу сигарет несовершеннолетним. Также на данном форуме антилоббисты нашли поддержку в лице государственных деятелей, среди которых были такие люди, как Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, первый вице-спикер Олег Морозов, вице-президент общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» Николай Кононов и т.д. Эти люди при помощи СМИ (интервью, публикации статей, новости и т.д.) оказывали всестороннюю поддержку антилоббистам.
Итак…
Помните главное правило всех джиарщиков: приходя к властям, решайте не свои проблемы, а их!
PR - специалист кадровой компании Tom Hunt Глазунова Юлия 8 910 893 78 66
Что такое GR- менеджмента?
GR - это выстраивание и налаживание взаимоотношений с государственными органами власти, в частности с правительством, региональными и местными органами власти. Одной из составных частей GR является – лоббирование, которое часто путают с джиаром. Однако, лоббирование - это инструмент для достижения определенной цели, в то время как gr-менеджмент - это одно из направлений стратегического и тактического менеджмента компании.
GR - аббревиатура английского словосочетания Government Relations, что в дословном переводе означает "отношения с властными структурами". На Западе джиар-деятельность распространена довольно давно. А в России gr-специалисты стали появляться только в 90-х годах прошлого столетия. Однако GR до сих пор не получил широкого распространения, т.к. официально специальности джиар-менеджера в образовательных стандартах нет. Равно как нет принятого закона о правомерности gr-деятельности. В настоящий момент существуют несколько проектов Федерального Закона РФ «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти», но, ни один из них не утвержден. Многие специалисты говорят, что принятие подобного закона может решить некоторые проблемы современного бизнеса, поскольку в любом случае лоббирование существует, но носит теневой характер, следовательно, не поддается никакому контролю (кроме Закона РФ «О противодействии коррупции»).
Когда следует задуматься о создании в штате позиции gr-менеджера?
Необходимость в создании позиции gr-менеджера появляется, когда деятельность компании начинает зависеть от решений, принимаемых в органах власти. Понять, насколько компании необходимо gr-подразделение, можно, ответив на следующие вопросы:
1. Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для существования и развития бизнеса?
2. Насколько успех деятельности компании зависит от позиции представителей власти?
3. Возникают ли у компании проблемы с органами власти? Как они решаются?
4. Как формируется отношение государственных чиновников к Вашей компании?
5. Как часто и насколько эффективно компания контактирует с органами власти?
6. Влияет ли на деловую репутацию наличие связей в органах государственной власти?
7. Есть ли у Вашей компании gr-потребности? (Например, для успешной деятельности необходимо позитивное отношение властей к плану развития компании - выход на новый рынок, создание нового продукта). Составьте список потребностей.
8. Контакты с какими представителями и органами власти существенны для деятельности компании (префектура, мэрия, Городская Дума, администрация губернатора и т.д.)?
9. Какими Вы хотите видеть отношения с представителями власти:
- знать о готовящихся проектах;
- влиять на принятие решений;
- участвовать в развитии законодательства, затрагивающего экономический сектор и т.д.?
10. С членами каких ведомств (депутаты, чиновники, члены общественных организаций) Вы хотите наладить контакты?
11. Есть у компании ресурсы для лоббирования интересов?
12. Какими компетенциями должен обладать gr-менеджер?
Компетенции gr-менеджера
Специалист по связям с представителями власти должен обладать определенным набором компетенций:
- знание устройства системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, обработки заявлений;
- навыки общения с представителями власти, которые могут быть приобретения во время участия в общественных комитетах, рабочих группах, государственных проектах и т.д.;
- наличие персональных связей с государственными чиновниками;
- умение вести деловую беседу с представителями власти;
- знание документооборота органов власти;
- знание технологий PR (работа с масс-медиа, ивент и т.д.);
- политическая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- знание и понимание сферы деятельности, в которой работает компания.
Чаще всего, на должность gr-менеджера нанимают юриста или политика, имеющего опыт работы в правительстве. У такого человека уже, как правило, есть необходимые контакты, он знает работу государственных ведомств изнутри.
В крупных трансконтинентальных корпорациях за каждое направление деятельности отвечает отдельных сотрудник. Так, в "Газпроме" в департамент по работе с органами власти входит около 50 человек, в ОАО "РЖД" - 33 человека, в "ЛУКойле" - 20 человек.
3 направления GR-менеджмента
Работа джиар-подразделений ведется по трем направлениям: мониторинг, донесение информации, влияние и корректировка позиций органов власти.
Мониторинг – эта одно из основных направлений работы gr-менеджера. Он позволяет компании выделить и систематизировать всех чиновников, которые, так или иначе, принимают решения важные для компании.
Можно составить карту/схему всех влиятельных чиновников, начиная с Администрации Президента и заканчивая региональной и муниципальной властью. Таких чиновников наберется не более 80-ти. Задача джиар-менеджера – наладить хорошие взаимоотношения с этими людьми, что позволит компании отслеживать потенциальные угрозы деятельности государственных органов с возможностью в дальнейшем корректировать нежелательные решения.
Составление карты государственных стейкхолдеров на первоначальном этапе занимает довольно много времени, поскольку на сайтах ведомств публикуется мало информации, она не дает четкого представления о том, какую сферу бизнеса курирует тот или иной чиновник. Для сбора подробной информации требует от менеджера активной деятельности и работы непосредственно с органами власти, так как опосредованно собрать информацию невозможно. Кстати, есть справочники, где есть нужная Вам информация, является документом ограниченного распространения, с грифом ДСП.
Мониторинг «настроений» и инициатив чиновников необходимо отслеживать постоянно. Например, если готовящееся политическое решение негативно отразится на деятельности компании, следует предпринять комплекс специальных мер, направленных на предотвращение этих угроз: затягивание принятие политических решений, нейтрализация тех, кто лоббирует проблемное политическое решение. Если же готовящееся политическое решение несет потенциальные экономические, имиджевые и прочие возможности для компании, то следует ускорить процесс принятия данного решения, например, проведением экспертизы, помощью в устранении межведомственных разногласий и т.д.
Следующее направление работы джиар-специалиста - донесение информации о позиции компании относительно разрабатываемого в правительстве проекта. Как ни странно, чиновники заинтересованы в том, чтобы получить мнение представителей заинтересованных компаний, так как это экспертное мнение, хоть и субъективное. Кстати, мнение компаний при принятии решений в правительстве используется при подготовке ведомственных заключений.
Если готовящееся решение выгодно для компании, например, сулит снижение налогообложения, уменьшение ставок таможенных пошлин, его принятие надо ускорить, подготовив и предоставив своим сторонникам в органах власти необходимые экспертные документы, специально подобранные примеры из международного опыта. Для того чтобы ускорить принятие решения, джиар-специалист так же может привлечь к изучению темы общественные организации, инициировать в СМИ и интернете кампанию в поддержку решения.
Если же готовящееся решение невыгодно компании, например, ведет к дополнительным административным издержкам, ужесточению отраслевых нормативных требований, менеджер GR-подразделения должен воспрепятствовать его принятию, для чего также нужно снабдить сторонников необходимыми экспертными документами и примерами из международной практики. В своей экспертной оценке необходимо ссылаться на факты, доказывающие, что решения нанесет вред всей отрасли, или ведет к снижению налоговых сборов, уровня жизни населения и т.д.
Третье направление – влияние и корректировка решений государственных чиновников. Пожалуй, это направление требует наибольших усилий от специалиста по связям с органами власти. Тем не менее, процесс принятие решений занимает длительный период, именно поэтому, у джиар-специалиста есть время вклиниться в этот процесс и спровоцировать определенные разногласия между наиболее влиятельными чиновниками, что может, в конечном счете, сказаться на принятом решении.
Инструменты gr-менеджера
Методов воздействия на органы власти достаточно много. Рассмотрим самые распространенные:
1) письменные обращения;
2) выступления в СМИ - привлечение к проблеме общественность, формирование общественного мнения;
3) финансовая поддержка общественных, деловых и политических организаций;
4) вступление в состав общественных комиссий и комитетов органов власти;
5) составление и продвижение законопроектов;
6) проведение социологических опросов, публикация результатов;
7) продвижение на государственные должности лояльных лиц.
Эффективность и адекватность применения того или иного метода зависит от профессионализма gr-специалиста.
GR-менеджмент в действии
Чтобы наглядно показать, как работает GR на практике, предлагаю вспомнить одну из самых успешных gr-кампаний в России, организованную общественными организациями и Минздравом, которые почти 8 лет назад начали лоббировать Закон «Об ограничении потребления табака.
В России табачная отрасль представлена на 80% иностранными производителями. Они проходят жесткий контроль в российских лабораториях, а так же проверяются международными аудиторскими компаниями. И все, потребление табака никак не ограничивалось вплоть до 2006 года, когда два американских миллиардера, Билл Гейтс и Майкл Блумберг, пожертвовали 500 млн. долл. на борьбу с курением в разных регионах мира, в частности на финансирование антитабачных кампаний в быстроразвивающихся странах: России, Китае и Индии.
Финансирование противников курения в России могло нанести серьезный ущерб табачным компаниям, а так же тем, кто их поддерживал - Минсельхоз и Минфин. Минсельхоз за счет табачного бизнеса развивает сельское хозяйство в России, а Минфин пополняет бюджет государства. Им противостояло Минздравсоцразвития, выступающее за радикальные антитабачные меры.
Министерство здравоохранения и общественные организации на деньги, полученные от американских миллиардеров, провели масштабную gr-кампанию, результатом которой стала масштабная акция 19 ноября 2009 года, в Международный день отказа от курения - "Брось курить сегодня". В рамках кампании "Брось курить сегодня", размещалась наружная реклама пропагандистского характера на улицах и в метро, а на телевидении транслировался ролик следующего содержания: "Легкие курильщика подобны губке, полной канцерогенных смол". И в ролике, и в наружной рекламе, использовался довольно жесткий информационный посыл - из губки-легкого выжималась черная смола, накопившаяся за год в легких курильщика.
7 сентября 2010 года в Правительство Российской Федерации Общероссийской общественной организацией "Лига здоровья нации" были переданы 1 000 000 подписей россиян в поддержку мер по борьбе с курением. Сбор подписей был организован в рамках реализации национального общественного проекта "Россия без табака". Подписи были переданы Правительству в поддержку Национальной стратегии по борьбе против табака, которая сейчас находится на рассмотрении. Передача подписей сопровождалось официальным обращением к Председателю Правительства Российской Федерации, Владимиру Владимировичу Путину. Обращение подписали заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков, председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, член координационного совета по борьбе против табака РФ и другие.
Так же была принята Национальная стратегия по борьбе против табака на 2009-2013 гг; была разработана новая редакция закона «Об ограничении потребления табака», внесение поправок в закон «О рекламе» с ограничениями рекламы табачной продукции.
Была проведена масштабная антитабачная кампания на ТВ и улицах страны. Так, на ТВ в 2009 году, по данным TNS Russia, антитабачная реклама размещалась только в октябре-декабре. Ролики на эту тематику набрали за эти месяцы 1,83 тыс. GRP (условная единица; отражает количество зрителей, увидевших ролик) в целевой аудитории старше 18 лет. В этом году антитабачной рекламы стало больше: за январь-сентябрь ее объем составил уже 2,13 тыс. GRP. Растет и антитабачная наружная реклама: по данным "ЭСПАР-Аналитик", всего в России в 2008 году было зафиксировано 333 поверхности, в 2009-м — 412, а за первые девять месяцев 2010 года — почти 1,36 тыс.
Помимо прочего, антилоббистами был организован и проведен форум по теме «Здоровье или табак». На данном форуме антилоббисты выступили с предложение внести поправки в УК РФ с целью введения уголовного преследования за продажу сигарет несовершеннолетним. Также на данном форуме антилоббисты нашли поддержку в лице государственных деятелей, среди которых были такие люди, как Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, первый вице-спикер Олег Морозов, вице-президент общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» Николай Кононов и т.д. Эти люди при помощи СМИ (интервью, публикации статей, новости и т.д.) оказывали всестороннюю поддержку антилоббистам.
Итак…
Помните главное правило всех джиарщиков: приходя к властям, решайте не свои проблемы, а их!
PR - специалист кадровой компании Tom Hunt Глазунова Юлия 8 910 893 78 66
Источник:
http://vladimiryakuba.ru/